Особенности романского зодчества Германии

Особенности: двуединство светское и духовное. Городская арх-ра Германии сильнее всего развивалась в Прирейнских обл. и Саксонии. На раннероманскую арх-ру, оказал влияние распложенный поблизости, Клюни. Это прослеживается в церквях 10-11 вв. Гирсау, Гернроде, Миттельцель, Майнца, Аугсбурга. В этих невысоких базиликах трансепт отодвинут к вост.краю. План - типа буква «Т» Часто трансепт и апсида повторялась и на западной стороне (план =| = [=). Стена среднего нефа лишь прорезана (на самом верху) окнами, тяжелая сурова. Опоры-столбы массивны, т.к. капитель\столбу = 1\3, 1\5, 1\6. Интерьер суровый, тяжеловесный. Строительство плоско перекрытых приземистых базилик продолжалось до 12 в, когда во Франции строились готические храмы.

Монастырская церковь Святого Кириака в Гернроде.

961 г. – XII в. Больше симметрии. Появляется 2 трансепта. Нартекс с запада. Внутри симметрия - статика. На западной части появляются алтари и на востоке. Основной и боковой нефы перекрыты деревянными балками. План: башни, апсиды на западе. Интерьер и план этой церкви полностью соответствуют первоначальным, за исключением росписей и перестроек в западной части, вызванных сооружением второй крипты в XII в. В связи со второй криптой появилась западная апсида.

Церковь Михаила в Хильдесхайме.

1033 г. Трёхнефная базилика. Главный неф, боковые – деревянные перекрытия, потолок плоский. Входы «сбоку». 2 алтаря и 2 трансепта – по одному на З и на В. Подпружные арки выложены из кирпича красного и белого цвета. Потолок плоский. «Замерло» - статика. Здесь распространенный прием чередования прямоугольных пилонов с круглыми столбами. В восточном конце церкви — три апсиды, на которых выступает только центральная. Над расположенной в западном конце криптой — хор с обходом. Во всем остальном в интерьере соблюдена абсолютная симметрия. Оба трансепта совершенно идентичны. Снаружи — та же симметрия, причем главным кажется южный фасад с двумя одинаковыми порталами. Отсутствие центрального акцента подчеркнуто двумя равнозначными парами лестничных башен, фланкирующих трансепты.

Бенедиктинский монастырь в Швайне (Швабия).

монастырь в Хирсау, в Швабии, т. е. в области, где издавна господствовал консервативный план ориентированной базилики с колоннами. Именно такой была старая церковь св. Аврелия в Хирсау (освящена в 1071 г., рис. 19), отличавшаяся, однако, от клюнийских тем, что ее боковые нефы, впервые в Германии, уже имели своды.

Церковь в Хирсау. Центр.

Церковь в Альпирсбахе.

1095 г. (конец XI в.). Бенедиктинский план. Кубические капители. отразившая особенности хирсауского типа: ясную функциональность в построении плана, простоту форм (геометрический орнамент, кубические капители), отказ от всего лишнего (крипт, боковых галерей). В то же время уже в Альпирсбахе бросаются в глаза высокое техническое совершенство обработки камня и тщательность выполнения деталей и конструкций, ставшие характерной особенностью этой школы.

Церковь Святого Годерхарда в Хильдесхайме.

1133 – 1172 гг. Слияние двух традиций. Восток: кольцевой обход хора, венец капелл (бенедиктинский план). Запад: 2 башни + алтарь. В этой монастырской базилике с планом в форме латинского креста вместо обычных колонн снова применена чередующаяся система опор (в каждом промежутке между крестообразными в плане устоями — по две колонны). Интерьер церкви св. Годехарда напоминает интерьер церкви св. Михаила в том же городе, хотя памятники эти разделены периодом в целое столетне. Высоко расположенные окна довольно скудно освещали суровый интерьер. В боковых нефах хора были применены крестовые своды, в то время как перекрытие остального пространства оставалось деревянным. Глухой и массивный западный конец церкви завершен выступающим полукружием западного хора. Важную особенность этой церкви составляет чисто французский кольцевой обход с венцом капелл.

Императорские соборы: в Майнце, Шпейере, Вормсе.

Крестовые своды на нервюрах. ЛУЧШИМИ памятники РОМАНСК.арх-ры в Германии

Композиция прежняя (архаич.). Конструкции совершенные, новые Они начатьы как базилики с плоскими перекрытиями в средних нефах и крестовыми сводами в боковых, достраивались в теч.12в. и получили крестовые своды на нервюрах и в среднем нефе. Это: увеличило h ср.нефа, вызвало прибавление к пилонам ср.нефа полуколнн. С усложнением формы столбов массы стали более легкими, пространство свободным. В этих памятниках (кроме общего увеличения габаритов до 110-120м) мы имеем композиц.прием «Связанную систему» Он заключается в следующем: Каждому звену среднего нефа, перекрытому крест.сводом и отделенным от следующего звена поперечными,фками, в боковых нефах соответствуют по 2 звена с обеих сторон. Из-за размеров эти храмы получили более мощные башни на средокрестием.

Собор в Майнце.

Пятинефный.

В восточном конце Бардо надстроил над нартексом массивную башню, фланкированную лестничными башенками. Перед нартексом был атрий, соединявший собор с «королевской капеллой», снабженной полукруглой выступающей апсидой, ориентированной на восток.

Композиция раннего собора в Майнце (X—XI вв.) в известной мере отвечает на вопрос, почему именно в средневековой архитектуре Германии конец церкви, противоположный алтарному, приобрел такую важность. Равновесие между двумя концами базилики символизировало теократический характер единства земной и небесной власти, т. с. концепцию, лежавшую в основе империи Оттонов

Собор в Вормсе.

Система травей.

1181 – 1234 гг. Новый собор в Вормсе был третьим и последним из «императорских» соборов (рис. 32). При всей консервативности общей композиции, навеянной собором в Шпейере, формы, слагавшиеся здесь в процессе почти непрерывного строительства, шаг за шагом отражали отход от строгости зрелых форм германской романики в сторону растущей декоративности. Тем не менее собор в Вормсе оставляет целостное впечатление. Эволюции внешних форм собора в Вормсе соответствует развитие его нервюрных сводов. Гурты сводов грубы в хоре и трансепте, где они имеют прямоугольное сечение. Далее, в нефе, где каждый новый пролет по сравнению с предыдущим обогащается членениями, гурты профилированы. Нервюры купола западной апсиды опираются на углы многоугольника: силы нагрузки и распора сосредоточены в соответствующих точках. Тем не менее эта чисто готическая конструкция сочеталась здесь вполне с романскими формами, которые в условиях новых требований обогащались, как повсюду п Германии, не за счет готических элементов, но за счет собственной эволюции.

Собор в Шпейере.

при Генрихе IV возник и начал успешно осуществляться замысел сплошного перекрытия крестовыми сводами крупнейшего церковного сооружения страны.


12. Своеобразие романской архитектуры Италии.
XI – XII вв. – раннее развитие ремесла и торговли. Образование средневековых городов-государств. Итал.города добились ослабления власти феод.знати. Появляются
города-республики. Среди них: Венеция, Пиза, Флоренция. Именно в таких
городах развит.арх.пошло быстрыми темпами. Арх.носила городской характерКоммунальное устройство городов, обсуждение проектов. Привело к раздробленности Италии: - могущество государства; - отсутствие внутреннего рынка; - слабость центральной власти.
Наземные владычества, завоевания: - Ломбардия (Милан). - Тоскания (Флоренция). - Папская область. Эти области развивались относительно свободно.
Городской характер архитектуры: - центр - торговая площадь, - собор + башня (кампанилла), - баптистерий, - начали появляться общественные центры, городское самоуправление. Светский характер архитектуры. Университет права в Болонье.
Влияние завоевателей? разнообразие архитектурных школ. Нет единства. На юге (в Сицилии) не было цельности. церкви оазиликального типар-ти гранныи контур. Распространяется мотив глухих арочных галереек.Апсиды получают Композиционное членение лопатками.(пример: обработки задн.фасада-апсида собора в Бергамо.) План без выступающего трансепта
Травеи имеют связанную систему Хор приподнят над уровнем гл.нефа, а под ним находится Крипта-подз.церковь.

Наиболее яркие школы: - Ломбардия (Милан), - Эмилия (г. Модана). - Венеция, - Тоскана (Флоренция), - Папская область. В этих областях – светские тенденции, связь с античностью.
ЛОМБАРДИЯ.
Трёхнефные церкви, трансепт не выступал. Средокрестие завершалось восьмигранным куполом, который не выделялся в объёме. Кампанилла (башня) стояла отдельно. Силуэт отражал структуру здания. Пятигранный контур. Повторяющие базиликальный разрез.
Доминирует стена, которую преобразуют порталы, окна, карликовые аркады, которые могли быть в плоскости стены.
Базилика Сант Амброджо в Милане.
Конец XI – XII в. Крестовые своды центральных и боковых нефов – XI в. 4-хпролётная церковь. Связанная система травей. вид базилики из атрия: кампанилла, красный фасад.
Крестовый свод на нервюрах. Опоры – чередующиеся. Галереи и трифории.
Церковь Сан Микеле в г. Павия.
Северная Италия. XII в. 1117 – 1155 гг. Природный камень. Простой фасад? его граница не жёсткая, мягкая. Простой чёткий силуэт.
Церковь Сан Дзено в Вероне.
XI – XII вв. Кирпич+мрамор. Особенность итальянской архитектуры: хор приподнят над уровнем основного нефа. Крипта – подземная церковь. Уровни снизу вверх на пол-уровня: крипта, основной неф, хор. Перекрытие – деревянное. В интерьере нет трифориев. Внизу 3 арки ведут в крипту. Чистота, изысканность форм (наследие античности).
ЭМИЛИЯ
Домский собор в г. Модена.
1099 – 1184 гг. Доминирует стена. Связанная система травей. Интерьер: крестовый свод, тройные трифории. Нет горизонтальных членений. Окна. Нет средокрестия. Соответствие внутренней структуры и внешнего облика.
Собор в г. Пьяченца.
1122 – 1158 гг. 3 нефа и в основной части, и в трансепте. Каменные перекрытия. фасад:
Окно-роза (добавили позже).
ТОСКАНА. ФЛОРЕНЦИЯ.
Богатая республика. Инкрустационный стиль - Проторенессанс. Отражение внутренней структуры на фасаде.
Баптистерий Сан-Джованни.
1059 г. Восьмигранник, перекрытый куполом d = 25,5 м. Баптистерий рядом с Собором Санта Мария дель Фьоре. Интерьер – мотивы Византии. Мозаика, инкрустации.
Церковь Сан Миньято аль Монте.
1013 – 1063 (фасад) гг. Базилика. Плоское деревянное перекрытие. Интерьер замечательный. Деревянные перекрытия открыты. Подпружные арки. Лестницы простые.
Стропила расписанные.
Соборная площадь в Пизе.
Наиболее законченная площадь. Баптистерий – собор – башня. Строительство ансамбля Пизы сродни строительству ансамбля Акрополя. Овальный купол. Форма латинского креста. Башня – 7 ярусов. XII в. 4,2 м – отклонение от вертикали. Лучший памятник ПизыСоборная площадь с собором(1063-1118), баптистерием(1153),«падающей башней»(1174) (1.)Собор (арх. Бускетус и 'айнальдус) Базилика. 5 нефов. Длина 95м.)мпоры, 3-х нефный трансепт. Центральный 1еф с плоским перекрытием, отделён от' юковых стройной гранитной колоннадой, с?драморными, близкими к
штичн. композитной калителями.Над:редохрестигм купол, вплане-овал.Аркадные -алереи западн.фасада и повторение мотива вокруг всего здания -явл.распростр.композиц. -фиёмом романск. Зодчества в Италии.
(2)Баптистерий (крещальня) 1153)-арх.Диотисальви. * Ротонда Заптистерия облицована мрамором. 3=5 4м. Стены - арочный мотив, 2 ярус - галереи.
(З)Падающая башня (стр. Вильгельм и Бонанус)Имеет 6 ярусов арочных гадерей.Н=54м.Т.к.почва осела она получила наклон=4м на Ь=55м.
ВЕНЕЦИЯ.
Сталкиваются разнообразные влияния. Церкви: - базиликальные, - центричные, - крестово-купольные.
Собор Святого Марка в Венеции (Сан Марко).
XI – XV вв. Освящён в 1094 г. Использованы крестово-купольные ячейки. 5 ячеек соединены цилиндрическими сводами. Десятки тысяч дубовых свая забиты в землю.
Пол в соборе волнообразный. Интерьер: цилиндрические своды чередуются с купольными сводами. Колонны разные: разного диаметра и размера из Константинополя. блестящий синтез романской и
византийской арх. Крестово-купольный храм с продольно-осевой
направленностью. Живописен интерьер. Нижняя часть стены - разноцвет.
мраморные плиты, верхняя - арки и купола - мозаики, S=l 2000м2. Античные и
византийские колонны, капители, скульптуры. Памятник прекрасно вписывается
в ансамбль Соборной площади.


Важнейшими памятниками этого периода в сев.ИТА- Собор в Модене(1099)> церковь Сан Дзено в Вероне(1125г), Церк.Сант Амброджо в Милане(1128г)-3 нефа, крест.свод на нервюрах, боковые-крестовые.
В этот же период
появл.так назыв.
«Прторенессансные»
памятники, например
церковь Сан Миньато
(мозаичный пол лучший в миреПГ
не арочные,
а в виде прямоугольных окон и дверей.
На юге Италии,в Сицилии,памятники романск.периода своеобразно сочетают в себе романск.структуру храмов с живописной визант.трактовкой интерьера.(пример капелла замка в Палермо.)
К ром.периоду восходит планировка большинства городов

13. Ранняя готика Франции (на примере собора Парижской богоматери).
Вторая половина XII – начало XVI вв.
3 этапа: 1) ранняя готика (вторая половина XII – начало XIII вв.); 2) зрелая готика (XIII – XIV вв.); 3) поздняя готика (конец XIV в. – XV-начало XVI вв.);
Таблица по соборам
Место нахождения
Высота главного нефа, м
Пролёт главного нефа, м
Высота продольных аркад, м
Санс
23
15
12
Лан
24,5
11
9
Париж
32,5
13
9,5
Ряд историков усматривает зачатки готической архитектуры в первых крестовых сводах на нервюрах, применявшихся уже в романскую эпоху для перекрытия небольших пространств (подбашенной части и пр.). Однако применение нервюрного крестового свода можно считать началом готики лишь постольку, поскольку оно сопровождалось облегчением перекрытия и устоев или было вызвано стремлением к подобному облегчению.

Собор в Сансе.
Строительство начато в 1140 г. Трёхнефная базилика. Ширина главного нефа 15 м, высота 23 м, пролёт 12 м.
Ширина боковых – 7 м. Нервюрные своды главного нефа опираются на столбы с приставными колоннами.
Система травей чередующаяся. Своды шестираспалубковые. 3 яруса в интерьере (галерей нет). Опоры боковых нефов – в виде спаренных колонн.
Собор в Лане.
Начат в середине XII в., закончен? к 1200 г. Базилика, 3 нефа. Высота главного нефа 24,5 м, ширина 11 м. В интерьере 4 яруса (продольные аркады, трифории, галереи, окна). Система травей несвязанная. Опоры – круглые столбы - доминируют. Вимперги, окно-роза. Своды 6-тираспалубковые. Колонны не одинаковые. Башни западные.

Собор Парижской Богоматери.
Начат: 1163 г. Пятинефная базилика. План – вытянутый прямоугольник, завершён полукругом хора. Трансепт не выступает. Трансепт освещается розами. 4 яруса. XIII в.: аркбутаны заменены на однопролётные. Контрфорсы уступчатые, практически не обработаны. Аркубтаны над основным нефом двухпролётные. Средокрестие увенчано шпилем. Королевская галерея – 1ая горизонтальная линия. Окна – 2ая. Фриз арочный, завершённый башнями – 3ья.Высота 32,5 м.
Большой шаг вперед в соборе Парижской богоматери, одном из замечательнейших памятников ранней французской готики и готического искусства. Строительство начатое в 1163 г. и законченное к середине XIV в., велось несколькими этапами. План пятинефного собора имеет форму вытянутого прямоугольника, завершенного с востока плавной полуциркульной линией хора. Трансепт лишь незначительно выступает за границу прямоугольника; венец капелл встроен между контрфорсами, как и капеллы нефа, что придает плану необычную в готике неразрывную конфигурацию.
Травеи (за исключением первой травеи хора) имеют в плане почти квадратную форму. перекрыты крестовыми сводами на нервюрах, которые разделяют их на распалубки (шесть в главном, четыре в боковых нефах;. Высота их 32,5 м (в Ланском соборе —24.0 м). Это типичные для XII в. своды с малой стрелок подъема. Более высокую стрелу подъема имеют стрельчатые своды боковых нефов. Профили нервюр просты и спокойны. Они образуют два трехчетвертных нала по сторонам плоского или острого ребра.
Опорами сводов круглые столбы в хоре и в среднем нефе, круглые столбы с приставными колоннами — в боковых нефах, ромбические и квадратные в плане столбы с приставными колоннами— в первой травее нефа и в трансепте.
Столбы (до 1,4 м в диаметре) не загромождают пространство, по еще сохраняю вид сильно нагруженной опоры. Они имеют развитые капители, высота которых составляет одну пятую высоты столба. В конструктивной системе собора ведущую роль играет система опор совместно с усиливающими их контрфорсами и аркбутанами. Однако роль стены, особенно до перестройки собора, была еще довольно велика, и стена, главным образом в среднем нефе, еще сохранила пережитки романской массивностиКонтрфорсы имеют характерную для ранней готики уступчатую форму.Вертикальные членения боковых фасадов и хора связаны с наружной системой опор сводов. Декоративные элементы скромны и просты. Трансепт с обеих сторон имеет порталы, над которыми расположены огромные окна-розы, более сложные по рисунку переплетов, нежели окно-роза западного фасада. Средокрестие увенчано башней, прорезанной двойными окнами и завершенной острым шпилем.
Горизонтальные членения боковых фасадов и хора отмечают двухъярусность здания. Подоконные карнизы имеют форму простого скошенного ребра. Более сложны венчающие карнизы первого яруса (боковых нефов) и основного объема (главного нефа). Но зрительно воспринимаются не они, а поставленные над ними балюстрады открытых галереек, тянущихся вокруг здания. Особенность венчания боковых фасадов и хоровой части составляют сильно выступающие каменные водосбросы в форме полуфигур животных, птиц, людей, принадлежащих, как и фигуры химер двух западных башен собора (рис. 20), каменщикам и скульпторам прославленной парижской школы.
Знаменитый западный фасад собора с его богатой скульптурной декорацией по праву считается лучшим произведением французской ранней готики. Если перестройки и достройки XIII—XIV вв. во многом смягчили пережитки романского стиля в нефах и в хоре, то на фасаде они выступают более отчетливо. Контрфорсы остаются обнаженными, как и. степа вокруг арок порталов. Фасад, в котором преобладают горизонтальные линии и плоскости, имеет два ясно выраженных яруса. Первым из них завершается так называемой «королевской галереей» — арочным фризом, образующим ленту ниш, занятых 28 статуями, аллегорически изображающими родословную богоматери в образах «королей». Примененный впервые в парижском соборе мотив «королевской галереи» имел исключительное значение в период борьбы за объединение Франции.
Окно-роза занимает всю плоскость средней части стены над карнизом «королевской галереи». Радиус розы служит модулем для всех основных проемов фасада (ширина двери среднего портала, ширина окон второго яруса, ширина аркад, галереи, окон башни, их высота). Над вторым ярусом уже па последнем этапе строительства была поставлена высокая аркада па тонких колонках. Эта аркада, хотя она и резко меняет характер фасада, служит прекрасным переходом от тяжелых масс нижних ярусов к вертикали башен.
Аркада несет на себе венчающий карниз, который одновременно служит и служебным обходом-галерейкой, с низкой балюстрадой и со знаменитыми фигурами химер по углам контрфорсов.
Массивное тело башен, срезанное по углам и украшенное тонкими полуколоннами, арочными мотивами, вимпергами и крестоцветами, прорезано высокими парными окнами, встроенными в толщу стены по принципу перспективных порталов. Этот прием, а также наличие декора и обильное применение краббов на ребрах облегчает тяжелую массу башен и делает ее, хотя и далеко не ажурной, как в поздней готике, но динамично выразительной, с ясным устремлением вверх. Башни завершают общую композицию фасада, в котором ясно ощущается постепенный переход от горизонтальных объемов к вертикальным, от тяжелых масс к облегченным, что сильно отличает его от статичных романских фасадов.
В соборе Парижской богоматери нет и строгой симметричности, характерной для фасадов романских зданий. Фасад расчленен пилонами контрфорсов на три сектора, неодинаковых по ширине. Наиболее широкий из них — средний. Южный сектор (правый) уже северного (левого) примерно на 1,75 м. Различна и высота боковых порталов. Эта разница в высоте смягчается наличием простого фронтонного мотива над арками северного портала, выложенного из камней, выступающих ребром.

Скульптурные украшения — статуи (выполненные взамен утраченных по рисункам Виолле ле Дюка в XIX в.) и рельефные украшения XIII—XIV вв. — не покрывают всей плоскости фасада, как это бывало романских храмах Южной Франции, а группируются по тематическому плану вместе где они приобретают тектонический смысл. Так, галерея королей своим спокойным мощным ритмом как бы стягивает расчлененные контрфорсами массы фасада; статуи святых в порталах, поставленные на высоком цоколе, служат одновременно переходом к архивольтам сокращающегося в глубь портала. Рельефы занимают все поле тимпанов, покрывают архивольты, цоколь среднего портала, стык арок ниш «портала богоматери» (рис. 18). По аналогичному принципу украшены и северный и южный порталы трансепта, с топ только разницей, что декоративные элементы здесь богаче и легче (рис. 18). Скульптура Парижского собора, начиная от наиболее ранних, ещё романских по характеру, рельефов портала св. Анны и кончая сильно динамичным по композиции тимпаном портала св. Стефана на южном фасаде трансепта, представляет творчество почти двух веков (около 1150—1350 гг.), отражающее нарастание реалистических тенденций в искусстве этого периода. Собор в целом являет живую картину развития готического зодчества от его первых шагов до периода зрелости.

14 Памятники расцвета французской готики (соборы в Шартре, Реймсе, Амьене, капелла Сент-Шапель в Париже).
ЗРЕЛАЯ ГОТИКА ФРАНЦИИ. XIII – XIV ВВ. 2 этапа: XIII в. — время высшего подъема, создания зрелых произведений. XIV в.— период достроек и нарастания декоративных тенденций. XIII в. – век расцвета во Франции, особенно при Людовике IX Святом (окончательное объединение гос-ва, подъём хоз-ной, полит-й, культурной жизни, улучшение эк-кого положения - благоприятные условия для развития арх-ры). Стр-ство самых лучших, известных соборов Франции: в Шартре, Реймсе, Амьене, 1нефная капелла в Париже (Сен-Шапель), в к-х в концентрированном виде выражены все лучшие достижения ранней и зрелой готики. История всех важнейших памятников франц-й готики, за искл. немногих, начинается с пожара предшествующего, романского здания.
Собор в Шартре.
На месте норманнского собора (уничтожен пожаром в 1194). В развитии готики важная ступень. Одеяния Марии в момент рождения Христа хранятся в этом соборе. 1194 г. – начало строительства. 1225 г. – основное окончание. до 1260 г. – доделки.
Особенность плана - значительное увеличение пр-ва хора (необходимо разместить там большое кол-во певчих), и в перемещении алтаря в глубину апсиды. Капеллы венцом вокруг хоровой части. 3хнефная базилика с выступающим трансептом - крестообразная форма. - стал просторнее, нефы утратили коридорообразный вид. Боковые нефы хора (обходы) шире, чем в ранней готике.
Высота главного нефа 33 м, предельная ширина – 16 м, высота продольных аркад 13,5 м. Внутри 3 яруса: продольные аркады, мелкие трифории, огромные окна. Опоры – круглые столбы с приставленными к ним 4мя восьмигранными колонками. 1й из больших соборов, где галереи сужены - улучшено освещение путем увеличения высоты аркад и окон. Со 2 яруса - более дробное членение опор - из 5 колонн, соответствующих профилям нервюр. Своды и арки - стрельчатая форма. Все 3 яруса - единый композиционный ритм. Композиционная расчлененность—особенность арх-рной системы зрелой готики.
Внешний вид – романские черты (особенно зап-й фасад) в контрасте с готическим интерьером. Доминирующие черты средней части и башен - стена. Башни асимметричные. Порталы зажаты между 2 самостоятельными башнями (к-е фланкируют основное тело храма, как в романских постр.) в центральной части - средняя треть фасада. Узки оконные проемы башен – романские черты. Окно-роза. Контрфорсы. Витражи в алтарной части – Марк Шагал.
Собор в Реймсе.
Самый яркий памятник. Место коронации. Начало стр-ва: 1211 г., на месте сгоревшего романского, но прежний фундамент уже не использовали: новый собор - целостное, здание с единым планом. Достроено к концу XIII в. План: Жан из Орбэ (1231), достройки Жан де Лу и др. до 1427 г., столетняя война задержала стр-во. В 1481 пожар; реставрирован в XVI в. Пострадал в 1й мировой. Реставрация в 20-х гг.
План более гармоничен. Западная 3хнефная часть ведет к 3хнефному трансепту, к-й свободно вливается в широкий хор с венцом из 5 капелл. 3 нефа узкие.
Целостное восприятие интерьера. Высота гл-го нефа 37,5 м, ширина 14 м. Трансепт чуть шире. Высота продольных аркад 16 м. Трифории тоже узкие, но соединены не по 5 арок, а по 4 в каждой травее. Окна большие. Опоры: круглый столб с приставленными 4 служебными колонками. Структура как в Шартре: 3яруса по вертикали, нет галерей. Своды стрельчатого очертания с повышенной стрелой подъема. Капители отмечают переход от ствола к арке. Капитель охватывает все столбы среднего нефа - единство частей. Высота подбашенных травей одинакова с высотой травей в нефах. Розы фасада просвечивают в неф. По вертикали 3 яруса: 1) продольная аркада, через к-ю проникает свет из окон бокового нефа, и окна капелл; 2) трифории; 3) верхние окна, витражи, эта зона на зап-й стороне завершена большой розой, а на восточной —окнами верхнего яруса хора.
На западном фасаде очень глубокие порталы. В тимпане центрального портала– малая роза вместо сцены страшного суда. Краббы – ползущие элементы по водостоку. Контрфорсы прижаты друг к другу

Стройность пропорций, легкость масс, богатство декоративных элементов, при ясности композиционной стр-ры. Ритм. Тектоника. Квадратные в плане башни, прорезанные проемами, по углам фланкированы высокими арочными портиками, к-е вместе с оконными проемами придают легкость, не разрушая компактности. Отношение ширина:высота фасада почти 1:1, но фасад кажется вытянутым благодаря постепенному сужению кверху. Впервые тимпаны порталов ажурные, традиционное место рельефа с изображением «Страшного суда» в среднем портале занимает малая роза. Скульптура фасада - идея прославления католического королевства Франции. Скульптура на высоком уровне. Все скульптуры - XIII в. мастера реймской школы ваятелей.
Собор в Амьене.
Самый большой из известных во Франции, на месте сожженного в 1218 г. молнией. Стр-во начато в 1220 и до 1269 г. Западный фасад - обновление в XV в.. Строители: Робер из Люзарша, Том де Кормона и Репе де Кормона. В конце XIII в. увеличены контрфорсы в 1ом ярусе, а промежутки между ними превращены в капеллы. Образец - Шартрский собор.
Трёхнефная базилика. Широкий трансепт. Развитая хоровая часть. Венец капелл (7, средняя выдвинута вперед.). Трансепт - 3 нефа, центр средокрестия, как в Шартре, совпадает с серединой храма. Ширина трансепта 59 м, длина хора 48, ширина нефов 33, травеи боковых нефов в плане прямоугольны (9х7 м).
Очень стройный в интерьере. Высота главного нефа 42,3 м, пролёт 14 м, высота продольных аркад 18 м. Длина 118 м без выступающей капеллы. Отношение ширины боковых нефов к среднему как в Реймсе (9:14). Опоры, как в Реймсе: из цилиндрических столбов с приставными колоннами. Но служебной колонне, придан более самостоятельный характер: она поднимается свободно до пяты свода среднего нефа, где завершается капителью. Профиль опоры усложняется по направлению кверху. Своды — крестовые, стрельчатые, за исключением средокрестия (простейшая форма звездчатого). Травея — 4храспалубковая. Интерьер стал единым, плавно раскрывающимся во все стороны. Проста композиция среднего нефа: карниз 1ого яруса делит его пополам: 1)низ - продольная аркада до 18 м; 2) верх, 2 части: -нижняя: трифории (за аркадой галерейка, ставшая обычной для готических храмов со времен Шартра), -верхняя: высокие 4хчастные окна.
Фасад: уступчатое построение: порталы до 6 м глубиной. Много декора. На главном фасаде в центральной части трифории. 3хнефная основная часть позволила приблизить контрфорсы к основной высотной массе среднего нефа и сделать аркбутаны короче. На фасаде горизонтальные членения не перерезаны, но преобладают вертикали. Окно-роза д 9 м в самой верхней зоне фасада, соответствует зоне сводов. Полоса парных окон 2го яруса, к-я воспринимается вместе с «галереей королей», соответствует полосе трифориев интерьера, сквозных в средней части. Порталы традиционны по расположению и тематике скульптур, Глубина примерно, как в Реймсе (около 5,5 м;.Амьенский собор, вместе с одновременно строившимся собором Реймса, представляет собой вершину готического искусства во Франции.
Готика пришла в Амьенском соборе к тому классическому для нее построению пр-ва, при к-м оно во всех измерениях освободилось от технической скованности, сохранив тектоническую ясность и конструктивную определенность окружающих масс, объемов, линий. Пластическая выразительность несущих элементов, ощущение свободы, к-е дает пр-во, рассеянный свет, придающий мягкость объемным формам, — все это вместе создает теплоту тектонически законченной композиции интерьера.

Однонефная капелла Сент-Шапель в Париже.
Особое место среди готических соборов. Начат в XIII в. На о. Ситэ, во дворе Дворца Правосудия, рядом с собором Парижской Богоматери. Небольшое (31 X 10,7 м) здание 1243 – 1248 гг. - дворцовая капелла и для хранения реликвий.

Зал 4 травеи, хор. Ширина пролёта 10,7 м, глубина 31 м (4 пролёта).
2 этажа: 1) высотой 6,6 м, для слуг, 2) высотой 20,5 м (для короля и т.д.). В интерьере 2 яруса, вместо стен сплошные окна: высота 15,3, ширина 4,65 м, в пролётах разные витражи.!!! Особенность: известняк покрыт штукатуркой, роспись («золотые звёзды» на небе). Окно-роза XV в. нижняя церковь (служебная). Верхняя часть интерьера: сюжетные витражи. Очень высокие окна - свет. 1 этаж: для сводчатого перекрытия с достаточной стрелой подъема арок нужен ряд внутренних опор, из-за чего пролет центр-го нефа сужен и вокруг него узкая галерея с сводами одинаковой с нефом высоты. Под сводами галереи особые устройства, имеющие вид аркбутанов, передающие распор свода на наружные контрфорсы. 2 этаж: высокий однонефный зал, перекрытый нервюрным сводом стрельчатого очертания. 4 травеи образуют свободное освещенное пр-во. Промежутки между опорами заполнены высокими (около 15,3 X 4,65 м) парными окнами с 6тилепестковой розой наверху. Только в нижней части верхней капеллы сохранена полоса стены, но и она облегчена арочным мотивом. Опоры сводов из высоких служебных колонн (2 тонкие по бокам основной), к к-м примыкают колонки окон.
Полихромия в декоративном убранстве интерьера, сочетаются скульптура и живопись, приглушенный блеск мозаик и рисунок витражей.
Внешний вид прост. Оконные проемы чередуются с уступчатыми контрфорсами, украшенными фиалами. Над серединой двускатной крыши небольшая башенка-колокольня с высоким шпилем. Верхний этаж западного фасада - огромная роза в стиле поздней готики XV в. В этом небольшом памятнике, однозальная система к-го дала возможность облегчить конструктивный остов, изящество готики доведено до высшего предела


15. Ранняя готика Англии (на примере соборов в Уэльсе и Линкольне)
В период проникновения готики в Англию в ряде английских городов уже высились романские соборы, размеры которых превышали потребности немногочисленного тогда городского населения. Поэтому за исключением ряда новых (Солсбери, Линкольн) и коренным образом перестроенных (Йорк)сооружений готические одежды в угоду новым влияниям накладывались на уже существовавшее ядро (Винчестер, Чичестер, Глостер).
Возникали новые города, в них проявлялись особенности английской готики – плоские завершения башен и прямоугольные в плане абсиды. Готические соборы Англии часто высятся на открытых участках, а не в тесноте города.
Общие черты готики Англии:
1. В горизонтально-протяженной композиции доминирует башня средокрестия.
2. Строго симметричный западный фасад (иногда по нормандскому обычаю фланкирован 2мя башнями)
3. Ясная логика композиции.
4. План – вытянутый латинский крест.
5. отношение ширины к длине 1:6.
6. Абсида прямоугольная, реже циркульная с венцом капелл.
7. В интерьере преобладаю горизонтальные членения.
8. Хор, нефы, трансепт как самостоятельный части целого, на внешнем объеме то же самое.
9. Аркбутаны скрыты под кровлей боковых нефов (в Уэльсе).
10. Окна боковых фасадов меньше, зато окна хора занимают всю восточную стену.
11. Окно-роза применяется редко.
12. Порталы неглубокие.
Самобытные черты английской готики раннего периода проявились в Уэльском и Линкольнском соборах.
Собор в Уэльсе начат в 1185-1190гг., в основном закончен в 13в. С достройками в 14 и 15 вв. Собор был построен по единому архитектурному замыслу, с планом в форме латинского креста, в виде трехнефной базилики с трансептом и небольшим (в три травеи) хором с капеллой Марии.
После расширения и перестройки хора в 14в. План собора удлинился и стал сложнее по форме. Нефы и трансепт перекрыты крестовыми сводами. В средокрестии – веерный свод, комбинированный со звездчатым. В Уэльском соборе и особенно в его интерьере рельефно выступают специфические черты ранней английской готики. Это проявляется в относительно небольшой высоте среднего нефа (21,5м) и в типичном отношении ее к ширине в пределах 1:2. Характерна и горизонтальность, ярко выраженная в ярусном построении среднего нефа, где аркады, трифории и верхние окна четко разделены и сохраняют свою самостоятельность. В основу тектонической системы Уэльского собора были положены новые принципы, направленные на преодоление массивности, что выражено в значительном облегчении стены проемами, в утонении опор и простенков. В то же время готическая каркасная система здесь еще не выявлена. Опоры нервюр в виде коротких стволов доходят лишь до уровня пят арок трифориев. Непрерывная цепь ланцетовидных проемов трифориев нарушает ясность структуры. В новой части хора это противоречие устранено. Неповторимая особенность интерьера – «опрокинутые» арки средокрестия, образующие нечто вроде усеченной восьмерки.
Внешний вид собора типичен для ранней готики. Архитектурные массы здания группируются вокруг мощной башни средокрестия. Западный фасад очень широк из-за того, что его башни не встроены в тело храма, а примыкают по бокам. Фасад разделен на два яруса.
Линкольнский собор, как и собор в Уэльсе, имеет высокую башню над средокрестием и две башни у западного фасада. Собор был построен на месте старого романского храма, западная часть которого была включена в композицию главного фасада нового здания. Готическая перестройка начата с хора (пять травей) – знаменитый «Ангельский хор».
План получил прямоугольное завершение без осевой капеллы. Появление второго малого трансепта (особенность английского храмостроения того времени). Внутреннее пространство создает ощущение легкости и простора. Продольная аркада поддерживается широко расставленными столбами (хорошая связь между нефами).Ярус трифориев по трактовке и размерам напоминает галереи.
Необычна форма сводов над хором с гуртами, расположенными эксцентрически. Средний неф перекрыт сводом с тьерсеронами (положено начало развитию сложных сводов).

Стену южного трансепта прорезает окно-роза (редкость для готики Англии). Вход в храм подчеркнут высоким арочным проемом.

Собор в Уэльсе.
Здание, где заседала администрация монастыря (капитула).
1185 – 1195 гг, закончен в XIII в.
Высота главного нефа: 21,5 м.
Отношение высота/ширина=2/1.
Центральный неф: на фасаде – трёхчастное окно.
Завершение башен – прямоугольное.
Интерьер прекрасный – конструкция восьмёркой.
Продольные аркады – трифории – окна.
Свод 4храспалубковый.

Собор в Линкольне.
1192 – 1200 гг.
С двумя трансептами: прямоугольные башни.
Прямоугольное завершение хора.
Фасад – ажурная....
В интерьере свободный шаг опор, трифории.
перекрытие сложное, своды многораспалуковые.

16 Готическая архитектура Германии.
Политическая раздробленность XII – XIV в.. Зальная структура церквей. Опоздание во времени перехода к готике. Начало готической архитектуры относится к XIII в., окончание – XVI в. Местные особенности распр-ны. Общие особенности: - зальная система церкви (нефы одной высоты); - башни западного фасада имеют контрфорсы, идущие от земли: конструктивная система от основания. - использование кирпича? примитивные маленькие формы. 13-16вв.
Переход от романской архитектуры к готике в Германии происходит медленно. В отличие от Англии и Франции, где начинает складываться централизованное государство, в Германии политическая раздробленность усиливается. Готика Германии получила самостоятельное развитие и выработала местные особенности. В Германии была разработана система зальных церквей, впервые применены принципы готики в архитектуре зданий центрического плана, по-новому решена проблема возведения башен-колоколен. Появление кирпичной готики. Контрфорсы прочитываются от самого основания и завершаются шпилями. Позднеготические памятники перегружены декоративными элементами, усложнены фиалы и оконные переплеты, нервюрные своды превращены в орнамент.
Готическая архитектура Германии делится на три периода:
Ранняя готика (13в.) Высокая или зрелая (14 – начало 15в) Поздняя (15 – начало 16в)
Свое наиболее полное выражение конструктивная и художественная система германской готики получила в культовых сооружениях.
Церковь Елизаветы в Марбурге (13 в) 1235 - 1283 гг.
3 нефа, высота нефов одинаковая (относится к типу зальных построек). Трансепт. Полукружия. Хор и ветви трансепта заканчиваются полукружиями.? образуется трилистник. Западный фасад: 2 мощные башни стрельчатой формы. Контрфорсы уступчатые. Один из самых ранних памятников этого периода. Относится к типу зальных построек. Основная часть состоит из трехнефного зала, к которому примыкает трансепт с полукружиями очень короткая часть хора (1 травея и абсида без обхода). Два крыла трансепта и хор, одинаково закругленные, образуют отдельный комплекс, напоминающий в плане трилистник. Крестовые своды на нервюрах поддерживаются массивными цилиндрическими столбами, на которые наложены трехчетвертные колонны. Западная часть церкви завершена двумя массивными башнями.
Черты национального своеобразия: система из 3х абсид вместо хора с венцом капелл, вертикальность членений фасадов, чему способствовала своеобразная трактовка башен, стрельчатое окно вместо окна-розы.
Оригинальное немецкое произведение – церковь Богоматери в Трире (1235-1253гг). Впервые в готической архитектуре осуществлена центрическая композиция в виде равноконечного креста, перекрытого нервюрными сводами, с введением в каждом из углов по две капеллы.
Церковь Екатерины в Бранденбурге.
1401 – 1434 гг.
Кёльнский собор, начат в 13 в.
Начат в 1248 г. Достроен к XIX в. Самый значительный собор. Прототип: Амьенский собор. Пятинефная базилика. Длина 136 м. Ширина всех 5 нефов 47 м. Длина трансепта 80 м. Высота среднего нефа 43,5 м.
Продольные аркады: высота 18 – 19 м. Своды простые, четырёхраспалубковые. Контрфорсы идут от основания. Доминируют вертикальные членения. Трансепт трёхнефный. Венец капелл. Азрез: 2хярусные и 2хпролётные аркбутаны. В интерьере доминируют вертикальные элементы. Это огромная пятинефная базилика с трехнефным трансептом, которая была начата по образцу Амьенского собора. Достроен только в 19 в. К готической эпохе относятся хор, нижние части трансепта, нефов и южной башни фасада. Длина собора около 136 м, ширина нефов 47 м, трансепта – около 80 м. Высота среднего нефа 43,5 м.
Церковь Марии в Любеке (ок 1270 – 1350 гг.)
Первый опыт кирпичного строительства в Германии. Большая трехнефная базилика (длина 102 м, ширина 57 м, высота в интерьере 39 м, высота башен 125 м) Хор завершен тремя капеллами, средняя из которых выступает сильнее остальных. Особенность: травеи обхода хора и его капеллы перекрыты общим сводом.
Собор в Ульме (начат с 1377г)
Один из характерных памятников зрелой готики. В современном виде это пятинефная базилика длиной 124 м, шириной 49 м. Проектировался в зальной системе и лишь в процессе постройки получил базиликальную. Собор четко делится на три части: подбашенную с выступающим портиком, основную пятинефную часть (77 м) и алтарную часть (глубина 30 м). Трансепта нет. Аркбутаны однопролетные. Башня западного фасада (161 м) увенчана ажурным каменным шатром.
Церковь Анны в Аннаберге, 15-16вв.
Контрфорсы обращены внутрь здания. Сложные нервюры образуют звёзды (цветы). Зальная.
Восьмигранные столбы. Высокий уровень отделки. Яркий пример позднеготического храма. Небольшая трехнефная зальная церковь. Контрфорсы обращены внутрь, окна узкие, высокие. Тонкие нервюры в изогнутых линиях образуют звездчатые орнаменты на гладком фоне свода. Нервюры опираются на маленькие консольки, выступающие из гладкого ствола восьмигранных столбов.
Собор в Мюнхене.
Зальная церковь (интерьер).

17 Особенности готики в Италии.
Готика Италии была особенной. Ее античное прошлое и устойчивое представление о собственном культурном превосходстве над «варварским» Севером сказалось на развитии готики в Италии.
В Италии долго держался позднеантичный римский тип тонкостенных, крытых деревом базилик на колоннах. При этом конструктивно-планировочная основа базилик и их постановка в плотной городской застройке вели к повышению композиционной значимости фасада. Декоративная отделка главного фасада воплощала общий архитектурный облик сооружения.
В своем отношении к готике архитектура Италии не была единой. Ломбардия наиболее тяготела к северному образцу готики. Венеция сочетала в своей готике элементы византийских, арабских и западных влияний. Рим оставался в русле своих исконно позднее античных традиций. Особое значение для понимания специфики итальянской готики имеет Тоскана и Флоренция. Ломбардия (Милан) – и северн. образ. готики.
Венеция – византийские и арабские влияния.
Рим – позднеантичные образцы и традиции.
Далеко от мрачности, замкнутости монастырей Севера. Оптимизм итальянцев.
Сочетание готических форм с элементами античной народной традиции. КУЛЬТОВЫЕ ПОСТРОЙКИ. Приём пришёл в готику от романской архитектуры: башня (кампанилла) стояла отдельно. Интерьеры свободные. Формы античные остались.
Церковь Санта Мария Новелла во Флоренции (1245-1278).Трехнефная базилика, перекрытая стрельчатым сводом на нервюрах. 1245 г. – начало строительства. 1278 г. – закончен основной неф. Трёхнефная базилика. Стрельчатый свод на нервюрах, четырёхраспалубковый. Высота небольшая. Очень лёгкие, тонкие опоры основного нефа? ощущение зальности (единого зала). Нет разделённости звеньев.
Церковь Санта Тринита во Флоренции (начата 1258, закончена не позднее 1290) считается творение Никколо Пизано. Стрельчатые арки среднего нефа выложены из мрамора с чередованием темных и светлых полос. По сторонам боковых нефов капеллы.
Церковь Санта Кроче во Флоренции (начата в 1295, закончена после 1383г) Приписывается Арнольфо ди Камбио. Средний неф имеет покрытие с открытыми стропилами. Через широкие просветы арок пространство боковых нефов сливается с с пространством среднего нефа. Церковь Санта Кроче во Флоренции.
Фасад XIX века. Архитектор Арнольфо ди Камбио. Начало строительства – 1295 г. Закончена после 1383 г.
Черты Проторенессанса. Светлый мрамор.Силуэт повторяет базиликальный разрез. Трёхнефная базилика со стрельчатыми продольными аркадами. Стропильные перекрытия. Напоминает раннехристианские римские, тонкостенные базилики. Лёгкость стены и опор. Витражи. Светлые тона. Минимум цвета. Нет лишних росписей. Инкрустационный стиль.
Самая поздняя архитектурная работа Арнольфо – это замысел и начало строительства нового собора во Флоренции Санта Мария дель Фьоре (1296г) Впервые в церковном зодчестве купол становится доминантой сооружения. Вся алтарная часть превратилась в грандиозную купольную ротонду. Санта Мария дель Фьоре.
Заложил в 1302 г. Арнольфо ди Камбио. купол – доминанта в композиции. 3 нефа.4 травеи до купольной группы. Перекрытие деревянное. В 1355 г. возобновлено строительство. Симоне и Франчечко Толенти – 2я модель собора: ширина главного нефа та же, но шаг увеличен (глубина травей, или ячеек)? собор удлинился. 3я модель: Франческо Толенти. Он расширил подкупольную часть до >40 м. <–примыкали 4 травеи (ширина 22*18 длина, или глубина). Перекрытия – крестовые своды на нервюрах (!!! – 22 м). Решена техническая задача высочайшего уровня. Перекрыты в XIV в., а купол мог быть перекрыт только в XV в. (Бруннелески). Предыдущие модели уничтожены. Зальное воздушное пространство. Интерьер собора чистый, светлых тонов, лёгкие опоры. Фасад простоял без отделки несколько веков. В XIX в. – светло-зелёные, белые тона. Принцип Софии: большой купол – маленький. Полукупол имел грани, воспринимая распор от купола.
Колокольня собора Санта Мария дель Фьоре (1334-1358). Первый ее строитель Джотто, довел ее лишь до середины

первого цокольного этажа. Его продолжатель – скульптор Андреа Пизано нарастил почти вдвое недостроенный Джотто цоколь и возвел выше еще один ярус цокольного типа. Три верхних яруса возведены Франческо Таленти, который вместо готического шатрового покрытия завершил всю колокольню мощным карнизом.
Собор в Сиене (1220-1377). Трехнефная базилика. Отделка фасада Джованни Пизано. Утонченность искусства сиенских мастеров видна в изысканной полихромии фасада: традиционные белые, зеленовато-черные и розовые тона сочетаются с нежными оттенками желтого и интенсивным красно-коричневым. Внутри чередование белого и темного мрамора. Полукруглые арки и мощная горизонталь карниза. Скульптурные рельефы не разрушают а укрепляют плоскость стены. Вимперги как равносторонние треугольники. Образ спокойной монументальности. Собор в Сиене.
1220 – 1377 гг. Трёхнефная базилика. Структура фасада не совпадает с планом. На плане 6-тигранный купол. Шестиугольник неправильный. Верхние части фасада не совпадают с нижними.Полихромия: светлые, радостные тона на фасаде. Самый готический. Интерьер: природный камень – мрамор. Чередование светлых и тёмных опор. Купол кессонированный.!!! Купол кривой. Башня справа.

Собор в Орвието.
В форме романской базилики с полукруглыми арками на массивных колоннах и открытым стропильным покрытием по главному нефу. Архитекторы: фасад - Лоренцо Майтани, круглое окно – Андреа Орканья).Черные и белые полосы мрамора, фронтон вместо вимперга, обилие рельефа, живописные украшения на фасаде. Собор в Орвието.
1285 – 1290 – начало. Пло?скостный фасад – итальянская черта,? работа с плоскостью. Интерьер: полуциркульные аркады продольного нефа опираются на мощные колонны, напоминая раннехристианские базилики. Фасад готический.
Церковь Фрари в Венеции.
Доминирует стена. Особенность: Связи (балки – рельеф, роспись) погашают распор внутри конструкции.
Простой силуэт.
Крупнейний и внешне наиболее «готический» в северной Италии – Миланский собор (начат в1386, закончен в начале 19в) Пятинефная базилика с трехнефным трансептом. Формы северной готики здесь чисто декоративны. Обилие контрфорсов, аркбутанов и фиалов конструктивно не обусловлено. Обилие декора рушит образ.
Некультовые сооружения. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ.
Палаццо – дворец общественного назначения.
Палаццо дель Коммуне в Пьяченце. Слегка заостренные арки открытого низа, стрельчатые формы в деталях фасада, зубцы-бойницы в виде ласточкина хвоста. Начато в 1280 г. Северная Италия. Традиционная схема: 2 этажа, в нижней части вдаётся открытая галерея – лоджия. На 2м этаже – огромный общественный зал, где собирались представители городской коммуны.
Нижняя часть: белый известняк. Открытые галереи – стрельчатые арки. Выше – из красного кирпича. Большие окна полуциркульного завершения. Сверху – парапет (карниз), завершался декоративным элементом «ласточкин хвост».

Гораздо изящнее и элегантнее палаццо Пубблико в Сиене (1288-1309) с его эффектной башней (1338-1349). Палаццо Пубблико, с повышенной средней частью, развернут в плане широким слегка изогнутым фронтоном на главную городскую площадь. 1288 – 1309 гг. Фасадная часть изогнута. Центральная часть на фасаде выше. Менее суровый вид, более открытый. 3 яруса: светлый низ, красный верх. Симметричное здание. Высокая башня.
Дворец Дожей в Венеции (1309) Необычные по композиции фасады. Первый этаж – широкая арочная галерея. Второй этаж – сплошная открытая лоджия. Каждой арке первого этажа соответствуют две арки второго. Третий этаж виде сплошной стены. дож – правитель, не моложе 70 лет. Здание городского самоуправление Начат в 1309 г. Находилось на большой набережной городского канала. 3 яруса: - Стрельчатые арки внизу (галереи). - Второй ярус: шаг арок в 2 раза меньше. - Над ними – круглые окна. Плавный переход на 3й ярус – к глади стены.
Стена облицована мрамором. Зуцы и шпили. Приземистые пропорции. 1 фасад - центральное окно и балкон: со стороны набережной Окна с крестоцветами (готические).
ФЛОРЕНЦИЯ.
Палаццо дела Синьория (Палаццо Веккио).
Архитектор: Арнольфо ди Камбио. 1298 – 1314 гг. 4 этажа. Окна расположены хаотично. Башня выходит за фасад, нависает, как бы «парит» в воздухе. Нет открытой лоджии – её выполнили отдельно. Внутри квадратный дворик. Площадь перед палаццо. Кронштейны, суровый средневековый вид. *окошко «дожей» в Венеции. Окно лоджии, которое выходит на канал. между 1298 и 1314гг по проекту Арнольфо ди Камбио. Парадный двор занял центральное положение внутри прямоугольного в плане массива.
Новый тип здания – общественная лоджия.
Лоджия дела Синьория во Флоренции на площади дела Синьория (1376-1382). Характерны полукруглые! арки пролетом свыше 11 м. арх. Симоне Таленти. 1376 – 1382 гг. При участии Симоне Таленти. Ничего готического. Пролёт 11 м, крестовые своды. 3 ячейки.
3 пролёта, нервюрный свод. Циркульные, арочные формы.
Площадь дель Кампо в Сиене.
Вымощена кирпичом

18 Основные отличия готической архитектуры Англии от современной ей французской готики.
В отличие от Франции, где в небольших сельских и приходских церквах нередко повторяется композиция крупных городских соборов, в Англии эти церкви составляют свой собственный тип, и акцент здесь поставлен не на центральной башне над средокрестием, а на осевой башне, венчающей западный фасад.
Готические соборы Англии высятся часто на открытых участках и этим отличаются от французских, хотя и более стройных и динамичных, но обычно расположенных среди тесной городской застройки.
В общей горизонтально-протяженной композиции английского готического собора обычно доминирует мощная башня средокрестия, относительно более высокая, чем во Франции.
План английского собора в форме латинского креста при соотношении ширины к длине 1:6. Часто два трансепта. Во Франции отношение ширины к длине 1:4. Трансепт укорочен.
Башня западного фасада в Англии примыкает к телу собора, во Франции вырастает из тела собора.
Французские соборы более вытянутые, стройный, высокие, высота главного нефа до 40 м. В Англии главный неф до 20 м.
Форма абсид в Англии прямоугольная или прямолинейная, во Франции полукруглая, циркульная с венцом капелл.
В Англии окна боковых фасадов невелики, окна хора занимают все пространство между опорами. Во Франции окна занимают все пространство между контрфорсами.
Аркбутаны в английских соборах находятся под кровлей боковых нефов, во французских вынесены.
В Англии простая система травей, во Франции сложная, реже простая.
Западный фасад французского собора украшен окном-розой, английского – большим окном стрельчатой формы.
В Англии порталы плоские, во Франции глубокие до 6м.
В интерьере французского собора преобладают вертикальные членения, тогда как в английском – горизонтальные.
Своды в Англии сложные: сетчатые, звездчатые, веерные; во Франции четырех- и шестираспалубковые.
Нефы английских соборов более изолированные, во французских интерьер цельный.
Завершение собора в Англии прямоугольное, французский собор завершается венцом капелл.

Различия между английской и французской готикой, современными друг другу.

1. Место расположения:
А: открыто на свободной территории.
Ф: территория вокруг небольшая, в городе, в застройке.

2. Пропорции:
А: формы латинского креста, 2 поперечных нефа, пропорции 1:6.
Ф: трансепт не выступает, ширина: длина = 1:4.

3. Башня над средокрестием:
А: в общей композиции доминирует башня со средокрестием.
Ф: башня лёгкая, завершается шпилем.

4. Башня западного фасада:
А: прилегают к телу собора.
Ф: Вырастают из фасада.

5. Высота главного нефа:
А: около 20 м, соборы приземистые.
Ф: более 30 – 40 м.

6. Аркбутаны:
А: спрятаны под кровлей.
Ф: открыты, определяют внешний облик.

7. Западный фасад, окно-роза:
А: окно-роза использовалось редко, вместо него – просто большое окно стрельчатой формы.
Ф: часто.

8. Порталы:
А: неглубокие, плоские.
Ф: до 6 м.

9. Интерьер:
А: 3 яруса, преобладают горизонтальные членения.
Ф: преобладают вертикальные членения.

10. Своды:
А: очень сложные, нет лаконизма: сетчатые, звёздчатые.
Ф: 3х-, 4храспалубковые.

11. Интерьер:
А: более изолированные ячейки (главный и продольный неф)
Ф: интерьер цельный

12. Восточная часть:
А: прямолинейное завершение
Ф: венец капелл.

18. Архитектор Брунеллески. Истоки и характер его творчества.
Филиппо Брунеллеско (14-15вв.) — крупнейший зодчий, сумевший понять архитектурные задачи своей эпохи и найти их решение, родился во Флоренции. Сначала был ювелиром, затем скульптором, потом увлекся наукой о перспективе. Брунеллеско предложил купол для собора Санта-Мария дель Фьоре. Купол не должен был быть полусферической формы, т. к. не выдержал бы нагрузки фонаря. Архитектор предложил сделать его более подъемистым. 8 ребер опираются на углы барабана и поднимаются к кольцу, на котором держится фонарь. Между ними 16 ребер.

Старая сакристия церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Первый в архитектуре Возрождения пример центрической композиции, возрождающий систему купола на парусах над квадратным в плане помещением. Темными пилястрами и архивольтами Б. выявляет конструкцию здания, появляется ясность, легкость стремление ввысь. Антаблемент связывает в единое целое.
Воспитательный дом. В середине квадратный двор, окруженный аркадой по колоннам. Входы в здание по главной оси двора. Главный фасад расчленен на два неравных по высоте этажа. Аркада главного портика обрамлена пилястрами большого ордера. Антаблемент объединяет всю композицию не только по горизонтали но и по вертикали.
Капелла Пацци -находится в восточной стороне церкви Санта-Кроче, окруженной скромными аркадами, шестиколонный портик с аркой над входом, подчеркивающей вход. Цилиндрический свод над портиком. Он скрывается за аттиком, а на аттик опираются колонки, поддерживающие крышу.
Церкви Сан Лоренцо и Сан Спирито. Трехнефные базилики в виде латинского креста с трансептом, хором и куполом над средокрестием. Нефы и трансепт церкви образуют систему связанных между собой, но четко дифференцированных зальных помещений с капеллами по периметру церкви.
Оратория Санта Мария дельи Анджели – это 8гранная внутри и 16гранная снаружи постройка. Простота и завершенность композиции оказалась в явном притиворечии с его культовым назначением, т.к. отсутствовал хор.
Палаццо Пацци. Помещения палаццо скомпонованы с трех сторон вытянутого по ширине здания открытого двора, окруженного в первом этаже глубокими лоджиями. Ко двору примыкали хоз постройки и обширный сад.Над рустованным 1 этажом – 2 гладко оштукатуренных верхних этажа. Значение Б. в том, что он синтезировал традиции античных и византийских традиций с приемами романского и готического зодчества

19. Леон Батиста Альберти как архитектор.
Родился ок.1404 года в Генуе, где находилась в то время его семья, изгнанная из Флоренции. В 1428г., после частичной амнистии флорентийских изгнанников, Альберти, получивший образование в Болонском университете, приехал в Флоренцию, где особенного развития достигли искусства и гуманистические науки.Теоретические сочинения Альберти: «10 книг о зодчестве», «3 книги о живописи», «О статуе», «Математические забавы».
Из флорентийских сооружений Альберти самым замечательным является палаццо Ручеллаи. В фасаде ритмическое расчленение рустованной стены трехэтажного дворца тремя ордерами пилястр.
Альберти, на основе изучения памятников античного Рима использовал ордерную систему для декоративного расчленения плоского фасада.
Церковь Сан-Франческо в Римини. Главный фасад - сочетание римской триумфальной арки и готического церковного фасада. Более целостными смотрятся боковые фасады. Они с проработанными профилями. В церкви Сан Франческо в Римини впервые была сделана попытка создания фасада базиликальной церкви эпохи Возрождения.,
Реконструкция фасада церкви Санта Мария Новелла во Флоренции. Фасад богато инкрустирован разноцветным мрамором. Наиболее серьезной переделке подверглась верхняя часть фасада. Плоскость высокой торцовой стены центрального нефа обработана пилястрами с полным антаблементом, фронтоном и оригинальными волютами по бокам. Верх здания с фронтоном и волютами плохо связан с фризом. Расположения полуколонн первого яруса и их раскреповки мало оправданы, круглое окно центрального нефа посажено слишком низко.
Церковь Сант Андреа в Мантуе. По своим размерам и замыслу – самое значительное произведение Альберти. Боковые нефы заменены капеллами, а главный сильно расширен и превращен в парадный зал, перекрытый кессонированным цилиндрическим сводом. Крестово-купольной системе придан новый характер применением римских античных архитектурных форм и декора. Распор цилиндрического свода главного нефа погашается боковыми капеллами, образующими жесткую систему пространственных контрфорсов; распор купола на парусах погашают цилиндрнчекие своды главного нефа, трансепта и хора. Большой, почти во всю ширину здания, вестибюль открывается на площадь широкой аркой, что подчеркивает общественный характер сооружения. Главный фасад основан на мотиве трехпролетной римской триумфальной арки; гигантские, во всю высоту фасада, пилястры и огромная арка центрального входа завершены архитравом и плоским треугольным фронтоном.

20.Формирование типа городского дворца (палаццо) в арх. Возрождения.
Архитектурное мышление Возрождения формировалось в процессе эволюции городского дворца. Происходит отделение творческого процесса от процесса строительного. Архитектура научно обоснованна.
Городской дворец – палаццо – квадратный или прямоугольный в плане объём в 3 этажа с внутренним двором.
Разделение по этажам:
1) конторские помещения (служащие, счета, служебные залы, кладовые и т.д.)
2) приёмные, парадные залы, капеллы (молельни), кабинет для души
3) спальни для членов семьи, работников, т.е. жилые комнаты.

21.Сравнение композиции фасадов палаццо Ручеллаи во Флоренции и палаццо Пикколомини в Пиенце.
Ручеллаи. Архитектор Альберти. 1446-1451гг.
В палаццо Ручеллаи впервые в эпоху возрождения фасад, поэтажно расчленён при помощи системы различно разработанных ордеров. Антаблементы делят фасад на три яруса, постепенно убывающие по высоте кверху. Ордер получил вид плоских пилястр. Присутствует слабая рустика, в виде так называемого дощатого руста. Клинчатые арки над двойными окнами, опираются на рустованные столбы, вплотную примыкающие к пилястрам. Т.о. ордерная система остаётся на фасаде самостоятельной.Особо следует отметить сравнительно облегчённую форму венчающего карниза с крупными модульонами, которые отвечают лёгкому строю пилястр верхнего этажа. Эта форма карниза получила впоследствии дальнейшее развитие. Традиционные, унаследованные от готики, двойные арочные окна роднят палаццо Ручеллаи с предшествующими ему дворцами Возрождения.
Пикколомини. Архитектор Росселино. 1459-1463гг.
Сопоставляя палаццо Пикколомини с палаццо Ручеллаи, мы находим, что все пропорции первого более грузны. Более резкое уменьшение поэтажных членений кверху и увеличение интеркалумниев пилястр в 1,5 раза по сравнению с палаццо Ручеллаи нарушают закономерную тектонику элементов ордера и выявляют преобладание горизонтальных членений над вертикальными. Преувеличенное убывание высоты этажей привело к тому, что небольшие и тонкие пилястры верхнего этажа, соразмерные его высоте, слишком слабы по сравнению с мощным карнизом, соразмерным всей высоте здания. Ордер воспринимается как система членения несущей рустованной стены. Этому способствует замедленный ритм больших арочных окон, разделенных массивными простенками, еще более широкими, чем оконные проемы (в палаццо Ручеллаи они равны, и узкие простенки по сторонам пилястр лишь подчеркивают их тектоническое значение) Если соотношение между ордером и стеной на фасаде палаццо Ручеллаи не вполне ясно для зрителя, то на фасаде палаццо Пикколомини ведущая тектоническая роль отведена стене.
Объемный характер композиции дворца и его соседство с могучим, крупно члененным корпусом собора требовали придания дворцу монументального облика(увеличения расстояния между пилястрами). План дворца имеет ярко выраженную осевую композицию, выявляемую расположением входа на главной оси. Палаццо имеет существенные недостатки (несогласованность расположения окон с расположением помещений, вследствие чего на фасадах ради соблюдения симметрии и ритма проемов сделаны ложные окна).

22.Архитектура Венеции в конце 15в. (арх-ры Моро Кодуччи и Пьетро Ломбардо)
Новые тенденции в архитектуре Венеции проявились только в последней четверти 15 в.В формировании новой венецианской архитектуры 15 в. важную роль играли Пьетро Ломбардо и Моро Кодуччи.
Одним из наиболее примечательных венецианских дворцов XV в. является палаццо Вендрамин-Калерджи.
Дворец начал строить арх-р М. Кодуччи в 1481 г., определивший общий характер сооружения, закончил П. Ломбардо около 1509 г. План палаццо со входной лоджией и вестибюлем в 1этаже, с парадными залами в верхних этажах, расположенными в центре здания и окруженными более мелкими помещениями повторяет в основном уже сложившийся ранее тип венецианского дворца. Залы выделены на фасаде большими арочными проемами и балконами. Сочетание поэтажного ордерного членения с традиционными венецианскими лоджиями. Фасад решен как легкий ордерный каркас с трехчетвертными колоннами.
Скуола Сан Марко на площади Санти Джованни э Паоло (1485-1495), перестроенная П. Ломбарде и М. Кодуччи, — одно из крупнейших сооружений этого типа. Единство композиции достигается горизонтальными членениями и единообразием форм.Ренессансные по характеру элементы и декор фасада, расчлененного двухъярусным ордером пилястр и увенчанного трактуются как живописная и нарядная одежда здания.

Небольшая церковь Санта Мария деи Мираколи (1481 —1489 гг., Пьетро Ломбарде и его сыновья. Это небольшое однонефное здание с квадратной алтарной частью, перекрытой куполом на парусах. Верный традициям венецианского зодчества П. Ломбарде в ясную композицию здания вносит асимметрично поставленную колокольню. Ордерное расчленение фасадов на два яруса не соответствует единому, внутреннему пространству здания.
Церковь Сан Дзаккария —реконструирована Антонно Гамбеллой из Бергамо и завершена Моро Кодуччи в 1483—1500 гг.
План церкви Сан Дзаккария восходит к трехнефным готическим базиликам с обходом вокруг алтаря и примыкающим к нему венком полукруглых капелл. Церкви Сан Джованни Кризостомо в Венеции (начата в 1497 г.). В основу ее плана положен тип византийской крестовокуполыной церкви с 5 сферическими куполами на парусах. Центрический план дополнен алтарной нишей, двумя полукруглыми капеллами по ее сторонам и прямоугольными капеллами со стороны боковых нефов. Столбы, поддерживающие подпружпые арки, обработаны в виде коринфских пилястр.

23. Творчество Донато Браманте.
Донато Браманте (1444—1514 гг.) родился в Монте Асдруальдо.После ряда живописных работ в Бергамо, а затем в Милане Браманте начал первое известное нам архитектурное произведение — церковь Санта Мария прессо Сан Сатиро в Милане. Первоначально - маленькая оратория, совпадающая в плане с левой ветвью и серединой трансепта будущей церкви. Но в 1478 г. прикуп земли послужил толчком к составлению нового проекта.Сакристия церкви Сан Сатиро была новым этапом в разработке внутреннего центрического пространства.8гранная в плане двухъярусная сакристия вписана в тесный квадрат. Вся композиция, активно изменяясь, развивается от первого, глухого яруса через второй ярус, включающий круговой обход в толще стены.
В 1488 г. Браманте был привлечен к стр-ву собора в Павии -


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: