Собственно младенчество

Младенчество — особая пора в развитии ребенка.

Социальная ситуация развития в младенчестве, по мне­нию Л.С. Выготского, состоит в том, что вся жизнь и пове­дение младенца опосредуются взрослым либо реализуются в сотрудничестве с ним. Поэтому он назвал ее «Мы» (ребе­нок не может существовать без взрослого), что позволяет считать ребенка социальным существом, его отношение к действительности изначально социально.

Ведущая деятельность — эмоциональное общение ребен­ка со взрослым, которое проходит следующие стадии:

  • непосредственное общение (общение ради общения);
  • общение по поводу предметов;
  • общение как совместная деятельность.

Общение (4-5 мес.) приобретает избирательный харак­тер (знает своих, отличает их от чужих). Средства обще­ния — экспрессивные действия (улыбка, двигательные ре­акции).

При правильном развитии ребенка общение ради общения уступает место общению по поводу предметов, игрушек, пере­растающему в совместную деятельность взрослого и ребенка.

Центральные новообразования — потребность в обще­нии со взрослыми, а также потребность во впечатлениях (Л.И. Божович).

Внимание

Первоначально внимание выступает как реакция сосредо­точения.

Сосредоточение обеспечивает выделение из окружающе­го мира эмоций, движений, речи человека, как его отличительные признаки, а также предметы и действия с ними. Сосредоточение влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему.

Появление свойств внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности.

Память

Функционирует «внутри» ощущений и восприятий.

Проявляется в форме запечатления, узнавания.

Сначала развивается двигательная, эмоциональная и об­разная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.

Восприятие

Развивается зрительное сосредоточение, становится воз­можным прослеживание движущихся предметов.

Восприятие формы, света, предметов.

Развивается пространственное восприятие, восприятие глубины.

Воспринимаются не отдельные свойства объектов, а объекты в целом (ребенок создает образы предметов).

На развитие восприятия влияет разнообразие окружаю­щей ребенка обстановки.

Восприятие и действие — основа, которая позволяет су­дить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте. Повышена чувстви­тельность сенсорного восприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: