Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-4, ОКВ-2, ОКВ-7, ПК-1, ПК-4, ПК-8, ПК-23 (согласно ФГОС ВПО)
Код компетенции | Наименование и (или) описание компетенции |
ОК-4 | Способность и готовность к использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики |
ОКВ-2 | Способен к постоянному личностному и профессиональному саморазвитию на основе умений критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства и методы саморазвития и самосовершенствования |
ОКВ-7 | Владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий |
ПК-1 | Способность и готовность к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности |
ПК-4 | Способность и готовность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий |
ПК-8 | Способен и готов к ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности |
ПК-23 | Способность и готовность к реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп |
В результате изучения дисциплины студент должен:
Наименование и (или) описание компетенции | Код компетенции | ||
Знать | основные категории и методы дисциплин гуманитарного, социального и экономического, естественно-математического, профессионального и профильного циклов, включенных в учебный план подготовки бакалавров по направлению «Психология» | ОК-4 | |
структуру личности (мотивы, цели, потребности, направленность, способности, характер, Я – концепция (самосознание); основные психологические закономерности развития личности, в онтогенезе и социогенезе; условия и движущие силы личностного развития | ОКВ-2 | ||
основные носители опасностей окружающей среды, природу опасных и вредных производственных факторов; последствия воздействия на человека опасных и вредных производственных факторов и способы защиты от них; способы увеличения сопротивляемости организма негативным факторам окружающей среды; особенности воздействия опасностей на организм человека и способы и средства защиты | ОКВ-7 | ||
базовые техники консультирования, необходимые при консультировании с клиентами различных категорий; различия между понятиями стресс, эустресс, дисстресс | ПК-1 | ||
методы исследования стресса; важнейшие ресурсы и компоненты стрессоустойчивости; основные виды стресса и методы эффективного копингао | ПК-4 | ||
методы оказания психологической помощи личности и группе; основные эффекты и последствия стресса и методы их преодоления | ПК-8 | ||
основные причины возникновения профессионально-трудных ситуаций, провоцирующих стресс персонала и менеджеров; психологические закономерности реакций человека на стресс; факторы повышения уровня стрессоустойчивости личности методы регуляции эмоциональных и функциональных состояний работников | ПК-23 | ||
Уметь | использовать полученные знания для решения поставленных задач | ОК-4 | |
диагностировать свои личностные особенности и степень выраженности способности к саморазвитию; осознавать свои потенции и возможные перспективы; принимать свои индивидуальные качества, эффективно использовать не только свои достоинства, но и недостатки; выбирать индивидуальный образовательный маршрут | ОКВ-2 | ||
рационально и эффективно использовать средства защиты человека и природной среды от негативного воздействия техногенных катастроф и стихийных бедствий; грамотно управлять действиями подчиненных при возникновении чрезвычайных ситуаций; управлять рисками возникновения опасностей | ОКВ-7 | ||
применять знания, полученные при освоении различных психологических дисциплин для решения теоретических и практических задач специальной психологии; работать со специальной литературой в рамках данного курса; выбирать разнообразные методы и формы изучения и развития психических процессов и свойств личности | ПК-1 | ||
анализировать социально-психологические, личностные и профессиональные факторы стресса; использовать знания для анализа стрессовых ситуаций и выбора методов психологической помощи, соответствующей состоянию индивида, для анализа и решения организационно-психологических проблем, составлять анти-стрессовую программу для личности, для организации | ПК-4 | ||
оптимизировать функциональное состояние персонала и руководителей | ПК-8 | ||
планировать и реализовывать мероприятия по управлению стрессом персонала; проводить антистрессовые тренинги с персоналом и руководителями организации; консультировать руководителей и персонал по вопросам преодоления профессионального и личностного стресса консультировать руководителей и персонал по вопросам составления программы здорового поведения | ПК-23 | ||
Владеть | навыками: подбора методов исследования в зависимости от поставленных задач | ОК-4 | |
навыками анализа своей профессиональной деятельности; анализа своих личностных особенностей; эффективного взаимодействия личности с социальным окружением; самообразования. | ОКВ-2 | ||
навыками оказания первой помощи пострадавшим в результате несчастных случаев; сравнения, оценки и выбора оптимальных форм деятельности человека, основанных на знании потенциальных опасностей, средств и методов защиты | ОКВ-7 | ||
основными понятиями клинической психологии, представлениями об основных современных ее проблемах и направлениях развития | ПК-1 | ||
средствами психологического диагностики уровня организационного и личностного стресса, методами воздействия на индивида, находящегося в ситуации острого или хронического стресса; навыками проведения и анализа различных тренинговых методов | ПК-4 | ||
навыками психологической поддержки сотрудников и руководителей с целью оптимизации их эмоционального состояния; навыками развития ресурсов стрессоустойчивости индивидов и групп | ПК-8 | ||
навыками обучения персонала и руководителей техникам саморегуляции; социально-психологическими активными методами обучения персонала антистрессовому поведению стратегиями борьбы с поведением персонала, наносящим вред здоровью технологиями управления стрессом персонала | ПК-23 |