И.Кант (1724 - 1804) и его «Всеобщая естественная история и теория неба». Философия Канта

Иммануил КАНТ (1724-1804), немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. В 1747-55 разработал космогоническую гипотезу происхождения солнечной системы из первоначальной туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755). В развитой с 1770 «критической философии» («Критика чистого разума», 1781; «Критика практического разума», 1788; «Критика способности суждения», 1790) выступил против догматизма умозрительной метафизики и скептицизма с дуалистическим учением о непознаваемых «вещах в себе» (объективном источнике ощущений) и познаваемых явлениях, образующих сферу бесконечного возможного опыта. Условие познания — общезначимые априорные формы, упорядочивающие хаос ощущений. Идеи Бога, свободы, бессмертия, недоказуемые теоретически, являются, однако, постулатами «практического разума», необходимой предпосылкой нравственности. Центральный принцип этики Канта, основанной на понятии долга, — категорический императив. Учение Канта об антиномиях теоретического разума сыграло большую роль в развитии диалектики.
И.Кант начинал как ученый-естественник. С самого начала он не склонен был доверять авторитетам, однако никогда ни на кого беспочвенно не нападал. Он стремился к научному компромиссу.

«Всеобщая естественная история и теория неба» - его первая работа, принесшая славу – обосновывалось возникновение Солнечной Системы из газо-пылевой туманности, однако Кант полагал, что газ и пыль были сотворены Богом. Он считал, что все планеты Солнечной Системы были населены разумными существами, причем гениальность зависит от отдаленности от Солнца.

Однако были вопросы, на которые Кант не решался находить ответы. Например, он не знал, как из неживого возникло живое.

На формирование его мировоззрения оказал влияние Д. Юм. Кант тоже субъективный идеалист в вопросах познания, но в то же время он был материалист. Ноумены – вещи в себе, которые познать невозможно.

Теория познания:

Кант признавал существование мира вне зависимости от нас (вещи для нас) и мы можем познать его с помощью органов чувств. Вещи в себе – ноумены – познать невозможно и в попытках их познать разум впадает в противоречие с самим собой. Канту принадлежит тезис (теория) об антиномиях (противоречиях) разума В своей работе «Критика чистого разума» он выдвигает противоречия:

1. Логично допустить, что мир имеет границы во времени и пространстве. Мир не имеет границ.

2. Все состоит из простого. Абсолютно простого нет, все сложно.

3. В мире есть свобода. Свободы нет, все причинно-обусловлено.

Вопросы философии Канта:

1. Что такое человек? (этическое учение)

2. Что я могу знать? («Критика чистого разума»)

3. Что я должен делать? (этическое учение)

4. На что я смею надеяться? (трактат «О вечном мире»)

Бога Кант не отрицал. Доказательства первопричины и перводвигателя Аквинского отвергает и выдвигает шестое: «Каждый человек достоин справедливости и счастья, но в реальности это претворить невозможно, следовательно, должен быть Бог и будущая жизнь, где право на справедливость и счастье может быть реализовано».
«Категорический императив» - в соответствии с Кантовским Императивом человек поступает подлинно нравственно не тогда, когда желает проявить благородство/ помочь ближнему («имеет к этому склонность»), а когда руководствуется в своих поступках чувством долга. Именно долг – основа нравственности.

Сущность трактата «О вечном мире»: человечество, если оно хочет выжить, должно исключить войну из международной практики.

Иммануил Кант родился в 1724г в Кениксберге. Здесь же учился, стал ректором университета, писал свои труды и умер в 1804. Он был не только философом, но также крупным ученым в области естествознания. Преподавал. Философское развитие Канта делится на 2 периода. В первый период (до начала 70-х гг) пытался решать философские проблемы - о бытии, философия природы, религии, этики, логики исходя из убеждения, что философия может быть разработана и обоснована как умозрительная наука. (без обращения к опытным данным) Во 2-й период (критический) пытается строго отделить явления от вещей в себе. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы познаем лишь явления или тот способ, который эти вещи в себе действуют на нас. Это учение - агностицизм. Кант называл его “критикой разума”. Это учение ограничивает разум, поскольку оно отказывает ему в познании сущности вещей. Развивая эту критику, Кант пытался:

1. выяснить источники различного вида знаний - научного и философского

2. выяснить, на чем основывается достоверность знаний.

3. исследовать формы и категории научного мышления...

Познание состоит из 3-х этапов:

- этап чувственного познания;

- этап рассудка, умственной деятельности;

- разум.

Критерием познания является практика, связанная с преобразованием человеческого разума. Высший критерий познания – этап преобразования человеческого разума. Создание в голове человека новых идеальных объектов, идей и понятий, в особенности таких идей, которые являются ведущими в развитии всего человечества, идея бога и другие идеи. Идеи и являются границей познания, пределом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: