Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Аристотель. По мере накопления знаний о мире все более насущной становилась задача их систематизации




По мере накопления знаний о мире все более насущной становилась задача их систематизации. Ученик Платона, знаменитый мыслитель древности Аристотель (384-322 гг. до н.э.) составил систематический свод научных знаний своего времени.

Аристотель родился в Греции, в г. Стагире, расположенном рядом с Македонией. Отец Аристотеля был врачом македонского царя Аминты II, сын которого Филипп, став царем Македонии, в 343 г. до н.э. пригласил Аристотеля в наставники своему сыну Александру Македонскому, будущему знаменитому полководцу.

В 366 г. до н.э. молодой Аристотель приехал в Афины в Академию Платона и пробыл там с Платоном около 20 лет, до смерти Платона. Аристотель был любимым учеником Платона, который называл его «умом своей школы». С 343 по 399 гг. до н.э. Аристотель жил в столице Македонии в качестве наставника Александра Македонского. В 399 г. до н.э. Аристотель возвратился в Афины и создал там свою школу. Он назвал ее Лицеем и успешно руководил им 13 лет.

Научное наследие Аристотеля огромно. Оно образует полную энциклопедию научных знаний своего времени. Наибольшей известностью пользуются следующие его сочинения: «Метафизика» (философия - 14 книг), «Физика» (8 книг), «Поэтика», «О душе», «Этика», «Политика», «Органон» (логика), «О небе», « История животных». Уже эти названия говорят об универсальности знаний этого выдающегося философа. Его воззрения принимались за истину в течение ряда столетий. В средневековых европейских университетах естествознание излагалось по Аристотелю, которого называли предтечей Христа в истолковании природы. В теории Аристотеля были высказывания, за которые ухватилась христианская церковь и объявила их каноническими догмами (неопровержимыми истинами).

Аристотель не был догматиком. Он не был и идеалистом, как его учитель Платон. Знаменитые слова Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже» - означали отход его от воззрений учителя. Он признавал объективное существование материального мира и его познаваемость. Но одновременно он верил в существование богов, противопоставлял земной и небесные миры, искал высшую цель природы.

ФИЗИКА

Название его книги, посвященной исследованию природы, - «Физика» стало названием физической науки. Сам Аристотель в начале своей книги определяет цели и задачи этой науки следующим образом: «Так как научное знание возникает при всех исследованиях, которые простираются на начала, причины и элементы путем их познания (ведь мы тогда уверены в познании всякой вещи, когда узнаем первые причины ее возникновения, первые начала ее строения и можем разложить ее до элементов), то ясно, что и в науке о природе надоопределять прежде всего то, что относится к началам». Говоря современным языком, физика должна изучать основные закономерности (первые причины) и принципы организации («первые начала») природы и ее структурные элементы («элементарные частицы»). Таким образом, физика является общей теорией природы, основанной на фундаментальных законах и представлениях об основных элементах-частицах и полях. Следуя взглядам Аристотеля, одним из направлений современной физики является создание всеобщей теории природы.




Говоря о пути познания, Аристотель так определяет его: «От более явного для нас к более явному в природе». Действительно, люди воспринимают вещи такими, какими они им представляются («явными для нас»), а не такими, какими они есть на самом деле («в природе»). Так, Земля представлялась нам сначала плоской и неподвижной; открытие ее шарообразности было большим шагом в направлении к «явному в природе» и «менее явному для нас». История науки подтверждает подобный путь познания.

Необычен и метод познания по Аристотелю. В его «Физике» нет математических формул, он совершенно не обращается к опыту, так как, по его мнению, «эксперимент нарушает жизнь природы и искажает ее познание». Аристотель приходит к тем или иным выводам путем рассуждений, установления логических противоречий в выводах, следующих из тех или иных предположений. Такой метод, метод диалектики был в полном ходу у древних мыслителей. Сократ, выдвигая те или иные положения, ставил вопросы, придумывал ответы, сопоставлял эти ответы и показывал логическую противоречивость тех или иных ответов, кажущихся на первый взгляд очевидными. Тем самым он доказывал их неправильность, абсурдность. Диалог, дискуссия были основными методами Сократа и его ученика Платона, сочинения которого прямо написаны в форме диалога.



У Аристотеля труды хотя и не являются диалогами, но носят следы такого метода познания, и несомненно, что его идеи вызревали в подобного рода дискуссиях и беседах.

Метод эксперимента и математического анализа был отброшен Аристотелем. Причина этого кроется, по-видимому, в том, что в эпоху рабовладения «ремесленное» искусство экспериментаторов не пользовалось и не могло пользоваться уважением. Рабовладелец ценил тонкую игру мысли, но к искусной работе рук он относился с пренебрежением, хотя это не мешало ему ценить достижения художников и архитекторов. Аристотель был тонким наблюдателем и даже искусным экспериментатором, как это видно из его биологических работ. Но в своей «Физике» он не апеллирует к опыту, полагаясь исключительно на силу логического анализа.

Следует отметить, что Аристотель отличал вещи, существующие «по природе», от вещей, созданных искусственно. «По природе, мы говорим, существуют животные и части их, растения и простые тела, как-то: земля, огонь, вода, воздух». Вещи, существующие по природе, носят в самих себе «начало движения и покоя», в то время как искусственные тела «не имеют в себе врожденного стремления к изменению», а изменяются только потому, что состоят из элементов природы.

Это одна из причин, почему Аристотель отрицал эксперимент как способ исследования природы. Он считал, что эксперимент нарушает жизнь природы и искажает ее познание.

По тем же причинам он считал недопустимым применение математики в исследовании природы. Дело в том, что математика Древней Греции имела дело в основном с постоянными величинами и отношениями, природа же - нечто движущееся, непрерывно меняющееся. Математика имеет дело с абстрактными, не материальными понятиями, природа же конкретна, материальна.

Ясно, что при таком подходе «Физика» Аристотеля является скорее философским трактатом, чем руководством по естествознанию. В ней Аристотель обсуждает общие понятия науки и природы: понятия материи и движения, пространства и времени, разбирает действующие причины, вопрос о существовании пустоты, о конечном и бесконечном, о первичных качествах.

Аристотель признавал объективное существование материи, которая у него, однако, является своеобразным «текучим» понятием. Так, материей статуи является мрамор, из которого она сделана, материей дуба - желудь, из которого он развился. «Текучесть» понятия материи состоит в том, что и к мрамору, и к желудю можно также применить понятие их материи и, таким образом, прийти к какой-то первичной субстанции - «первоматерии».

Важным моментом в представлении Аристотеля о материи является то, что она сама по себе служит только возможностью возникновения реальной вещи. Для того, чтобы вещь стала реальностью, она должна получить форму. Всякая вещь есть единство материи и формы, в природе происходят постоянные переходы материи в форму, формы в материю. Отсюда возникает учение Аристотеля о четырех действующих причинах: 1) материальной; 2) формальной; 3) производящей; 4) конечной. Активная производящая причина есть движение, конечная - цель.

Движение Аристотель понимает как общее изменение, как активное превращение возможного в действительное. В понятие движения он включает психологические и социальные изменения - там, где речь идет об усвоении человеком технических знаний или об обработке материалов. Понятие движения включает в себя также переход из одного состояния в другое, например из бытия в небытие. Механическое движение - это только один из видов движения, заключающийся в перемене места. Понятие «места» у Аристотеля неразрывно связано с материальным телом (пространство, лишенное материи, Аристотель категорически отвергает) и образуется из отношения одного тела к другому. Место, по Аристотелю, - это граница объемного тела. Пример: воздух, окружающий Землю, является местом Земли.

Время Аристотель связывает с движением, оно служит своеобразной мерой движения, «числом движения». Сила для Аристотеля - причина движения, и она должна непрерывно поддерживать движение. Но тогда возникает вопрос, чем же поддерживается движение в телах, оторвавшихся от того, что их двигало, то есть силы, которая сообщила им движение? Аристотель отмечает, что когда мы толкаем по плоскости тело, например шар на столе, то одновременно приводим в движение и окружающий его воздух. В образующуюся за движущимся шаром пустоту устремляется воздух и как бы подталкивает его. По этой причине шар не останавливается мгновенно после прекращения действия силы, а некоторое время движется вследствие воздействия окружающей среды. Воздушная среда в данном случае является причиной движения - не будь ее, тело должно было бы мгновенно остановиться.

Таким образом, всякое движение возможно лишь в наполненном пространстве, так как в пустоте оно происходило бы мгновенно. Поэтому Аристотель отвергает существование пустоты.

Следует отметить, что Аристотель считает движение вечным. «Невозможно допустить, чтобы не было движения... Движение необходимо существует всегда». При этом он полагал, что мы должны признать существование первого двигателя, который должен быть либо неподвижным, либо самодвижущимся. Первичный неподвижный двигатель, по Аристотелю, порождает простые, однородные, непрерывные и бесконечные движения. Вращательные движения небесных сфер, кстати, являются примером таких вечных непрерывных и совершенных движений.

В земном мире действуют также начала тяжести и легкости, все тела в силу этих качеств стремятся поэтому либо к центру мира, либо от центра вверх. Все эти движения, по Аристотелю, являются естественными движениями, все остальные движения - насильственны и поддерживаются только внешними силами.

Исследования Аристотеля относились также к механике, акустике, оптике. В частности, звук он объяснял «сотрясением» воздуха звучащим телом, эхо - отражением звука. Аристотель первым указал на преломление света, поставив вопрос, почему палка в воде кажется преломленной. Интересна теория Аристотеля о цветах. Ученый утверждал, что различие в цвете определяется различием в количестве темноты, «примешиваемой» к солнечному (белому) свету. Фиолетовый цвет, по Аристотелю, возникает при наибольшем добавлении темноты к свету, а красный - при наименьшем. Таким образом, цвета радуги - это сложные цвета, а основным является белый цвет.

ХИМИЯ

Земной мир построен из изменчивых и превратимых друг в друга элементов, в нем происходит непрерывное изменение, разрушение и уничтожение. Первичными качествами материи Аристотель считал две пары противоположностей «теплое-холодное» и «сухое-влажное», основными (низшими) элементами, или стихиями, - землю, воздух, воду и огонь (своеобразная «система элементов»), которые являются различными комбинациями первичных качеств; соединению холодного с сухим соответствует земля, холодного с влажным - вода, теплого с влажным - воздух, теплого с сухим - огонь. Пятым, наиболее совершенным элементом, он считал «эфир» (некую гипотетическую среду). Эти 4 элемента отличаются от аналогичных элементов Эмпедокла тем, что они могут переходить друг в друга путем изменения первичных качеств. Это учение Аристотеля стало теоретической базой алхимии.





Дата добавления: 2015-01-21; просмотров: 963; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9760 - | 7581 - или читать все...

Читайте также:

  1. Data Mining (добыча знаний)
  2. End Sub. 10. В любом проекте, имеющем более 1-й формы, одна из форм должна быть стартовой
  3. I этап урока (актуализация знаний)
  4. II. Более длинная рефлекторная дуга
  5. III. Тестовый контроль знаний
  6. VARCHAR(size) Может хранить не более 255 символов
  7. А) Обучающийся должен знать, что. - Ангина - общее острое полиэтиологичное инфекционное заболевание, при котором местные воспалительные изменения наиболее выражены в лимфоидной ткани
  8. Авторитаризм. Одним из наиболее распространенных авторитаризма в истории типов политической системы является авторитаризм
  9. Адаптация. Как мы видели на примере волков, одна из наиболее выдающихся их характеристик заключается в способности к адаптации
  10. Анализ результатов поиска. Задача этапа - путем сопоставления преимуществ и недостатков ИТР и аналогов установить, какой из аналогов является наиболее прогрессивным
  11. Анализ собственного капитала. Наиболее упрощенным понятие собственного капитала является подход, при котором под собственным капиталом понимают итоговую величину
  12. АННОТАЦИЯ. Средний кариес встречается наиболее часто среди кариозных поражений зубов, поэтому так важно правильно поставить диагноз


 

3.234.208.66 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.048 сек.