Правовое положение общественных объединений в Республике Казахстан

Конституция Республики Казахстан закрепляет принципы правового положения общественных объединений. В связи с важностью и той ролью, которую выполняют общественные объединения в политической системе общества, произошла их институционализация, то есть правовое оформление их деятельности (правового положения) на уровне конституционных норм и отдельных законодательных актов.

Пункт 1 статьи 5 Конституции Республики устанавливает, что в Республике Казахстан признаются идеологическое и политическое многообразие. Данная норма Конституции напрямую касается деятельности общественных объединений в Республике Казахстан. Общественные объединения могут придерживаться той или иной идеологии, преследовать те или иные политические цели. Разумеется, Конституция запрещает идеологию, политическую цель, действия, которые направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни (п.3 ст.5, п.3 ст.20). Конкретные санкции за нарушение данных конституционных норм устанавливаются в отдельных отраслевых законодательных актах (например, в Уголовном кодексе Республики Казахстан).

Кроме того, закрепляется равенство общественных объединений перед законом (п.2 ст.5 Конституции). Данный принцип означает, что то или иное общественное объединение не имеет преимущества в правовом положении перед другими общественными объединениями, действующие на законных основаниях в вопросах прав, обязанностей, ответственности и т.п. Эта же норма Конституции устанавливает императивное правило, согласно которой не допускается незаконное вмешательство государства в дела общественных объединений и общественных объединений в дела государства, возложение на общественные объединения функций государственных органов.

Здесь следует отметить, что понятием «общественные объединения» не охватывается категория «органы местного самоуправления». Поэтому пункт 2 статьи 89 Конституции Республики допускает в соответствии с законом делегирование органам местного самоуправления осуществление государственных функций[89].

В то же время в Конституции Республики достаточно норм, запрещающих или ограничивающих деятельность тех или иных общественных объединений. Например, в Республике не допускается деятельность политических партий и профессиональных союзов других государств, партий на религиозной основе, а также финансирование политических партий и профессиональных союзов иностранными юридическими лицами и гражданами, иностранными государствами и международными организациями (п.4 ст.5). Данный запрет обусловлен обеспечением суверенитета и независимости Республики Казахстан как залог нормального функционирования конституционного строя Республики.

Конституцией Республики на общественные объединения возлагаются и обязанности. Например, общественные объединения, как и государственные органы, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации (п.3 ст.18).

Конституция Республики предоставляет гражданам право на свободу объединений. Деятельность общественных объединений регулируется законом (п.1 ст.23 Конституции). Данная норма Конституции является бланкетной. Тем самым Конституция Республики подробно не регулирует сам порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации общественных объединений. Кроме того, Конституция Республики не называет, какие именно объединения граждан подпадают под понятие «общественные объединения». Данный вопрос является предметом регулирования обычных (текущих) законов, о чем будет сказано ниже. Круг общественных отношений, которые подлежат регулированию парламентскими законами, установлен в пункте 3 статьи 61 Конституции Республики. Правда, в данной норме Конституции прямо не указаны вопросы регулирования правового положения общественных объединений, однако полагаем, что под слова «правосубъектности… юридических лиц», «обязательств и ответственности… юридических лиц» подпадает деятельность общественных объединений именно как юридических лиц. Вопросы правосубъектности юридических лиц регулируются гражданским законодательством.

При этом предметом конституционного регулирования не может охватываться внутренняя организация общественных объединений, условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении и т.п. Эти вопросы регулируются законодательными актами и уставами общественных объединений. Поэтому более детальное правовое регулирование деятельности общественных объединений осуществляется законодательными и иными нормативными правовыми актами.

Закон Республики Казахстан от 31 мая 1996 года «Об общественных объединениях»[90] дает понятие общественному объединению. В соответствии со статьей 2 данного Закона общественными объединениями в Республике Казахстан признаются политические партии, профессиональные союзы и другие объединения граждан, созданные на добровольной основе для достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству. Общественные объединения являются некоммерческими организациями. Отношения, возникающие в связи с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией некоммерческих организаций регулируются также Законом Республики Казахстан от 16 января 2001 года «О некоммерческих организациях»[91] и иными законодательными актами.

В Республике Казахстан могут создаваться и действовать республиканские, региональные и местные общественные объединения. К республиканским общественным объединениям относятся объединения, имеющие свои структурные подразделения (филиалы и представительства) на территории более половины областей Республики Казахстан. К региональным общественным объединениям относятся объединения, имеющие свои структурные подразделения (филиалы и представительства) на территории менее половины областей Республики Казахстан. К местным общественным объединениям относятся объединения, действующие в пределах одной области Республики Казахстан (ст.7 Закона «Об общественных объединениях»).

Через общественные объединения граждане могут участвовать в управлении делами государства, защищать свои интересы и интересы других лиц, участвовать в благотворительной деятельности, в охране окружающей природной среды и т.п. Данные вопросы регулируются законодательными актами и уставами общественных объединений.

В настоящее время на уровне законов правовое положение общественных объединений в Республике Казахстан регулируется Конституционным законом «О выборах в Республике Казахстан», гражданским законодательством, Законами «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «О профессиональных союзах», иными законодательными актами. Например, в соответствии с пунктом 1 статьи 55 Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан» республиканским общественным объединениям, зарегистрированным в установленном порядке, принадлежит право выдвижения кандидатов в Президенты Республики Казахстан, а пункт 1 статьи 103 данного Закона устанавливает, что выдвижение кандидатов в депутаты маслихатов производится республиканскими или местными общественными объединениями, зарегистрированными в установленном порядке, а также их структурными подразделениями и гражданами - путем самовыдвижения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: