Тюргешский каганат (704-756 гг.). Таласская битва в 751 г., ее историческое значение

Тюргешский каганат (704-756). Борьба тюрок против Китая привела к возвышению тюргешей. В 704 г. они добиваются политиче­ской гегемонии над Зап.-Тюркскими правителями в Жетысу. Родона­чальник династии и гос-ва Уч-элик-каган (герой борьбы с арабами). Его преемник - Сакал-каган. Глава гос-ва - джабгу. Эльтебер — титул вождей. Столица в г. Суяб, потом в крупном торговом центре Таразе. Тараз при тюргешах крупный центр торговли. 2-я ставка - г. Кушут.

Скотоводство (овцы, лошади). Пастбища у аристократической верхушки. Монета тюргешей была в обращении в Каз-не до конца X в. 1-е тюргешские монеты выпускались в Акбешиме (по Клоусону). По мнению Аль-Бируни, самый ценный продукт тюргешей - мускус. В 1-й пол.УШ в. (в 705 г) в Сред. Азию и Каз-н вторгаются арабы. Но они в Мавераннахре разбиты тюргешами и согдийцами. При кагане Сулу-ке государство укрепилосью. Арабы за решительность и смелость про­звали его «бодливым». На юге для тюргешей представляли опасность китайцы. Но в 751 г. у г. Атлах китайцы разбиты арабами (главная роль в победе за карлукской конницей). Каганат распался из-за арабо-китайских нашест­вий. Карлуки и огузы начали борьбу за тюргешское наследство. По мнению многих историков, это сражение на века лишило Китай возможности направлять свои политические аппетиты на запад. Хотя карлуки при этом не особо испортили отношений с Танским двором, извлекая немалые выгоды от контроля караванных троп через Тянь-Шань и Кашгар. Зато арабы вскоре обратили свой гнев на неверных, в 812-815 годах послав в экспедицию против них знаменитого сподвижника халифа ал-Мамуна Фадла ибн Сахла. остановила экспансию конфуцианского Китая на Запад.

В 750-751 годах сильная армия Китая захватила значительную территорию, заняла город Суяб. Но здесь армия Поднебесной, стремившаяся расширить свои завоевания, столкнулась с такой же экспансией арабского халифата, войска которого под знаменем пророка пришли в казахские степи после завоевания стран Средней Азии.
Интересы двух великих воинственных империй, подобно ножницам, схлестнулись на казахской земле. Стало неизбежным решительное сражение между армиями империи Тан (средневековой Китай) и арабами, которое и случилось в 751 году. Оно произошло под Атлахом. Этот небольшой тюргешский город в те времена располагался на берегу реки Талас. Внутренние противоречия разрушили Тюргешский каганат, который разделился на черных и рыжих ("сары и кара"). Китайские военачальники и их союзники корейцы решили в полной мере воспользоваться этим.
Сын правителя города Шаша Зияд ибн-Салих, отец которого был убит при взятии этого города китайским генералом Гау Шиянжи, привел с собой к Таласу арабские войска. Роды карлуков заняли выжидательную позицию и не вмешивались в конфликт. К моменту сражения с обеих сторон собралось по 100 тысяч воинов, которые и выстроились на предстоящем поле битвы. Великая битва не закончилась в один день, а продлилась целых пять. Вою-ющие не жалели жизней, словно понимая историческое значение сражения. В счастливый для арабо-тюркских войск момент армия империи Тан была побеждена. В разгар битвы карлуки, позабыв о внутренних противоречиях с тюргешами и другими родами, вступили в бой против древнего врага степняков и ударили во фланг танской армии генерала Гау Шиянжи, что и привело к победе.
Если верить арабскому историку Ибн аль Асиру, "под городом Атлах были убиты более 50 тысяч солдат китайской армии и 20 тысяч взяты в плен". Неизвестно, сколько погибло воинов со стороны арабов, согдийцев и союзных им армий тюргешей и карлуков. Но, видимо, тоже немало. Мы только знаем, что Атлахская битва и великая победа в ней сыграли огромную роль в последующей истории народов Средней Азии и Казахстана, развязали узел многочисленных противоречий, послужили наглядным примером единства единокровных народов. Кроме того, именно эта битва привела к тому, что китайская экспансия была прервана. Победа в Атлахской битве имеет, по крайней мере, два глубоких исторических смысла:
1. Главнокомандующий Танской армии генерал Гау Шиянжи едва спасся в этом сражении. С тех пор нога китайского солдата не ступала на священную казахскую землю. Средняя Азия и Казахстан отстояли свою независимость. Избавившись от китайских завоевателей, наши земли сохранили свою свободу до сегодняшних дней.
2. Может быть множество толкований, но в любом случае даже при распространении в казахской степи ислама и исчезновении древнетюркской письменной культуры, на смену которой пришли арабское письмо и грамматика, наши народы приобщились к арабской культуре, а через нее и к мировой, став составной ее частью. Тюрки через исламскую (арабскую) культуру смогли выйти на более широкие горизонты, одним из значительнейших результатов чего явилось появление такого мыслителя мирового масштаба, как великий ученый, философ и поэт Аль-Фараби, прозванный в ученом мире "вторым учителем после Аристотеля". Другой крупнейшей фигурой мусульманского ренессанса стал выдающийся ученый-врач, ставший одним из основателей канонов мировой медицины Ибн Сина (Авиценна) и другие великие мыслители.
Большинство выдающихся мыслителей, ученых, поэтов и писателей, одним из которых является Абай Кунанбаев, впитали в себя все лучшее из арабской культуры, литературы и искусства. На них влияла благодатная аура мусульманского миропонимания. В этом заключается историческая правда. Конечно, арабские завоевания не прошли бесследно для древней тюркской культуры, многое изменили в жизни кочевника. Но по здравому рассуждению, пользы было больше, чем вреда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: