Региональный социально-экономический комплекс — сложная динамично развивающаяся система, представляющая собой совокупность множества объектов с набором связей между ними, создающих объективную основу жизнедеятельности внутриреспубликанских регионов.
Регион (от лат. regio, regionis — область, местность, т.е. конкретная территория) – это часть территории страны, на которой создан и развивается относительно самостоятельный хозяйственный комплекс, имеющий свою специфику в территориальном разделении труда. С воспроизводственной точки зрения регион не является замкнутой системой. Он тесно связан с другими территориями в условиях межрегиональной интеграции и межрегионального обмена. Своеобразие природных, экономических и демографических условий определяет специфику хозяйства каждого региона — специализацию, отраслевую структуру, уровень социально-экономического развития.
Региональная структура экономики рассматривается в двух аспектах:
как территориальное размещение экономики в целом и ее отдельных отраслей;
система внутриреспубликанских регионов с внутренней структурой экономики в каждом из них.
Основой внутриреспубликанских экономических районов являются территориально-хозяйственные комплексы (ТХК), которые представляет собой совокупность предприятий и сооружений на определенной территории, имеющих общую систему производственной и социальной инфраструктур.
В Беларуси в качестве внутриреспубликанских регионов выступают области и г. Минск, которые существенно различаются как по уровню социально-экономического развития, так и по структуре хозяйства.
В Республике Беларусь наиболее крупными по территории являются Гомельская, Минская и Витебская области, площадь которых составляет соответственно 40,4, 40,2 (вместе с Минском) и 40,1 тыс. км2, в то время как Брестской области — 32,8, Могилевской — 29,1 и Гродненской — 25,1 тыс. км2.
Основой экономического потенциала регионов является промышленность. Наибольший удельный вес в производстве промышленной продукции в стране имеют Гомельская область (22,3 %) и Минск (21,0 %), тогда как доля Гродненской области составляет 8,6 %, а Могилевской — 8,2 %.
По производству сельскохозяйственной продукции наибольший удельный вес в стране имеют Минская (23,7 %), Гродненская (17,7 %) и Брестская (17,5 %) Социально-экономическое развитие регионов во многом зависит от наличия производственной инфраструктуры, особенно транспортной системы. Ведущую роль играет железнодорожный и автомобильный транспорт. Наибольшая плотность железных дорог - в Брестской, Витебской и Могилевской областях; наименьшая — в Минской. Высокая плотность автомобильных дорог с твердым покрытием на 1000 км2 территории характерна для Минской и Гродненской, низкая — Гомельской области.
Среди внутриреспубликанских регионов Минская область занимает первое место по количеству промышленных предприятий и производств. Во внутриреспубликанском разделении труда Витебская область выделяется как индустриальный регион. Из восточных регионов Беларуси наименьшим экономическим потенциалом располагает Могилевская область, которая по размерам территории, и по численности населения превосходит только Гродненскую область. Важнейшей задачей экономического развития регионов следует считать более эффективное использование имеющихся и потенциальных факторов повышения конкурентоспособности:
• выгодное географическое положение (Брестская, Гродненская области, г. Минск);
• высокий уровень развития производственного и инновационного потенциалов (г. Минск, Витебская, Гомельская, Минская области);
• более благоприятные условия для ведения сельскохозяйственного производства (Гродненская, Брестская, Минская области);
• наличие историко-культурной среды и соответствующей инфраструктуры для развития туризма, отдыха, рекреационной деятельности (Брестская, Гродненская, Витебская, Минская области и г. Минск).