1. Сочетания cж, зж, сш, зш на стыке приставки и корня, корня и суффикса произносятся как долгие твердые согласные [ж:], [ш:]: сжать – [ж:]ать, везший — ве[ш:]ий, нёсший – не [ш:]ий, разжать – ра[ж:]ать.
2. Сочетания сч, зч на стыке корня и суффикса произносятся как долгий мягкий [ш':]: грузчик – гру[ш':]ик, переписчик – перепи[ш':]ик. Так же произносятся: 1) сочетание сч в словах счастье, считать ([ш':]астье, [ш':]итать) и однокоренных с ними; 2) сочетание жч (мужчина — му[ш':]ина).
3. Сочетания тс, тьс в возвратных глаголах произносятся как долгий твердый [ц:]: смеются — смею[ц:ъ], смеяться — смея[ц:ъ].
4. Сочетания тс, дс на стыке корня и суффикса произносятся как [ц]: фло тс кий – фло[ц]кий, заво дс кой — заво[ц]кой.
5. Сочетание чн в словах конечно, скучно, яичница, нарочно и некоторых других произносится как [шн]: коне[шн]о, ску[шн]о, яи[шн]ица, наро[шн]о.
6. Сочетание чт в словах что, чтобы, что-то, ничто и т. п. произносится как [шт]: [шт]о, [шт]обы, [шт]о-то, ни[шт]о.
7. В некоторых сочетаниях согласных существуют непроизносимые согласные,т.е. одна из трех находящихся рядом букв не имеет звукового значения. Например, не произносятся [ т ] в сочетании стн (радостный — радо[сн]ый), [ д ] в сочетании здн (праздновать — пра[зн]оватъ), [ ф ] (обозначается буквой в) в словах чувство, здравствуй (чу[ств]о, здра[ств]уй) и однокоренных с ними.
ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА
Схема фонетического разбора
(в соответствии со школьной традицией)
1. Разделить слово на слоги, обозначить ударный.
2. Записать буквы и определить, какие звуки они обозначают.
3. Охарактеризовать звуки по следующим параметрам: гласные — ударный/ безударный; согласные — мягкий/твердый, глухой/звонкий.
4. Определить количество букв и звуков.
5. Объяснить (при устном разборе) случаи несоответствия между буквой и звуком.