Морфолого-синтаксический

СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ

Морфолого-синтаксическнй способ словообразо­вания — это образование слов путем перехода из од­ной части речи в другую, например: (хорошая) сто­ловая (имя существительное) - столовая (ложка) (имя прилагательное), вокруг (дома) (предлог) - (по­смотреть) вокруг (наречие).

Принадлежность такого слова к той или иной час­ти речи можно определить только в контексте (сло­восочетании, предложении): столовая ложка (прилаг.) — пообедать в столовой (существ.), благода­ря за помощь друзей (дееприч.) — благодаря помо­щи друзей (предлог).

В современном русском языке морфолого-синтаксическим способом наиболее активно образуются су­ществительные. Переход разных частей речи в име­на сущ. называется субстанти­вацией (от лат. - имя сущ.): будущее время глагола — наше будущее, детская комната — светлая детская.

ЛЕКСИКО-СИНТАКСИЧЕСКИЙ И ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ

При лексико-синтаксическом способе (или сра­щении, слиянии) слова образуются из словосочета­ния путем слияния слов последнего в одно слово: сумасшедший, - с ума сшедший, быстрораствори­мый - быстрорастворимый, сейчас, - сей час.

Слова, образованные лексико-синтаксическим способом, отличаются от слов, образованных спосо­бом сложения, тем, что полностью повторяют морфемный состав словосочетаний, на базе которых они возникли.

При лексико-семантическом способе слово обра­зуется в результате расщепления многозначного сло­ва на слова-омонимы: охота (выслеживание зверей, птиц с целью их умерщвления или ловли) - охота (желание), титан (большой бак для нагревания воды) - титан (гигант, героическая личность; че­ловек, обладающий огромными творческими способ­ностями).

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР

Словообразовательный разбор предполагает уста­новление, от какого производящего слова (т. е. слова, от которого образовано другое слово) с помощью каких словообразовательных средств и каким способом обра­зовано производное слово (т. е. слово, которое образо­валось). Например, слово лесник образовано от осно­вы слова лес суффиксальным способом: лесник лес, Найти слово, от которого образовано данное, поможет определение лексического значения производного сло­ва: лесникчеловек, который охраняет лес,

Словообразовательному анализу подвергаются только производные слова. Непроизводные слова не являются объектом словообразовательного анализа.

Основа того слова, от которого образовано данное, называется производящей. Она может быть произ­водной и непроизводной: береговой - б ерег. (берег — непроизводная производящая основа), карьерист­ский - карьерист, (карьерист — производная про­изводящая основа).

Для проведения словообразовательного анализа желательно поставить слово в начальную форму: убежал — форма от убежать; "убежать «- бежать (пристав,).

Словообразование нужно отличать от формообра­зования. Перерисовал — это форма прошедшего вре­мени глагола перерисовать, здесь суффикс -л- слу­жит для образования не нового слова, а формы сло­ва. Словообразовательный же разбор данного слова будет таким: перерисовать - рисовать (пристав.).

При словообразовательном разборе необходимо учитывать закономерности словообразовательного процесса. Например:

1. Производящее слово должно быть ближайшим по форме к производному: незаметный - заметный (не от «заметить»), расчудесный - чудесный (не от «чудеса»).

2. В образовании нового слова обычно участвуют только разные морфемы: приставка и суффикс (приставочно-суффиксальный способ), приставка и пост­фикс (приставочно-постфиксальный способ), суффикс и постфикс (суффиксально-постфиксальный способ), приставка, суффикс и постфикс (приставочно-суффиксально-постфиксальный способ) и т. д. Поэтому, напри­мер, слово обезболить образовано от слова боль не при помощи двух приставок (о-, без-) и суффикса -и- (нет приставочно-приставочно-суффиксального способа), а при помощи приставки обез- и суффикса -и- (приставочно-суффиксальным способом).

3. Если слово образовано приставочным, постфиксальным или приставочно-постфиксальным спосо­бом, часть речи остается той же: некрасивый - красивый, мытьсямыть, кто-токто, вдумать­ся - думать. При этом приставка и постфикс при­соединяются не к производящей основе, а к целому самостоятельному слову.

4. Если при образовании слова морфемным спо­собом изменилась часть речи, значит, в словообра­зовании участвовал суффикс (один либо в сочетании с другими морфемами): яблочный - яблоко, сни­зить - низкий. При этом суффикс может быть нулевым: синь - синий (нулевая суффиксация).

5. Сущ., обозначающие лиц женско­го пола, обычно образуются от соответствующих им сущ., обозначающих лиц мужского по­ла: учительницаучитель.

6. Сущ., обозначающие опредмечен­ное качество, признак, как правило, образуются от соответствующих прилагательных: зелень - зеле ный, доброта - добрый.

7. Сущ., обозначающие опредмеченные действия, состояния, как правило, образуются от соответствующих глаголов: бег - бежать, ожидание ] - ожидать.

8. Основа изменяемых сущ всегда оканчивается на согласный, поэтому словообразова­тельный разбор слов типа отстаивание необходимо оформлять так: отстаивании [ й' э ] - отстаивать.

9. Сложные существительные могут быть образо­ваны от уже имеющихся сложных прилагательных: полноводность - полноводный (суффиксальный спо­соб). Сложные прилагательные могут быть образо­ваны от уже имеющихся сложных существительных: железобетонный - железобетон, (суффиксальный способ).

10. Глаголы с суффиксами - ва-, -ива-, -ыва - чаще всего образуются от соответствующих им глаголов без данных суффиксов, при этом суффикс - ва - обыч­но ударный: разливать +.разлить, замариновывать - замариновать,

11. Наречия на - о, -е образуются преимущественно от соответствующих им прилагательных: бесстраш­но - бесстрашный, вызывающе -.вызывающий.

12. Слова с уменьшительно-ласкательными суф­фиксами обычно образуются от слов этой части речи без данных суффиксов: пробежечка - пробежка, тихонькотихо.

13. Иногда непроизводные слова могут иметь основу, состоящую не только из корня: д ышать.

14. Необходимо учитывать, что большинство производных слов русского языка относится к 1— 4-й ступеням словообразования:

1-я ступень: каминный - камин.

2-я ступень: каменистость - каменистый – камень.

3-я ступень: покраснени [й'э]покраснетькраснеть - красный.

4-я ступень: неподдельность - не поддельный - поддельный - подделать - делать.

Производные слова 5—б-й ступени встречаются редко: примиренчески - примиренческий - примиренец - примирени[й'э] - примиритьмирить -

мир.

15. Иногда существуют несколько вариантов об­разования одного и того же слова: 1) накрахмали­ваться - накрахмаливать (постфиксальный);

2) накрахмаливатьсянакрахмалиться (суффик­сальный).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: