Функциональные, конструктивные и композиционные основы крестовокупольной системы

Основное достижение средневизант-й арх-ры - создание к-к арх-ной системы. Она зародилась в ранне-византийский период, достигла полного развития в средневизантийский, в поздневизантийском зодчестве выродилась. Основа к-к здания всегда одна и та же. Основная к-к ячейка - одновременно арх-рный тип, отвечающий утилитарным требованиям, конструктивная система и арх-рно-худ-ный организм. Все 3 основополагающих стороны арх-ры получили в к-к здании комплексное и единое решение.

Ядро к-к сооружения - квадратная в плане ячейка. 4 стены ограждают пр-ство, внутри к-го симметрично расположены 4 свободно стоящие опоры - основной квадрат членится на 9 частей, среди к-х выделяется самый большой центральный квадрат. Вокруг него сгруппированы остальные 8 ячеек: 4 меньших квадрата на углах и 4 прямоугольных ячейки между ними. Все части перекрыты сводами. Единство целого обусловлено господством в здании купола. Угловые помещения, квадратные в плане, м.б. перекрыты цилиндрическими сводами, оси к-х направлены с З на В или с С на Ю, крестовыми сводами, сомкнутыми сводами, куполами, парусными сводами и др.сводами. Это не меняет существа дела. Необходимы в к-к системе купол над центр-м квадратом и цилиндр-е своды над концами креста; при этом оси цилиндрических сводов над зап-м и вост-м концами креста ориентированы с З на В, а оси сводов сев-го и юж-го креста с С на Ю. Ориентация осей – формирует архитектурный крест. Композиция уравновешена.

Функции: необходимость разделить интерьер культового здания на цент-ю часть, в середине к-й - амвон или возвышение, и на окружающее центр пр-во, вмещающее присутствующих вокруг амвона на расстоянии от него. Существенно с точки зрения размещения присутствующих расположение 4х свободно стоящих опор, окружающих амвон, выделяющих его и отделяющих от массы собравшихся - из назначения здания и его частей вырис-ся 9-идольная схема к-к ячейки. Редко к-к здания членятся в плане на 9 одинаковых квадратов. Расположение в середине здания амвона, а также необходимость места для процессии вокруг амвона - необходимость более широкой расстановки свободно ст-х опор. Это создает главную пространственную ячейку всего интерьера. Выбор купола для ее перекрытия выделяет центральное пр-во и амвон.

Конструкции: стремление перекрыть сводами и при этом уменьшить их диаметр, не уменьшая само здание, интерьер. Уменьшение диаметра облегчает возведение сводов и удешевляет стр-во. Введение свободных опор, несущих своды - прекрасное решение вопроса. Сохраняется цельный характер интерьера и его обозримость с любой точки. Купол подходит с конструктивной точки зрения для перекрытия самой крупной квадратной в плане части интерьера. Перекрытие центральной ячейки - ключ к пониманию конструктивной сущности к-к системы. В средне-византийское время купол обычно на высоком барабане (редкие исключения без барабанов). Распор купола на барабане погашается за счет толщины стен барабана, на подпружные арки приходится только вертикальная нагрузка. Она вызывает в арках не только давление на пяты, но и распор, грозящий опрокинуть опорные столбы. Распор усиливают паруса, принимающие значительную часть тяжести барабана и купола. Распор подпружных арок, усиленный лежащей на них нагрузкой, погашается для каждого столба двумя арками, (соединяющими столбы с наружными стенами) и сводами угловых помещений, к-е создают также нагрузку на арки, опирающиеся на опоры и стены Дополнительную нагрузку на арки дают своды концов креста. Оси цилиндр-х сводов концов креста - продолжение диаметров купола. Благодаря такому расположению их распор погашает распор сводов угловых помещений, а вся их масса, примыкая к 4м подкупольным аркам, укрепляет последние. Распор сводов угловых помещений погашается массой стен или заменяющих их столбов, а также действующим в противоположном направлении распором сводов примыкающих к ним помещений дополнительного хар-ра.

Композиция: С арх-рно-худ-ной стороны купол великолепно завершает пр-ство интерьера. Византийское здание - система взаимно уравновешенных сводов. Арх-рно-худ-ные особенности к-к системы, вытекающие из ее функц-й т констр-й основы. 1й из самых хар-рных для византийской культуры идей была идея иерархии. Она отразилась на организации культовых действий. Расчленение интерьера к-к здания сложилось на ее основе; части внутреннего пр-ва сгруппированы вокруг амвона и купола. Косвенным образом идея иерархии отразилась и на арх-рной композиции. Внутреннее пр-во замечательно расчленено с арх-рно-худ-ной точки зрения. Угловые помещения в уменьшенном виде повторяют центр-ю купольную ячейку. Интерьер к-к здания распадается на 9 простр-венных ячеек, к-е строго друг другу подчинены и образуют наглядную иерархическую систему пр-ства. Над всем доминирует центральное подкупольное пр-ство. Ему подчинены 4 конца креста.


6 Крестовокупольная система в 4х и 6-тистолпном вариантах с простым и сложным устройством алтарных помещений.

Главное достижение византийской арх-ры – создание к-к системы (одновременно пространственная ячейка, архит-рный тип, конструктивная система и арх-но-худ-ный организм). Если выделить ядро, то останется квадратная в плане ячейка: 4 стены ограждают пр-во, внутри к-го симметрично расположены 4 свободно стоящие опоры, к-е делят основной квадрат на 9 частей, выделяя больший центральный квадрат. Оси ориентированы по сторонам света (это формирует крест). Основана на принципе централизации интерьера.

Византийские паруса сменили собой более старый прием перехода от квадрата плана к окружности купола — тромпы. Конструктивное и худ-ное отличие - органическая связь парусов с каркасной конструктивной системой в противоположность тромпам, связанным со стеновой конструкцией. Тромпы - сводики в форме половинок конуса, перекинутые через углы квадратной в плане постройки, образованной 4мя глухими стенами. Паруса - заполнение между 2мя подкупольными арками. Смысл их: образуют опору для купола в промежутке между двумя арками.

Крестовокупольная ячейка.

План: 9 ячеек, разные по размерам, нартекс, алтарная часть (с иконостасом). Центр-е пр-во перекрыто куполом – для «действия». Пр-во по периметру – для людей, над ним на 2 ярусе – хоры. Купол на 4 опорах над центр-й частью, паруса, барабан, подпружные арки, цилиндрические своды в простр-венном кресте над боковыми частями, опоры. Угловые ячейки могли перекрываться цилиндрическими сводами (направление В-З или С-Ю), сомкнутыми сводами, крестовыми сводами, куполами. Центричная композиция. Распор, возникающий в арочно-сводчатых конструкциях, поглощается внутри конструкции. К-к система – система взаимопогашающих сводов. -«показывается» структура Вселенной. - принцип иерархии в художественном смысле. -обозначение пространства. - материал арх-ра.

К-к система с простым устройством алтарных помещений:

1) в двухстолпном варианте

2) в четырёхстолпном варианте

Со сложным устройством алтарных помещений:

1) в четырёхстолпном варианте

2) в шестистолпном варианте.

Основные варианты к-к системы в византийском зодчестве.

Простой вариант крестовокупольного здания—прямоугольные алтарные помещения перед апсидами сливаются с восточным концом креста и с восточными угловыми помещениями основной ячейки. Вся восточная часть к-к системы отделяется посредством алтарной преграды и превращается в алтарное помещение. Алтарную преграду располагали между восточной парой подкупольных опор, при сложном варианте — на одно деление дальше к востоку. При простом варианте часть крестовокупольной ячейки отнимается под алтарь.

Сложный вариант—если три алтарных апсиды и прямоугольные алтарные помещения перед ними прибавлены к основной части и представляют собой только дополнительные элементы, алтарную преграду располагали на одно деление дальше к востоку

Кроме того, необходимо ясно различать трехнефные крестовокупольные здания и пятинефные. В трехнефном варианте имеются только основная квадратная ячейка и прибавленные к ней алтарные помещения.

В пятинефном варианте трехнефная постройка окружена с трех сторон (за исключением алтарной) дополнительными помещениями, что в первую очередь вызвано потребностью в пространстве большой вместимости.

Необходимо, наконец, различать трехнефные крестовокупольные здания еще двух вариантов: четырехопорные и шести-опорные. К трехнефному зданию может с запада примыкать нартекс, отделенный от нее глухой стеной с дверными проемами; В тех случаях, когда эти проемы становятся шире и превращаются в арочные проемы между столбами, получается шестиопорный вариант. При простом варианте восточная пара опор обычно сливается со стенками между тремя частями алтарного помещения. В этих случаях получается еще двухопорная трехнефная крестовокупольная церковь как разновидность четырехопорного варианта.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: