Порядок синтаксического разбора
1. Выделить словосочетание из предложения.
2. Определить главное и зависимое слова.
3. Поставить смысловой вопрос от главного слова к зависимому.
4. Определить тип словосочетания (глагольное, именное или наречное).
5. Определить, какой частью речи является зависимое слово.
6. Определить средства грамматической связи (окончание зависимого слова, предлог).
7. Установить вид подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).
Образец синтаксического разбора
Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчет своих сомнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнается и совсем теряет свою крошечную способность относиться критически к своим поступкам и к своей особе.
(Д. Писарев).
Слабый человек – именное словосочетание,вид связи – согласование.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что такое словосочетание?
2. Какова структура словосочетаний?
3. Назовите средства грамматической связи и выражения отношений между словами в словосочетании.
4. Что такое сложное словосочетание?
5. Какие словосочетания называются: а) глагольными; б) именными; в) наречными? К какой из данных групп относятся словосочетания с главным словом, выраженным причастием или деепричастием?
6. Приведите примеры словосочетаний, в которых бы главное слово было выражено прилагательным, а зависимое — существительным или местоимением.
7. Как определяется грамматическое значение словосочетаний?
8. Охарактеризуйте виды подчинительной связи слов в словосочетании.
9. В чем заключается специфика подчинительной связи в сочетаниях количественных и собирательных числительных, а также местоимений «столько», «сколько», «несколько» с существительными?
10. Каков порядок синтаксического разбора словосочетания?
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ,
ОБУСЛОВЛЕННЫЕ НАРУШЕНИЕМ