Социально-экономическое и политическое развитие страны в 17 веке

Во 2-ой половине 17 в. развитие государственного строя России переходило от самодержавия с Боярской думой, от сословно-представительской монархии к чиновничье-дворянской монархии, к абсолютизму.

Абсолютизм - вся власть принадлежит монарху. В России абсолютная монархия сложилась в ходе петровских реформ, но уже с “Соборного уложения” 1649 г. прослеживаются попытки перехода к новым формам организации власти. Появляется титул “самодержец”.

В царствование Алексея Михайловича Романова (царев. 1645-1676) Земским собором в 1649 г. было принято “Соборное уложение”, состоявшее из 25 глав, разделенных на 967 статей. 1-9 главы содержали статьи о государственном праве, 10-15 - излагали устройство судопроизводства, 16-20 - формулировали право на холопов, 21-25 - урегулировали второстепенные вопросы. Оно разрешало обмен вотчин на поместья и наоборот, положило начало слиянию бояр и дворян в один класс-сословие.

Черносошным крестьянам было запрещено записываться в дворянство, было введено подворное обложение: единицей взимания налогов становился крестьянский или посадский двор. Все сословия были закреплены. С 80-х г. 17 в. прекратился созыв Земских соборов. Были внесены изменения в приказную систему: несколько приказов подчинялись одному лицу, в систему управления на местах: на места посылались воеводы.

В 1682 г. было отменено местничество: стал выдвигаться принцип служебного соответствия; был открыт доступ к управлению страной выходцам из дворян и приказных людей. Во 2-ой половине 17 в. были попытки реорганизации армии: собирались полки из простого люда - пехота, конница и смешанного строя. Эти полки собирались только на время войны, а после ее окончания распускались. Произошел конфликт между руководством церкви и государством (Никон доказывал, что “священство” выше “царства”).

С 1677 по 1681 Россия воевала с Турцией (правил Федор Алексеевич 1676-1682). В 1681 был заключен Бахчисарайский мирный договор. По нему Днепр становился границей между Россией и Крымским ханством. Левобережная Украина присоединялась к России, земли между Днестром и Бугом считались нейтральными (их нельзя было заселять).

В 1682 произошло Московское восстание, которое длилось 3 дня. Власть находилась в руках стрельцов. По их требованию, первым царем был провозглашен Иван, вторым Петр, а до их совершеннолетия назначалась регентша - царевна Софья. Софье обманом удалось казнить начальника Стрелецкого войска Хованского и власть перешла к ней в руки, но фактически правителем был ее фаворит князь В.В. Голицын.

В 1686 был заключен “Вечный мир” с Польшей. Русская армия предприняла 2 неудачных похода против Крымского ханства (1687, 1689). После смерти царя Ивана в 1696 установилось единовластие Петра 1. Первое, что сделал Петр, он продолжил войну с Крымом. В 1695 был совершен 1-ый Азовский поход, который был неудачным, а 2-ой в 1696, в результате которого, блокировав Азов с моря, русские войска овладели городом. 1697-1698 - “Великое посольство” Петра 1 в Европу, в ходе его Петр убедился, что сложилась благоприятная обстановка в борьбе за Балтику. Петр прервал поездку, т.к. получил донесение о восстании стрельцов в Москве(1б98). Но еще до приезда Петра мятеж был подавлен правительственными войсками (более 1000 стрельцов были казнены). Стрелецкое войско подлежало расформированию.

Наиболее слабо заселенной и развитой была Сибирь. В 14 уездах страны в 40-е г. распаханная земля составляла 42%. Сохранялись традиционные формы ведения хозяйства, резко-континентальный климат, низкое плодородие почв в Нечерноземье. Ведущая отрасль эконом. с/х. Сеяли рожь, пшеницу, овес, лен, коноплю. Рост объемов производства за счет привлечения новых земель.

В 17 веке происходит дальнейший рост феодальной земельной собственности. Новая династия Романовых, укрепляя свое положение, раздавала земли дворянам. Дворяне, бояре. монастыри все активнее включались в торговые операции и промысловую деятельность. Повсеместно наблюдалось перерастание ремесла в мелкотоварное производство.

К концу 17 века в России насчитывалось около 300 крупных городов. Самым крупным была Москва (200 тыс.чел.). Дальнейшее развитие получили центры металлургии и металлообработки, а также производство изделий из дерева. развитие мелко-товарного производства предопределило появление мануфактур.

В 17 веке было около 30 мануфактур. Пушкарский и монетный, текстильный дворы в Москве, металлургические заводы на Урале и в Туле. Т.к. в стране не было свободных рук. то гос-во приписывало к заводам крестьян, а позднее разрешило покупать крестьян заводам. Мануфактуры при поддержке гос-ва назывались посессионными.

В 17 веке значительно расширился обмен товарами м/у регионами страны, слияние земель в единую эконом. систему.

Соц. строй общества. Высшим сословием было боярство. К концу века оно все больше сближалось с дворянством и теряло свою мощь. Дворяне составляли верхний слой гос. служащих. После смуты стало опорой царской власти. К низшему слою относились служилые люди (стрельцы, казаки, пушкари и т.д.).

Крестьяне делились на две категории: частновладельческие и черносошные. Первые жили на землях вотчин и поместий, несли повинности в пользу гос-ва и феодала. Вторые проживали на окраинах страны и объединялись в общины. несли повинности в пользу гос-ва. Средний слой крестьянства – дворцовые крестьяне.

Верхушку городского населения составляли купцы. Основная масса городского населения назывались посадскими людьми, которые объединялись в тягловую общину. Городские ремесленники объединялись в слободы или сотни. Черные слободы несли повинность в пользу гос-ва, а белые нет. До петровских времен жило значительное число рабов – холопов.

Также были вольные люди, не попавшие в какой-либо слой, из них набирали служилых людей по прибору.

XVII столетие называют «бунташным веком». Размах и острота народных движений объяснялись многими причинами: завершением процесса закрепощения крестьянства и ухудшением положения податных сословий (Соборное уложение 1649 г.), энергичными действиями, направленными на централизацию государства, церковным расколом. Каплей, переполнявшей чашу терпения, часто было неуклюжее, а то и преступное поведение государственных служащих (взяточничество, волокита). Характерная особенность социальных движений XVII в. — участие в них самых разнообразных слоев населения: посадских и служилых людей, дворян, казаков, крестьян, стрельцов, иногда и бояр.

Череду городских восстаний открывает московский Соляной бунт 1648г. Протест стрельцов против невыплаты жалованья слился с недовольством посада, возмущенного злоупотреблениями служащих, и дворян, требовавших отменить урочные годы, прикрепить крестьян к земле. Бунт принял столь острые формы, что вынудил царя Алексея Михайловича отдать на расправу ненавистных сановников (Л. Плещеев, П. Траханиотов и др.), отправить в ссылку главу правительства боярина Б. Морозова и срочно созвать Земский собор, принять Соборное уложение. Волнения произошли также в Воронеже, Владимире, Козлове и др. В 1650г. вспыхнули восстания в Новгороде и Пскове. Протестуя против решения расплатиться по долгам со Швецией передачей ей хлебных запасов и роста цен, новгородцы и псковичи отстранили от власти царских воевод, учредили выборное управление во главе с земскими старостами и направили челобитчиков в Москву. Ответом стало прибытие в Новгород и Псков правительственных войск и подавление протеста (Новгород подчинился сравнительно легко, Псков сопротивлялся несколько месяцев). Последним крупным городским восстанием был Медный бунт в Москве (1662), вызванный неудачной денежной реформой: чеканка медных монет взвинтила курс рубля, цены выросли, а жалованье солдат и стрельцов, доходы ремесленников упали. Погромы боярских дворов, появление возбужденных челобитчиков перед царем в Коломенском, жестокая расправа и публичные казни — такова история этого бунта.

На протяжении всего XVII в. неспокойно было на Дону, в казачьих станицах. Сюда за волей и безопасностью от преследований исстари приходили беглые крепостные из центральных районов России. С казачеством — главной военной опорой государства на южных рубежах России— приходилось считаться. В традициях донских казаков были «походы за зипунами», грабительские набеги на побережье Азовского, Черного, Каспийского морей. Так начиналось и движение казаков и крестьян под предводительством Степана Разина. В 1667—1669гг. его отряд нападал на купеческие и царские караваны на Волге и Каспийском море (владения Персии). В 1670 г., отдохнув на Дону, Разин двинулся в поход против «государевых изменников» — бояр, воевод, дворян, приказных людей, за «доброго царя» и «волю» (призывы «прелестных», от слова «прельщать», писем). Восставшие уверяли, что их поддерживают опальный патриарх Никон и царевич Алексей. В движение влились крестьяне, посадские люди, стрельцы, народы Поволжья. Были захвачены Царицын, Астрахань, Самара, Саратов, осажден Симбирск. Лишь в начале октября войскам удалось разгромить основные силы восставших. Разин ушел на Дон, где был схвачен, выдан царю и в июне 1671 г. казнен в Москве. В восстании С. Разина заметны все особенности народных движений XVII—XVIII вв.: стихийность, слабая организованность, локальность, жестокость, которую проявляли и восставшие, и власть. Став патриархом (1652), Никон взялся за исправление церкви по греческим образцам. Книги, иконы, порядок богослужения должны были соответствовать греческим канонам. Отменялись земные поклоны, креститься отныне следовало не двумя, а тремя перстами. Никон действовал решительно, жестко, беспощадно, грубо.

Защитники старых обрядов (старообрядцы) в 1656г. были отлучены от церкви. Они не покорились, была создана особая церковная организация, сохранившая верность прежним обрядам, — старообрядческая церковь. Так произошел раскол. Движение раскольников стало формой социального протеста. Церковные новшества в сознании людей были тесно связаны с новшествами, ухудшившими их положение: оформлением крепостного права, бессрочным сыском беглых, ростом налогов и податей, волокитой и взятками. Считается, что более четверти населения реформу Никона не приняли. Приверженность старине, ненависть ко всему иноземному оказались слишком сильны.

Державшиеся за «старинную веру» и отвергавшие «латинскую прелесть» старообрядцы сопротивлялись отчаянно и упорно. В 1668 г. вспыхнуло восстание в Соловецком монастыре. Потребовалось восемь лет, чтобы подавить протест монахов. Люди шли за расколоучителями, бросали обжитые места, уходили за Урал, на Север, за Волгу, основывали свои поселения — скиты, совершали массовые самосожжения. Преследования помогали мало. Сожженный на костре в 1682 г. протопоп Аввакум стал для старообрядцев символом стойкости, духовной чистоты, мужества.

Что касается Никона, то его судьба также сложилась трагически. Человек честолюбивый, он учил, что духовная власть выше светской. Как Луна светится в лучах Солнца, так и царская власть отражает блеск власти духовной. Конфликт с царем стал неизбежным, в 1658 г. Никон добровольно отказался от патриаршества, а в 1666 г. церковный собор снял с него патриарший сан и направил в заточение в Ферапонтов монастырь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: