Кризис одного года

Содержание кризиса одного года младенца связано со следующими моментами.

Первый: развитие ходьбы. Ходьба — основное средство передвижения в пространстве. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого.

Ходьба — основное новообразование младенческого воз­раста, знаменующее собой разрыв старой ситуации разви­тия.

Второй момент кризиса связан с появлением первого слова:

  • ребенок узнает, что каждая вещь имеет свое название (открывает связь между знаком и значением — сим­волизирующую функцию речи);
  • увеличение словаря ребенка, направление развития речи идет от пассивного к активному.

Третий момент кризиса относится к сфере аффектов и воли. У ребенка возникают первые акты протеста, противо­поставления себя другим, так называемые гипобулические реакции, в которых не дифференцируются воля и аффект (Л.С. Выготский), которые особенно выявляются, когда ре­бенку в чем-то отказано (кричит, падает на пол, отталкива­ет взрослых и т.п.).

Как указывает В.И. Слободчиков, в младенческом возра­сте «...автономной речью, практическими действиями, не­гативизмом, капризами ребенок обособляется от взрослых (прежде всего от матери как эмоционального центра) наста­ивает на своей самости» [13. С. 246]. Поэтому взрослому следует признать возросшие возможности и самостоятель­ность ребенка, не злоупотребляя запретами, а предлагая ему новые формы сотрудничества, основанные на предметных действиях.

Вопросы для обсуждения

1. Период новорожденное.

2. Врожденные формы психики и поведения.

3. Младенчество.

4. Кризис 1 года.

Задание

1. Охарактеризуйте основные психологические новообразова­ния к концу первого года жизни.

2. Назовите кризисные периоды данного возраста и охаракте­ризуйте особенности их проявления.

3. Раскройте влияние действия с предметами на развитие па­мяти и мышления ребенка.

4. Подберите методики для диагностики детей младенческого возраста.

5. Изучите нервно-психическое развитие детей первого года жизни, используя предложенную методику Т.Д. Марцинковской (см. Диагностические методики).

6. Изучите развитие образа себя у младенцев (см. Диагности­ческие методики).

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

Изучение развития образа себя у младенцев

Подготовка исследования

Приготовить зеркало, пеленальный столик, бусы, цветной пла­ток, яркую игрушку, комок ваты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: