Архимед

Это ученый-естественник в строгом смысле, не философ, хотя очень разносторонний ученый.
Он - математик, взявшийся за труднейшие проблемы своего времени: вычисление площадей криволинейных фигур, вычисление поверхностей и объема цилиндра и шара. В его методах проявляются элементы высшей математики, в частности, интегральные методы. Причем уже древние восхищались строгостью, изяществом и простотой его доказательств.
Он - оптик, но, к сожалению, его объемистый труд об отражениях “Катоптрика” не сохранился.
Он - астроном, строитель первого “планетария” (астрономической сферы) и прибора для измерения видимого диаметра Солнца.
Он – физик, создатель гидростатики и автор одноименного закона.
Наконец, он - механи к, причем одновременно и механик-теоретик (создатель статики) и механик-практик - автор многочисленных механических приспособлений, в том числе боевых машин, успешно использовавшихся при обороне Сиракуз.

В гидростатике Архимед формулирует известный закон. При этом он исходит из одного предположения, задающего модель идеальной жидкости: “Предположим, что жидкость имеет такую природу, что из ее частиц, расположенных на одинаковом уровне и прилежащих друг к другу, менее сдавленные выталкиваются более сдавленными и что каждая из частиц сдавливается жидкостью, находящейся над ней по отвесу, если только жидкость не заключена в каком-нибудь сосуде и не сдавливается чем-то другим". Это единственное предположение, исходя из которого, Архимед выводит все остальное.
С гидростатическими исследованиями, связан и метод определения удельного веса, разработанный Архимедом.

В теоретической механике Архимед.- основатель статики, одного из трех разделов механики. Именно он разработал учение о равновесии твердых тел: установил понятие центра тяжести, разработал методы его нахождения, дал первую теорию рычага, вообще создал единую систему, дающую возможность решать задачи на равновесие, которая оформилась в самостоятельную научную область.

В области практической механики Архимед изобрел “ архимедов винт ” - винт для подъема воды, который затем широко использовался в Египте для подъема воды из Нила на высоту до 4-х метров; около сорока других механических изобретений.

Архимед по своему геометрическому подходу к решению физических проблем и ценностным установкам близок, скорее, к математической программе Платона, но по своему инженерному и экспериментальному, опытному характеру идет даже дальше Аристотеля к методам и воззрениям новой физики. Тем не менее, на своей могиле он просил установить памятник с изображением шара, вписанного в цилиндр и надписать установленное им соотношение их объемов 2:3, считая это главной своей заслугой.

Астрономия.
На первом этапе становления греческой астрономии этот процесс шел в двух направлениях:

I) выдвижение астрономических гипотез. В первом направлении развивали астрономию в основном философы: Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Анаксагор, Филолай. По-видимому, пифагорейцам принадлежит идея о шарообразности Земли, очевидно, из идей симметрии и геометрической идеальности. Эта идея стала общепризнанной в античной астрономии. Еще Анаксимандр выдвинул идею о центральном положении Земли, свободно висящей в пространстве (правда ее форма ему виделась цилиндрической). Парадоксальная идея, но также принятая практически без доказательств.

2)развитие систематических и все более точных и регулярных наблюдений. занимался календарной астрономией: Клеостат с Тенедоса (конец 6-го в. до н.э.), Эпонид Хиосский (ок.450 г.до н.э.), Метон и Евктемон из Афин (ок. 430 г. до н.э.).

Выдвигались разного рода негеоцентрические системы. Из них первой следует признать пифагорейскую, согласно которой в центре мира находится огонь - Гестия. Земля совместно с подобной ей Противоземлей вращается вокруг Гестии. Гестия в находящуюся между Землей и Противоземлей щель посылает свет, отражением которого светит Солнце, планеты и звезды. Подвижные планеты, Луна и Солнце находятся на одной оси

Наиболее близкой к современным воззрениям следует признать гелиоцентрическую систему Аристарха Самосского (ок. 250 г. до н.э.). Аристарх Самосский как раз считал звезды неподвижными и удаленными практически бесконечно от Земли, а Солнце, находящимся в центре, вокруг которого движется Земля, вращаясь суточным обращением. “Сфера звезд...так велика, что круг, по которому обращается Земля, так относится к расстоянию до неподвижных звезд, как центр сферы к ее поверхности”. Исходя из этой системы, он рассчитал соотношение между диаметрами Земли, Солнца и Луны и диаметрами орбит Земли и Луны. Причем методы расчета были безупречны, но точность измерения весьма низка, и поэтому результаты далеки от действительных.

Система Аристарха Самосского не была принята современиками. Почему? Из нее вытекали два следствия, не гармонирующие с античным представлением о космосе: практическая его бесконечность и разноприродность планет и звезд. Птолемей оценивает расстояние от Земли до Солнца в 1200 радиусов Земли, что в 10 000 раз меньше действительного. По- видимому большинство греческих ученых не могло согласиться с тем, что звезды находятся невообразимо далеко от Земли.

Античная география получила свое завершение в работах Птолемея и Страбона. Труды названных ученых выражают два разных взгляда на предмет, содержание и задачи науки.

Птолемей Клавдий (90-160 г. н.э.). Астроном, географ, математик. 13 книг «Великое построение астрономии» - свод астрономических знаний древних, геоцентрическая модельмира, каталог звезд (1028), описание видимой формы Млечного пути. «Руководство по географии» - 8 книг. Приведены данные по 8000 географическим объектам. Труды сохранили свое значение до 16 в.

Согласно Птолемею в центре мира находится неподвижная Земля, вокруг которой движутся планеты. Он заложил основы географии – 8 книг. Различал географию и хорографию (страноведение). Предложил две новые проекции: простую коническую и псевдоконическую равнопромежуточную. «География – есть линейное изображение всей ныне известной нам части Земли со всем тем, что на ней находится». Труды Птолемея являются вершиной античной географии. Однако его интересовало только положение пунктов на Земле, но не сущность географических явлений.

“Генеральной линией” развития греческой космологии стала геоцентрическая система Платона - Аристотеля – Птолемея. Платон поручил своему ученику Евдоксу Книдскому (408 – З55 гг.до.н.э.) разработать астрономическую модель Вселенной в соответствие со своими космогоническими идеями, что последний и осуществил. В результате возникла система, в которой небесные светила располагались на правильных сферах (хрустальных).

Гераклит Понтийский (4 в. до н.э.) в разработке этой системы добавил идею о том, что Меркурий и Венера вращаются вокруг Солнца. Он посещал лекции Аристотеля. Написал «Диалог о природе», где развил представление о «несопряженных молекулах» управляемых божеством, мировым разумом. Обсуждал астрономические теории: вращения Земли вокруг своей оси, вращение Меркурия и Венеры вокруг Солнца, Солнца – вокруг Земли. У него есть гениальная догадка о существовании других планетных систем.

Эратосфен. Величайший географ периода эллинизма, глава библиотеки в Александрии. Его «География» содержала не только внешнее описание ойкумены, но и включала вопросы математики и физики. Он дал критический обзор истории географии от Гомера. Он критически относился к древнейшему греческому поэту. Он излагает теорию шарообразности Земли, рассматривает изменение ее поверхности, составляет карту ойкумены, ввел сетку меридианов и параллелей, определил окружность земного шара по экватору порядка 39690 км. Он высказал предположение о преобладании водной поверхности над сушей, что Индию можно достичь западным морским путем. Попытался разделить сушу на сфрагиды – это первый опыт районирования. А. Гумбольдт видел в труде Эратосфена первую попытку дать целостную картину физического мироописания.

Страбон (род. 64-23 г. до н.э.).Хранитель ценнейшего научного наследия античности. Он ничего не открыл, ничего не изобрел, не придумал. Он не был самостоятельным мыслителем, творческой натурой. Но он умел собирать факты и мнения, анализировать их и приводить в систему. Он подробно рассказал о современном ему мире. Себя именовал философом.

Страбон воспринял философию стоиков: проповедь всемирной гармонии, стремиться к согласию и доброте, самосовершенствованию. Как истинный стоик, Страбон вел размеренную жизнь, не позволял страстям вырываться наружу, заводил друзей и избегал наживать врагов, был осторожен в словах и поступках.

Написал 43 книги «Исторические записки» - исторический труд охватывает 100 лет истории Римского государства.

Страбон много путешествует. «Я считаю, что наука география, которой я теперь решил заняться, так же как и всякая другая наука, входит в круг занятий философа». 100 стр. первых двух книг «Географии» посвящены анализу и критике сочинений предшественников. Всего 17 книг.

1. Природу и человека связывает с хозяйственной деятельностью.

2. Применил исторический метод для географического исследования.

3. Подчеркивает значение географического положения, природных условий,

4. выдвигает идею научного подхода к районированию.

5. Метод Страбона чисто описательный.

6. Он не стремился к объяснению причин и теоретическим построениям и даже гордился тем, что только добросовестно собирал и изложил факты. Объяснение природных явлений он предоставлял философии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: