Решающими условиями перехода к рыночным отношениям и эффективного развития экономики являются конкуренция, устранение монополизма в хозяйственной деятельности.
Конкуренция на рынке выступает в разных формах и осуществляется различными способами. Она может быть внутриотраслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между товарами различных отраслей).
В зависимости от условий, в которых она происходит, различают совершенную конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию.
Совершенная конкуренция представлена в таких сферах деятельности, где действует достаточно много продавцов и покупателей идентичного (стандартного) товара и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на его цену.
Чистая монополия является антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий аналогов.
Монополистическая конкуренция (или монополия по дифференцированному продукту) предполагает относительно большое количество производителей, предлагающих схожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию.
|
|
Олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой отраслевой спрос множества покупателей удовлетворяется небольшим числом производителей. Чаще всего на олигополистическом рынке действуют от трех до десяти крупных фирм (предприятий), на которые приходится половина и более общих продаж продукта.
Процесс становления конкуренции в переходной экономике во многом зависит от темпов преобразования отношений собственности. Чем быстрее идет процесс приватизации, чем больше доля негосударственных предприятий на рынке, тем выше эффективность конкурентного рыночного механизма.