Грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм управления, чаще всего связаны с:
1) неправильным выбором падежной формы существительного либо местоимения в конструкциях с предлогами по, согласно, вопреки и др.: бродить по полях, по возвращению домой, согласно указа президента, вопреки принятого решения и т. п. (правильно: бродить по полям, по возвращении домой, согласно указу президента, вопреки принятому решению);
2) неправильным выбором предлога: вернуться со школы, говорил об Яше, заверил о своей преданности и т. п. (правильно: вернуться из школы, говорил о Яше, заверил в своей преданности);
3) смешением конструкций со словами, близкими по значению или составу, но требующими разного управления: радуюсь жизнью, заведующий склада, свойственный для этой поры года и др. (правильно: радуюсь жизни — доволен жизнью; заведующий складом — директор фирмы; свойственный этой поре года — характерный для этой поры, года);
4) нарушением норм управления в сочетаниях одного и того же слова с разными словами: требую внимание, бронзовый памятник А. Пушкина и др. (правильно: требую внимания — требую книгу; бронзовый памятник А. Пушкину – памятник скульптора С. Селиханова).
|
|
Для предупреждения подобных ошибок необходимо обращаться к соответствующим словарям и справочникам, а также учитывать следующее:
1. Предлог по чаще всего употребляется со словами, находящимися в форме дательного падежа: гулять по паркам, разъезжать по городам, тосковать по детям, стрелять по ним и т. п.
Однако если предлог по имеет значение 'после', существительное употребляется в форме предложного падежа: по приезд е домой, по возвращен ии из командировки.
Рекомендуется употреблять в предложном падеже (с предлогом по ) местоимения 1-го и 2-го лица множественного числа в сочетании с глаголами, обозначающими чувства, и со словом «стрелять»: тосковать по нас, стрелять по вас.
2. Предлог в (с пространственным значением) соотносится с предлогом из, предлог на — с предлогом с (со). Поскольку в словосочетании пойду в школу
употребляется предлог в, то в словосочетании вернулся из школы необходим предлог из: поехал в деревню — приехал из деревни, прибыл на Кавказ — вернулся с Кавказа.
3. Предлог о (с объектным значением) обычно употребляется со словами, начинающимися с согласного звука, предлог об — со словами, начинающимися с гласного звука: о доме, о Юле [й'у]; об институте, об армии. Исключения: обо всем (всех, всей), обо мне,
обо что.
Примечание. Предлог про характерен преимущественно для разговорного стиля речи (сравн.: говорить о достижениях — говорить про достижения).
|
|
4. Некоторые предложно-падежные формы следует запоминать либо проверять по соответствующим словарям и справочникам, например: гармонировать (с чем?) (не: чему?), дифференцировать (что?) (не: с чем?), неугодный (кому?) (не: для кого?), очевидный (для кого?) (не: кому?) и др.
5. Предложно-падежные формы со словами, близкими по значению либо структуре, необходимо запоминать или проверять по специальным словарям и справочникам. Например:
доволен (чем?) естественный, характерный (для чего?) заведующий, управляющий, командующий (чем?) заслужить (что?) идентичный (чему?) компенсировать (что?) наполнен (чем?) обрадованный (чем?) огорченный (чем?) очевидец (чего?) плата (за что?) платить, уплатить (за что?) радоваться, удивляться (чему?) различать (что и что?) укорять (в чем?) | рад (чему?) свойственный (чему?) директор (чего?) заслуживать (чего?) одинаковый (с чем?) компенсация (за что?) полон (чего?) обрадоваться (чему?) огорчаться (чему?) свидетель (чего? чему?) оплата (чего?) оплачивать, оплатить (что?) восхищаться, восторгаться (чем?) отличать (что от чего?) порицать (за что?) |
6. Предложно-падежные формы в сочетаниях одного и того же слова с разными словами следует запоминать или проверять по специальным словарям и справочникам. Например:
ждать (что?) письмо (оттенок определенности) принадлежать (кому?) мне (находиться в собственности) согласиться (на что?) на работу (дать согласие) удовлетворять (что?) запросы (выполнять) удостоить (чего?) ордена (наградить за заслуги) искать (что?) тропинку, попросить (что?) ручку, требовать (что?) книгу (конкретные существительные при данных глаголах обычно употребляются в форме винительного падежа) | ждать (чего?) писем (оттенок неопределенности) принадлежать (к чему?) к данной партии (входить в состав) согласиться (с чем?) с выводами (принять) удовлетворять (чему?) требованиям (соответствовать) удостоить (чем?) взглядом (в знак внимания) искать (чего?) забвения, попросить (чего?) прощения, требовать (чего?) почтения (абстрактные существительные — обычно в форме родительного падежа) |