Демонополизация и развитие конкурентной среды в национальной экономике

Решающими условиями перехода к рыночным отношениям и эффективного развития экономики являются конкуренция, устранение монополизма в хозяйственной деятельности.

Конкуренция на рынке выступает в разных формах и осуще­ствляется различными способами. Она может быть внутриот­раслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между товарами различных отраслей).

В зависимости от условий, в которых она происходит, раз­личают совершенную конкуренцию, чистую монополию, моно­полистическую конкуренцию и олигополию.

Совершенная конкуренция представлена в таких сферах деятельности, где действует достаточно много продавцов и покупа­телей идентичного (стандартного) товара и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на его цену.

Чистая монополия является антиподом совершенной кон­куренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий аналогов.

Монополистическая конкуренция (или монополия по диф­ференцированному продукту) предполагает относительно боль­шое количество производителей, предлагающих схожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию.

Олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой отраслевой спрос множества покупателей удовлетворя­ется небольшим числом производителей. Чаще всего на олигополистическом рынке действуют от трех до десяти крупных фирм (предприятий), на которые приходится половина и более общих продаж продукта.

Процесс становления конкуренции в переходной экономике во многом зависит от темпов преобразования отношений собственности. Чем быстрее идет процесс приватизации, чем больше доля негосударственных предприятий на рынке, тем выше эффективность конкурентно­го рыночного механизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: