Норм управления

Грамматические ошибки, обусловленные наруше­нием норм управления, чаще всего связаны с:

1) неправильным выбором падежной формы суще­ствительного либо местоимения в конструкциях с предлогами по, согласно, вопреки и др.: бродить по полях, по возвращению домой, согласно указа прези­дента, вопреки принятого решения и т. п. (правиль­но: бродить по полям, по возвращении домой, соглас­но указу президента, вопреки принятому решению);

2) неправильным выбором предлога: вернуться со школы, говорил об Яше, заверил о своей преданности и т. п. (правильно: вернуться из школы, говорил о Яше, заверил в своей преданности);

3) смешением конструкций со словами, близкими по значению или составу, но требующими разного управления: радуюсь жизнью, заведующий склада, свойственный для этой поры года и др. (правильно: радуюсь жизни — доволен жизнью; заведующий скла­дом — директор фирмы; свойственный этой поре го­дахарактерный для этой поры, года);

4) нарушением норм управления в сочетаниях од­ного и того же слова с разными словами: требую вни­мание, бронзовый памятник А. Пушкина и др. (пра­вильно: требую внимания — требую книгу; бронзо­вый памятник А. Пушкину – памятник скульпто­ра С. Селиханова).

Для предупреждения подобных ошибок необходи­мо обращаться к соответствующим словарям и спра­вочникам, а также учитывать следующее:

1. Предлог по чаще всего употребляется со слова­ми, находящимися в форме дательного падежа: гу­лять по паркам, разъезжать по городам, тосковать по детям, стрелять по ним и т. п.

Однако если предлог по имеет значение 'после', су­ществительное употребляется в форме предложного падежа: по приезд е домой, по возвращен ии из коман­дировки.

Рекомендуется употреблять в предложном падеже (с предлогом по ) местоимения 1-го и 2-го лица мно­жественного числа в сочетании с глаголами, обозна­чающими чувства, и со словом «стрелять»: тоско­вать по нас, стрелять по вас.

2. Предлог в (с пространственным значением) со­относится с предлогом из, предлог на — с предлогом с (со). Поскольку в словосочетании пойду в школу
употребляется предлог в, то в словосочетании вернул­ся из школы необходим предлог из: поехал в дерев­нюприехал из деревни, прибыл на Кавказвер­нулся с Кавказа.

3. Предлог о (с объектным значением) обычно упо­требляется со словами, начинающимися с согласно­го звука, предлог об — со словами, начинающимися с гласного звука: о доме, о Юле [й'у]; об институте, об армии. Исключения: обо всем (всех, всей), обо мне,
обо что.

Примечание. Предлог про характерен преимуществен­но для разговорного стиля речи (сравн.: говорить о дос­тиженияхговорить про достижения).

4. Некоторые предложно-падежные формы следу­ет запоминать либо проверять по соответствующим словарям и справочникам, например: гармонировать (с чем?) (не: чему?), дифференцировать (что?) (не: с чем?), неугодный (кому?) (не: для кого?), очевид­ный (для кого?) (не: кому?) и др.

5. Предложно-падежные формы со словами, близ­кими по значению либо структуре, необходимо запо­минать или проверять по специальным словарям и справочникам. Например:

доволен (чем?) естественный, характерный (для чего?) заведующий, управляющий, командующий (чем?) заслужить (что?) идентичный (чему?) компенсировать (что?) наполнен (чем?) обрадованный (чем?) огорченный (чем?) очевидец (чего?) плата (за что?) платить, уплатить (за что?) радоваться, удивляться (чему?) различать (что и что?) укорять (в чем?) рад (чему?) свойственный (чему?) директор (чего?) заслуживать (чего?) одинаковый (с чем?) компенсация (за что?) полон (чего?) обрадоваться (чему?) огорчаться (чему?) свидетель (чего? чему?) оплата (чего?) оплачивать, оплатить (что?) восхищаться, восторгаться (чем?) отличать (что от чего?) порицать (за что?)

6. Предложно-падежные формы в сочетаниях од­ного и того же слова с разными словами следует запо­минать или проверять по специальным словарям и справочникам. Например:

ждать (что?) письмо (оттенок определенности) принадлежать (кому?) мне (находиться в собственности) согласиться (на что?) на работу (дать согласие) удовлетворять (что?) запросы (выполнять) удостоить (чего?) ордена (наградить за заслуги) искать (что?) тропинку, попросить (что?) ручку, требовать (что?) книгу (конкретные существительные при данных глаголах обычно употребляются в форме винительного падежа) ждать (чего?) писем (оттенок неопределенности) принадлежать (к чему?) к данной партии (входить в состав) согласиться (с чем?) с выводами (принять) удовлетворять (чему?) требованиям (соответствовать) удостоить (чем?) взглядом (в знак внимания) искать (чего?) забвения, попросить (чего?) прощения, требовать (чего?) почтения (абстрактные существитель­ные — обычно в форме роди­тельного падежа)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: