В психологии, психотерапии не существует единого системного подхода к созданию модели психики человека на основе объективных данных с учетом закономерностей взаимодействия человека с окружающей средой, другими людьми. Не существует также универсальной, объективной типологии.
Существуют различные психологические школы. Часто последователи одной школы не признают исследования других школ. Учения разных школ противоречивы друг другу и противоречивы внутренне. Эти учения не выстроены строго логически, не систематизированы и не приведены к единому началу. Они основываются на наблюдениях, умозрительных заключениях и попытки их обобщения не привели к построению единой теории.
Президент Европейской ассоциации психотерапии В.В.Макаров в своей книге пишет следующее: «Каждая школа психотерапии, создавая свои метафоры, разрабатывает специфический язык, особую карту психологического пространства… Каждая из многочисленных школ твердо держится за свои методы. Взаимообогащение идеями наблюдается в редких случаях» (В.В.Макаров. Психотерапия нового века. Москва, ОППЛ, 2001).
|
|
Получается, что существует множество эталонов для оценки человека. Но понятие человека подразумевает наличие единой сущности, т.к. все люди находятся под воздействием одних и тех же законов природы. Законы природы не противоречат друг другу, а гармонически сочетаются между собой. Это означает, что все закономерности имеют одно общее начало – закономерное начало природы.
Указанный выше кризис в психологии и психотерапии обусловлен недостаточным использованием объективных методов исследования и возможностей обобщения предыдущего опыта на основе научного творчества. Другими словами, эти проблемы связаны с недостаточным использованием научных методов исследования, физических и математических моделей, системного подхода, из-за чего психология и психотерапия больше напоминают искусство или ремесло, чем науку.
Известно, что наука изучает закономерности природы. Для того, чтобы психологию и психотерапию поставить на фундаментально-научную основу, необходимо человека рассматривать как часть природы и взаимодействие человека с окружающим миром - как закономерности природы.
В данной книге применен интегрированный подход к построению модели психики человека и его взаимодействия с окружающей средой. Психические процессы и процессы взаимодействия человека с окружающей средой рассмотрены как информационные процессы и процессы управления с использованием физического, математического, биологического (биологической обратной связью), медицинского, психологического, философского и духовного аспектов.
|
|
В частности, предложены: модель взаимодействия человека с окружающей средой, отображающая наличие осознанного и неосознанного каналов получения информации, модель психики человека на основе асимметрии мозга, волновая модель мозга, объективная типология и др. Указанные модели объясняют процесс получения качественной информации человеком через неосознанный канал путем осознания на языке логики интуитивно воспринятых образов реального мира. Пояснены следующие понятия: логика, интуиция, гармония, цензура сверхсознания, образы, информация и др. Поясняется причина искажения получаемой информации в виде психологической защиты человека от информации. Все модели соединены в систему взаимодействия психологических типов с природными силами в зависимости от согласованности двух начал человека – логики и интуиции.
Исходя из физико-математических моделей, выведено понятие «степень гармонии личности» как степень психологического иммунитета человека от жизненных потрясений и болезней. Трехмерное компьютерное моделирование этого понятия позволило наглядно представить изменение степени гармонии личности в зависимости от доминирования одного из полушарий головного мозга человека и стабильности связи между полушариями. Это позволило определить основные психологические типы и их характеристики.
Кроме научных основ, рассматриваются философские и духовные основы психологии. На основе разработанных моделей и общих представлений об управлении, сформулированы абсолютные ценности, как способы гармонического сочетания человека с окружающим миром. Сформулированы понятия духовности, науки, творчества и определена взаимосвязь между ними. Поясняется назначение жизни человека на земле с точки зрения физики, психологии, философии и духовности. Пояснены причины возникновения хаоса в личности человека и обществе на основе таких явлений, как идолопоклонство и психологическая защита человека от информации (подмена информации социальной пищей).
Установлены: закономерность проявления на лице человека состояния двух полушарий головного мозга и свойство психофизической саморегуляции человека.
На основе созданной теории разработаны технические решения для объективного определения доминирования одного из полушарий головного мозга, согласованности колебательных процессов в полушариях и психологического типа человека. В частности, создан первый в мире объективный инструмент для психолога и психотерапевта - видео-компьютерная система психодиагностики и психокоррекции, которая успешно используется в России и за рубежом в государственных службах, в медицинских клиниках, психологических центрах и в космосе.