Порядок выборов Президента Республики Казахстан и отрешения его от должности

Президент Республики Казахстан избирается в соответствии с конституционным законом совершеннолетними гражданами Республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Порядок организации и проведения выборов Президента Республики Казахстан определяется Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан».

Президентом Республики Казахстан может быть избран гражданин Республики по рождению, не моложе сорока лет, свободно владеющий государственным языком и проживающий в Казахстане последние пятнадцать лет (п.2 ст.41 Конституции). Иначе говоря, не все граждане Республики Казахстан обладают правом избираться и быть избранными Президентом Республики, а только те, которые являются гражданами Республики Казахстан по рождению. Тем самым, граждане Республики Казахстан не по рождению, например, натурализованные граждане Республики ограничены в таком праве, как право избираться и быть избранными Президентом Республики Казахстан. Поэтому конституционное положение пункта 2 статьи 41 входит в противоречие с положениями пункта 1 статьи 10 Конституции, в котором устанавливается равенство гражданства Республики Казахстан независимо от оснований его приобретения. Значит, основание приобретения гражданства Республики Казахстан имеет значение в вопросах требований, предъявляемых к кандидату на должность Президента Республики Казахстан.

Очередные выборы Президента объявляются Мажилисом Парламента не позднее второго воскресенья сентября, проводятся в первое воскресенье декабря соответствующего года и не могут совпадать по срокам с выборами нового состава Парламента Республики. Выборы Президента Республики – важное государственное событие. Учитывая особый правовой статус Президента Республики Казахстан в механизме государства, народу Казахстана небезразлично, кто станет Президентом Республики. Именно от Президента Казахстана зависит основные направления внутренней и внешней политики государства, именно Президент Республики – символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина, именно Президент Республики обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом. Кроме того, совпадение по срокам выборов Президента Республики и нового состава Парламента Республики может повлечь дополнительные финансовые расходы. Поэтому Конституция Республики отделяет срок очередных выборов Президента Республики от срока выборов нового состава Парламента Республики.

Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Республики более двух раз подряд. Настоящее ограничение не распространяется на Первого Президента Республики Казахстан.

Это означает, что именно Первый Президент Казахстана, в отличие от последующих Президентов, обладает правом неограниченное количество раз подряд как по истечении очередного срока своих полномочий, так и по истечении срока полномочий последующих Президентов вновь избираться и быть избранным Президентом Республики Казахстан.

Лица, которые могут избираться в качестве последующих Президентов Республики Казахстан два раза подряд и при этом не обладающие правом избираться Президентом Республики более двух раз подряд, могут вновь избираться и быть избранными Президентом Республики в третий и более раз только после окончания срока полномочий Президента, полномочия которого осуществлялись другим лицом.

Кандидат в Президенты Республики Казахстан, набравший более пятидесяти процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, считается избранным. В случае, если ни один из кандидатов не набрал указанного числа голосов, проводится повторное голосование, в котором участвуют два кандидата, набравшие большее число голосов. Избранным считается кандидат, набравший большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании (п.5 ст.41 Конституции).

Торжественная церемония вступления в должность вновь избранного главы государства называется инаугурацией. В Республике Казахстан порядок вступления в должность вновь избранного главы государства – Президента Республики Казахстан установлен в пунктах 1 и 2 статьи 42 Конституции Республики Казахстан.

Президент Республики Казахстан вступает в должность с момента принесения народу следующей присяги: «Торжественно клянусь верно служить народу Казахстана, строго следовать Конституции и законам Республики Казахстан, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности Президента Республики Казахстан» (п.1 ст.42 Конституции).

Присяга приносится во вторую среду января в торжественной обстановке в присутствии депутатов Парламента, членов Конституционного Совета, судей Верховного Суда, а также всех бывших Президентов Республики. Здесь следует иметь в виду следующее обстоятельство.

В пункте 3 статьи 42 Конституции Республики установлено, что все бывшие Президенты Республики, кроме отрешенных от должности, имеют звание экс-Президента Республики Казахстан. Может оказаться так, что Президент Республики отрешен от должности, и в этом случае он теряет звание экс-Президента Республики Казахстан. Подпадает ли в этом случае Президент Республики, отрешенный от должности и не обладающий званием экс-Президента Республики, под понятие «бывший Президент Республики Казахстан»? Безусловно, да. Значит, понятие «бывший Президент Республики Казахстан» шире понятия «экс-Президент Республики Казахстан», поскольку первое понятие включает как экс-Президентов Республики, так и Президентов Республики, отрешенных от должности[130].

Означает ли это, что на присяге избранного Президента Республики Казахстан могут присутствовать и те бывшие Президенты Республики, которые отрешены от должности? Этот вопрос является предметом толкования Конституционного Совета Республики Казахстан.

Конституция Республики Казахстан предусматривает четыре основания прекращения полномочий Президента Республики:

1) вступление в должность вновь избранного Президента Республики;

2) досрочное освобождение от должности;

3) отрешение от должности;

4) кончина (п.3 ст.42).

Следует отметить, что предусматривая довольно обширные полномочия Президента Республики Казахстан, Конституция Республики не устанавливает какой-либо ответственности Президента Республики за те или иные действия, кроме государственной измены, за совершение которого предусматривается ответственность в форме отрешения его от должности Парламентом (п.2 ст.47).

В соответствии с данной нормой Конституции Президент Республики несет ответственность за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей, только в случае государственной измены и может быть за это отрешен от должности Парламентом. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании может быть принято большинством от общего числа депутатов Мажилиса по инициативе не менее чем одной трети его депутатов. Расследование обвинения организуется Сенатом и его результаты большинством голосов от общего числа депутатов Сената передаются на рассмотрение совместного заседания Палат Парламента. Окончательное решение по данному вопросу принимается на совместном заседании Палат Парламента большинством не менее трех четвертей от общего числа голосов депутатов каждой из Палат при наличии заключения Верховного Суда об обоснованности обвинения и заключения Конституционного Совета о соблюдении установленных конституционных процедур. Непринятие окончательного решения в течение двух месяцев с момента предъявления обвинения влечет за собой признание обвинения против Президента Республики отклоненным. Отклонение обвинения Президента Республики в совершении государственной измены на любой его стадии влечет за собой досрочное прекращение полномочий депутатов Мажилиса, инициировавших рассмотрение данного вопроса.

Вопрос об отрешении Президента Республики от должности не может быть возбуждён в период рассмотрения им вопроса о досрочном прекращении полномочий Парламента Республики или Мажилиса Парламента (п.3 ст. 47 Конституции). Данное конституционное положение означает, что даже если Президент Республики на самом деле совершил государственную измену, депутаты Мажилиса Парламента не обладают правом инициировать вопрос отрешения Президента от должности за совершение государственной измены в период рассмотрения Президентом вопроса досрочного прекращения полномочий Парламента Республики или Мажилиса Парламента.

Пункт 1 статьи 48 Конституции исчерпывающе устанавливает круг лиц, которым переходят полномочия Президента Республики на оставшийся срок в случае досрочного освобождения или отрешения от должности Президента Республики Казахстан, а также его смерти. В случае досрочного освобождения или отрешения от должности Президента Республики Казахстан, а также его смерти может оказаться так, что полномочия Президента Республики на оставшийся срок будет исполнять неизбранное, а назначенное лицо, например, Премьер-Министр Республики. Тем самым, Конституция Республики Казахстан 1995 года после внесенных изменений и дополнений 7 октября 1998 года уже не предусматривает института внеочередных выборов Президента Республики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: