Природа и функции образовательных инноваций

Осуществление опытно-экспериментальной исследовательской работы представляется очень важным средством целенаправлен­ного поиска эффективных путей обучения и воспитания. Выпол­нение этой работы призвано способствовать решению основных практических задач образования на современном уровне.

Кратко охарактеризуем главные составляющие такой работы.

1. Диагностика ситуации обновления и развития в школе, се­мье, микросоциуме на данный момент, педагогический анализ до­стижений и недостатков, степени реализации возможностей, эф­фективности используемых подходов и средств. Такая работа все­гда осуществлялась специалистами сферы образования. Мера же полноты, глубины, основательности выполнения определяется характером тех задач, которые стоят перед разработчиками, уров­нем их квалификации, наличным инструментарием. В исследова­тельской работе этот уровень в принципе должен быть выше, чем в массовой практике (учитывая, что передовая практика сама под­нимается на уровень исследовательского поиска).

2. Прогнозирование, психолого-педагогическое проектирование и опережающее экспериментирование. Такая работа бывает необхо­дима при составлении перспективных и текущих планов, при оп­ределении направлений и ориентиров практической деятельно­сти. Она нужна для того, чтобы придать прогностическо-проекти-ровочной деятельности научную состоятельность и обоснованность. Особо нужно сказать об опережающем педагогическом экспери­ментировании. Его суть заключается в том, что оно позволяет по­лучить определенную прогностическую информацию, увидеть чер­ты возможного будущего. Такое экспериментирование позволяет создать свою модель развития в конкретных условиях выполнения деятельности и воплотить ее в жизнь, создавая образец для более широкой практики.

3. Формирование личности творческого педагога с явно выра­женным индивидуальным стилем деятельности. Известно, что характер и содержание совместно выполняемой деятельности, складывающиеся в группе, характер межличностных и другого рода отношений в конечном счете формирует личность. Лич­ность творческого педагога развивается в совместной творче­ской деятельности. Об этом говорит опыт школ, давших целые со­звездия талантливых педагогов. Это, например, школа В. А. Су-хомлинского (Павлышская средняя школа), школа С. Е. Хозе (средняя школа № 345 Москвы), школа В. А. Караковского (сред­няя школа № 825 Москвы), Е. А. Ямбурга (средняя школа № 109 Москвы) и др.

4. Развитие инициативы и творчества воспитанников. Понятно, что содержание и направленность творческой деятельности пе­дагога и воспитанника чаще всего не совпадают. Педагог занима­ется педагогическим творчеством, воспитанник — предметным (художественным, техническим и т.д.). Однако общий дух твор­чества, уважение к поиску, поощрение инициативы и нестан­дартной мысли — все это развивается лучше всего в ищущем педагогическом коллективе. Ну а там, где предмет поиска педа­гога и его воспитанника совпадает, что бывает нередко (совмест­ная художественная самодеятельность, диспуты, составление про­ектов, в том числе и педагогических, и т.д.), условия для со­творчества, взаимного обогащения становятся еще более благо­приятными.

5. Преодоление мифов, стереотипов, инертности и иждивенчества. Поиск способствует наиболее эффективному очищению от рути­ны, возбуждает энергию, укрепляет веру в свои силы. Успешнее идет процесс пересмотра многих мифических представлений и суждений типа: идеальный школьник - это удобный, послуш­ный ученик; слово педагога — закон; хорошая учеба — показатель благополучия в развитии личности; чем больше воспитательных мероприятий, тем интенсивнее воспитание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow