Города средневекового Казахстана. Великий Шелковый путь, его роль в развитии экономики и культуры региона

Города. Кыстак - жилище оседлых жителей в VI-ХII вв. Самый населений город в Х-ХII вв. и крупная торговая точка на Вел. Шелк. Пути - Испиджаб (с XIII в становится Сайрамом) - «источ­ник ископаемых для всего мира». В Испиджабе в XI-XII вв. появляются большие караван-сараи (тимы), где шла торговля тканями.

Тараз - самый богатый город при карлуках и караханидах. Суяб (город Чуйской долины) - «в нем смешанно живут торговцы из раз­ных стран, а половину города составляют купцы», «место торговли мусульман с тюрками». Колония купцов из Хорезма в X в. находилась вЯнгикенте.

Расцвет городской культуры (особенно в Жетысу) произошел в Х-ХИ вв. Главная функция городов в VII-VIII вв. - административная. В Х-ХП вв. в городах, стоящих на границе с кочевым миром, процве­тает ярмарочная торговля.

Планировка города - округлая. В 1Х-ХП вв. города росли за счет рабатов, Рабат - часть города, где бедняки (ремесленники и торговцы) торговали. Они были главным потребителем ремесленной продукции в Х1-ХП вв. Развитие ремесла подтверждается археологическими наход­ками. Цитадель - центр города. Шахристан - район, где жили знать, служители религиозного культа, купцы, дружина. Центр Отрара - Хи-сар.

В Х1-ХП вв. в городах среди ремесленников появляются объеди­нения - цеха. В Отраре, Таразе и Баласагуне сохранилась баня из 10 помещений конца XIII — XIV в. Бани и трубопроводы относились к коммунальным построй­кам.

Памятники архитектуры Х-ХШ вв. - мавзолеи и мечети получи­ли распространение в связи с распространением ислама. Наиболее ранняя группа мавзолеев находится в Буранинском городище и Отрарском оазисе. Одно из самых ранних мусульманских сооружений XI-XII вв. - мавзолей Айша-Биби. Мавзолей Бабаджи-хатун - свидетель­ство высокого уровня архитектуры Х-ХI вв. Известен также мавзолей Сарлы-Там (XII в) в низовьях Сыр-Дарьи. Мавзолей Карахана. Северотуркестанская архи­тектура была связана с степным искусством. Развитие городской куль­туры будет прервано монголами.

Баласагун (Актобе) – политический и культурный центр на берегу р. ЧУ. Родной город М.Кажгари и Ю. Баласагуни.

Коялык – ставки карлукских жабгу (Талхиз- Талгар).

Начало функционирования Великого Шелкового пути относится ко второй половине II-го века до нашей эры, когда дипломат и разведчик Чжан Цзян впервые открыл для китайцев Западный край - страны Средней Азии. Тем самым были соединены в одно целое две великие дороги. Одна, шедшая с Запада из стран Средиземноморья в Среднюю Азию. Другая, ведущая с Востока, из Ханьской империи в Среднюю Азию. Выдающуюся роль в соединении двух великих цивилизаций - западной и дальневосточной сыграли народы Средней Азии (Центральной Азии), которые, несомненно, являлись проводниками, как той, так и другой стороны. Спустя некоторое время по Великому шелковому пути пойдут, как об этом свидетельствуют китайские и греко-римские источники, торговые караваны и дипломатические посольства. Культурные, духовные, политические и экономические связи так же, как системы определенных караванных дорог, соединяющих различные страны и историко-культурные области Ближнего и Среднего Востока, начали осуществляться, по-видимому, уже в эпоху неолит а, в период сложения раннеземледельческих культур и получили широкое развитие в цивилизациях эпохи бронзы. Об этом свидетельствуют разнообразные находки, чаще всего украшения и предметы утвари, далеко от мест их происхождения. Огромную роль в торговых и культурных связях между Причерноморьем и Средней Азией играли сарматские племена, особенно аорсы и аланы, занимавшие огромную территорию между Приаральем и Причерноморьем. Степная дорога, вероятно, шла от выше упомянутых городов через крупный античный город Танаис, расположенный в низовьях Дона, пересекала южнорусские степи, Нижнее Поволжье, Приаралье, а затем через Южный Казахстан выходила на Алтай и в Восточный Туркестан, где, вероятно, соединялась с основной трассой Великого Шелкового пути. Одно из ответвлений этой дороги от Северного Приаралья через Хорезм шло в Согдиану и далее на юг. Великий Шелковый путь был не только дорогой торговых караванов, а и дорогой этнических миграций. Именно по ней, начиная с I-го тысячелетия до нашей эры, с Востока на Запад шли бесчисленные потоки кочевых племен: скифы, сарматы, гунны, авары, болгары, мадьяры, печенеги, и "нет им числа". До 16 века


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: