Развития науки (по В.В. Ильину)
| Признаки для сравнения | Эпохи развития науки | |
| классика | не классика | |
| 1. Объект | «Природный процесс» выделяется безотносительно к условиям его изучения | Запрет на трактовку предметности «самой по себе» без учета способов ее освоения. «Без познающего субъекта нет объекта» |
| 2. Метод познания | Постулирование зеркально-непосредственно-очевидного соответствия знания действительности (наивный реализм) | Дополнительность: сознательное использование в исследованиях (наблюдение, описание) групп взаимоисключающих понятий |
| 3. Отношение к эмпирическим данным | Эмпирическая методология восхождения к истине. Знание как прямое обобщение опыта | Построение «безотносительно» к опыту концептуальных схем, организующих и направляющих понимание опытных данных |
| 4. Истина | Адекватное знание как реальность, а не как императив | Различные ракурсы видения системы не сводятся к одному-единственному ракурсу –– невозможность «Божественного» взгляда» (обозрения всей реальности) |
| 5. Научность знания | Научным считается лишь всесторонне обоснованное в некоем доскональном смысле знание. Присутствие неопределенности расцениватся как недостаточная обоснованность, гипотетичность знания | Абсолютная точность и строгость знания недостижимы |
Такой подход оказывается весьма продуктивным не только для объяснения принципов организации научной деятельности, но и для вычленения принципов организации в других видах деятельности, в частности, в нашем случае — для вычленения принципов организации учебной деятельности (глава 4) и игровой деятельности (глава 5).
Объект, предмет и задачи психолого-педагогических научных дисциплин






