Содержание кризиса одного года младенца связано со следующими моментами.
Первый: развитие ходьбы. Ходьба — основное средство передвижения в пространстве. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого.
Ходьба — основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития.
Второй момент кризиса связан с появлением первого слова:
- ребенок узнает, что каждая вещь имеет свое название (открывает связь между знаком и значением — символизирующую функцию речи);
- увеличение словаря ребенка, направление развития речи идет от пассивного к активному.
Третий момент кризиса относится к сфере аффектов и воли. У ребенка возникают первые акты протеста, противопоставления себя другим, так называемые гипобулические реакции, в которых не дифференцируются воля и аффект (Л.С. Выготский), которые особенно выявляются, когда ребенку в чем-то отказано (кричит, падает на пол, отталкивает взрослых и т.п.).
Как указывает В.И. Слободчиков, в младенческом возрасте «...автономной речью, практическими действиями, негативизмом, капризами ребенок обособляется от взрослых (прежде всего от матери как эмоционального центра) настаивает на своей самости» [13. С. 246]. Поэтому взрослому следует признать возросшие возможности и самостоятельность ребенка, не злоупотребляя запретами, а предлагая ему новые формы сотрудничества, основанные на предметных действиях.
Вопросы для обсуждения
1. Период новорожденное.
2. Врожденные формы психики и поведения.
3. Младенчество.
4. Кризис 1 года.
Задание
1. Охарактеризуйте основные психологические новообразования к концу первого года жизни.
2. Назовите кризисные периоды данного возраста и охарактеризуйте особенности их проявления.
3. Раскройте влияние действия с предметами на развитие памяти и мышления ребенка.
4. Подберите методики для диагностики детей младенческого возраста.
5. Изучите нервно-психическое развитие детей первого года жизни, используя предложенную методику Т.Д. Марцинковской (см. Диагностические методики).
6. Изучите развитие образа себя у младенцев (см. Диагностические методики).
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ
Изучение развития образа себя у младенцев
Подготовка исследования
Приготовить зеркало, пеленальный столик, бусы, цветной платок, яркую игрушку, комок ваты.