Функции малого предпринимательства

Роль и место малого предпринимательства в национальной экономике лучше всего проявляется в присущий ему функциях. Рассматривая функции малого предпринимательства в стабильной рыночной экономике, надо сделать ударение на таких факторах:

Во-первых, неоценимый вклад малого предпринимательства в дело формирования конкурентной среды.

Во-вторых, малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменения конъюнктуры рынка, предоставляет рыночной экономике необходимой гибкости.

В-третьих, огромным есть вклад малого предпринимательства в осуществление прорыва во многих важных направлениях НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики, информатики.

В-четвертых, малое предпринимательство делает весомый вклад в решение проблемы занятости. Эта функция проявляется в способности малого предпринимательства создавать новые рабочие места и поглощать избыточную рабочую силу во время циклических спадов и структурных сдвигов экономики. В развитых странах на малый бизнес приходится в среднем 50 % всех занятых и к 70-80 % новых рабочих мест.

По пятое важная функция малого предпринимательства заключается в смягчении социального напряжения и демократизации рыночных отношений, так как именно оно является фундаментальной основой формирования среднего класса.

Указанные функции малого предпринимательства приобретают еще большее значение для переходного состояния экономики. Специфическими функциями этого сектору экономики, которые проявляются во время реформирования социально-экономической системы в постсоциалистический период, такие.

1. Содействие в формировании многочисленных субъектов рыночного хозяйства, прежде всего в создании эффективного негосударственного сектору экономики, ориентированного на спрос, конкуренцию и т.п.; стимулирование деловой активности населения и рождение нового социального слоя предпринимателей-владельцев, которые представляют социальную базу экономических реформ, обеспечивают стабильность общества.

2. Содействие процессам первоначальной демонополизации, приватизации и разгосударствление экономики, стимулирование развития экономической конкуренции.

3. В условиях разгосударствления государственной и высокомонополизированной структуры экономики высвобождения государственного сектора от производства нерентабельной для него мелкосерийной и единичной продукции, которая удовлетворяет индивидуальный, а не массовый спрос, и, на этой основе, обеспечение государственных предприятий необходимой продукцией "тыловой индустрии", которая изготовляется небольшими сериями (инструменты, оборудования и т.п.), и повышение тем самым эффективности деятельности больших предприятий, большого предпринимательства.

4. Если в смешанной экономике функция малого предпринимательства в решении проблемы занятости большей частью проявляется во время циклических спадов и структурных сдвигов экономики, то она есть разве что наиболее весомой в условиях трансформации монопольных структур и переход экономики постсоциалистических стран на рыночные основы. Предоставляя рабочие места высвобожденным с государственного сектору слоям населения, рационально используя рабочую силу, малое предпринимательство тем самым оказывает содействие преодолению скрытой безработицы. Кроме того, формирование и эффективное функционирование сектору малого предпринимательства представляет собой противодействие тенденциям развития явных форм безработицы, прежде всего его структурной формы.

5. Малое предпринимательство оказывает содействие процессу демократизации общества, именно этот сектор в полной мэр характеризуется наиболее демократическими, рациональными формами его организации и управление, именно вот уровня (темпов) развития малого предпринимательства зависит степень демократизации общества.

6. В период становления рыночных отношений, преодоление присущий экономике Украины и постсоциалистических стран инертности, консерватизма и слабой восприимчивости к техническим достижениям особого значения приобретает повышенная гибкость малого предпринимательства. Она проявляется в ориентации этого сектору экономики на местный (локальный) рынок и индивидуальный потребительский спрос.

7. Содействуя преодолению дефицитности потребительского рынка, малое предпринимательство выполняет функцию насыщения национального рынка и активизации потребительского спроса. Это проявляется, прежде всего, в содействии макроэкономической стабилизации во время спада и недостаточного совокупного спроса.

Важная функция - содействие социально-политической стабильности общества, т.е. оно открывает пространство свободному выбору путей и методов работы в пользу общества и обеспечение собственного благосостояния.

Одна из причин успешного развития малого предпринимательства в странах с развитой экономикой заключается в том, что большое производство не противопоставляется малому. Здесь придерживаются принципа кооперирования больших и малых субъектов хозяйствования, причем большие предприятия не удручают малый бизнес, а взаимодополняют друг друга.

О значении малого предпринимательства свидетельствуют интегрированные показатели, Так, частица малых и средних предприятий в общем количестве предприятий изменяется по странам - вот 94 % в Великобритании до 99,9 % в Франции. Количество действующих малых предприятий в Украине за последние шесть лет увеличилась почти в четыре раза (с 50 496 в 1992 году до 197 127 состоянием на 1 января 2000 года).

О месте и значении малого и среднего предпринимательства (МСП) свидетельствуют показатели его роли в рыночной экономике, в частности частица МСП в общем количестве занятых и его частица во ВВП. Так, частица МСП в общем количестве занятых представляет свыше половины в США и Франции (54 %), в странах ЕС (72 %), в Италии (73 %), в Японии (78%).

В Украине же состоянием на 1 января 2002 года среднеучетное количество работников малых предприятий составляло 1808 тыс. человек, т.е. - лишь 9 % занятого населения. В Российской Федерации этот показатель составлял 9,6 %. Больше половины ВВП в указанных странах приходится на сектор малого и среднего предпринимательства. Частица малых предприятий в валовом внутреннем продукте Украины в 5-6 раз меньшая, чем в развитых странах, и составляет лишь близко 11 %. В Российской Федерации такой показатель был еще в 1996 году.

Если рассмотреть финансовые результаты деятельности народного хозяйства Украины, то частица малых предприятий в балансовой прибыли за 1996 ч значительно высшая - 7,8 %, а в отдельных областях малые предприятия, за этим показателем, имеют значительный удельный вес. В частности, в торговле и общественном питании этот показатель составляет 44,1 %, в бытовом обслуживании населения - 40,3 %, в снабжении и сбытые - 19,7 %, в строительстве - 16,4 % (табл. 1.4).

Малое предпринимательство имеет не только экономико-производственные и социально-экономические преимущества:

· гибкость,

· динамизм,

· приспособление к изменчивости технологии,

· способность оперативно создавать и внедрять новую технику и технологию,

· обеспечение социальной стабильности,

· насыщение рынка работы новыми рабочими местами,

· открытость доступа и легкость вхождения к этому сектору экономики.

Малому предпринимательству присущи также и значительные социально-психологические преимущества в основе которых лежит специфическая мотивация к работе, которая предусматривает преодоление элементов отчуждения и привлечение элементов экономического и неэкономичного поощрения.

Для малого предпринимательства присущи социальные источники активизации коллективной работы, которая не характерно для больших фирм. Присущий для небольших предприятий дух инициативы, предприимчивости и динамизма выражается в особых человеческих отношениях и специфическом социально-психологическом климате. В небольших трудовых коллективах, связанных единым стремлением к самостоятельности и выживанию, возрождается чувство хозяина, сокращаются к минимуму элементы бюрократизма. Незначительный численный состав малых предприятий дает возможность сблизить интересы руководства и подчиненных, между сотрудниками здесь, как правило, нет борьбы за престиж, которая поглощает значительную часть творческой энергии работников больших корпораций. В небольших фирмах для отношений в трудовом коллективе характерна простота, здесь нет отчужденности, которая порождает особую атмосферу общей работы, которая помогает быстрому решению трудовых конфликтов между администрацией и работниками.

Малое предпринимательство способно привлекать к работе на своих предприятиях специалистов, которые работают на свой страх и риск и даже за меньшее вознаграждение. Причина такой заинтересованности заключается в тяготении к самостоятельности и реализации своих потенциальных творческих возможностей, что значительно тяжелее сделать на больших предприятиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: