Понятие подходящей работы

Поскольку приобретение и сохранение статуса безработно­го связано с такими понятиями, как подходящая и неподходя­щая работа, остановимся на них подробнее.

В соответствии со ст. 4 Закона «О занятости населения в РФ» подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональ­ной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исклю­чением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоро­вья, транспортной доступности рабочего места.

Транспортная доступность — это максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного, кото­рая определяется соответствующим органом местного самоуп­равления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Оплачиваемая работа (включая работу временного характе­ра и общественные работы), требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предвари­тельной подготовки, отвечающая требованиям законодатель­ства Российской Федерации о труде, считается подходящей для граждан:

• впервые ищущих работу (ранее не работавших), не име­ющих профессии (специальности), уволенных более од­ного раза в течение одного года, предшествовавшего на­чалу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законо­дательством Российской Федерации, ранее занимавших­ся предпринимательской деятельностью, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных орга­нами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

• отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смеж­ную профессию или пройти переподготовку после окон­чания первоначального (12-месячного) периода безрабо­тицы;

• состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;

• обратившихся в органы службы занятости после оконча­ния сезонных работ. Подходящей не может считаться работа, если:

• она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

• условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

• предлагаемый заработок ниже среднего заработка граж­данина, исчисленного за последние три месяца по по­следнему месту работы. Данное положение не распрост­раняется на граждан, среднемесячный заработок кото­рых превышал величину прожиточного минимума тру­доспособного населения, исчисленного в субъекте Рос­сийской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если пред­лагаемый заработок ниже величины указанного прожи­точного минимума. 3) Права и обязанности безработного Помимо определения понятия, правовой статус безработ­ного включает в себя его права и обязанности, ответствен­ность за ненадлежащее выполнение или невыполнение обя­занностей, а также социальные гарантии и компенсации, пре­дусмотренные законодательством с целью предоставления безработному гражданину возможности реализовать предос­тавленные права.

Закон о занятости закрепляет широкий спектр прав граж­дан, признанных в установленном порядке безработными, ко­торые условно можно подразделить на две группы: правомо­чия, направленные на реализацию права свободно распоряжать­ся своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, и правомочия, обеспечивающие социальную под­держку и материальную помощь безработному в период поис­ка работы.

Право на трудоустройство может быть реализовано раз­личным образом и включает в себя следующие правомочия безработного:

• право на содействие в поиске подходящей работы (ст. 4 Закона о занятости);

• право на выбор места работы (ст. 8 Закона о занятости), в том числе возможность трудоустройства в другой мест­ности, а также право на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации (ст. 10 Закона о занятости);

• право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повы­шение квалификации по направлению органов службы занятости (ст. 9, 23 Закона о занятости);

• право участвовать в общественных оплачиваемых рабо­тах (ст. 24 Закона о занятости);

• право на получение содействия в организации собствен­ного дела[50].

Правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска рабо­ты, также закреплены в Законе о занятости и предусматривают возможность для безработного получать следующие социальные гарантии и компенсации:

• пособие по безработице (ст. 30—35 Закона о занятости);

• стипендия на период обучения по направлению службы занятости (ст. 29 Закона о занятости);

• материальная помощь безработным и членам их семей (ст.36 Закона о занятости);

• организация отдыха и лечения детей безработных граж­дан[51];

• возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости (абз. 5 п. 1 ст. 28 Закона о за­нятости);

• оплата стоимости проезда (до места обучения и обратно) и расходов, связанных с проживанием граждан, направленных службой занятости на профессиональную подго­товку, повышение квалификации или переподготовку ь другую местность (п.8 ст. 29 Закона о занятости). Важной социальной гарантией служит также льготный по­рядок исчисления трудового стажа. Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает посо­бие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачи­ваемых общественных работах, время, необходимое для пере­езда по направлению органов службы занятости в другую мест­ность и трудоустройства, а также период временной нетрудо­способности, отпуска по беременности и родам, призыва на во­енные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с под­готовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой и страховой стаж[52].

Что касается обязанностей безработного, то в общем виде их можно сформулировать как добросовестность и дисципли­нированность.

Обращаясь за содействием в государственную службу за­нятости, гражданин должен сообщить определенные сведения о себе и своей семье. На основании этих сведений принимается решение о признании гражданина безработным и назначении ему пособия по безработице. Если же безработный поступил недобросовестно и получал пособие обманным путем, то вы­плата пособия по безработице может быть прекращена с одно­временным снятием с учета в качестве безработного[53]. Те же последствия может повлечь за собой и несообщение безработ­ным в службу занятости сведений о своем трудоустройстве (пусть даже временном или на условиях неполного рабочего времени).

Требование дисциплинированности заложено в основе вза­имодействия органа службы занятости и безработного: он дол­жен регулярно, не реже двух раз месяц проходить перерегист­рацию в органах службы занятости; заранее сообщать о дли­тельном (более одного месяца) отсутствии по месту регистра­ции в качестве безработного; явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу) и на перего­воры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости; безработный или соглашается выполнять предложенную подходящую работу, или посещает занятия и успешно проходит курс обучения по на­правлению органов службы занятости[54].

Кроме того, безработный обязан являться в органы служ­бы занятости в трезвом виде, так как явка безработного на пе­ререгистрацию в состоянии опьянения влечет за собой соответ­ствующие санкции со стороны органа службы занятости.

Невыполнение безработным возложенных на него обязан­ностей влечет за собой меры ответственности, предусмотрен­ные Законом о занятости. Эти меры ответственности могут быть как традиционными, гражданско-правовыми (взыскание в судебном порядке недобросовестно полученного пособия по безработице), уголовно-правовыми (привлечение к ответствен­ности по ст. 159 УК РФ за мошенничество), так и специфиче­скими, присущими только данным правоотношениям. К чис­лу таких специфических мер относятся: приостановка выпла­ты пособия по безработице на срок до трех месяцев, снижение его размера на 25 % на срок до одного месяца и как самая суро­вая мера наказания — лишение статуса безработного с одно­временным прекращением выплаты пособия по безработице.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: