Наука как система знаний. Знание и вера. Вненаучное знание и его формы

Наука как система знаний характеризуется взаимосвязью всех ее составных элементов (понятий, гипотез, законов, теорий и т.д.), строгой доказательностью, принципиальной опытной проверяемостью, воспроизводимостью, обоснованностью вывод также общезначимостью. Система обыденных знаний формируется стихийно, под непосредственным воздействием повседневного опыта людей и может не отличаться системностью и обоснованностью, может включать в себя как истинные знания, так и предрассудки, иллюзорные представления о явлениях мира.

Знание не дает человеку ничего без веры. Знание недостаточно и, более того, необязательно для того, чтобы верить. Точно также, как знания в области биологии совершенно необязательны и недостаточны для того, чтобы забеременеть и родить ребёнка. Знание, само по себе, сухо и безжизненно. Жить со знанием, но без веры, это все равно что знать, о том, что можно родить, но так ни разу и не родить. Вера – это бОльшая реальность, чем знание. Знать биологию рождения человека – это сухая теория, а родить человека это реальность. Вера – это реальное действие, дающее реальный, бытийный, сущностный результат как для самого человека, так и для его окружающих.

Вера - признание чего-нибудь истинным без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их.
Знание - проверенный практикой и удостоверенный логикой результат познания действительности, отраженный в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений и теорий.
Некоторые полагают, что преимущество знания заключается в том, что оно дает нам истинную информацию, а вера - нет. Это неверно: и знание, и вера могут касаться и истинной, и ложной информации.
Примеры ложного знания и правильной веры:
1) Если бы Вы спросили ученого 19 века, возможна ли трансмутация химических элементов, ответ был бы четким и кратким: "Нет". Это было знание, а не вера, т.к. данному суждению предшествовала логическая и эмпирическая проверка. Однако сейчас всем известно, что ничего невозможного здесь нет: ядерные реакции позволяют подобные превращения. Получается, что знание было ошибочным.
2) Представьте, что Вы сказали пятилетнему ребенку, что десятичный логарифм 100 равен двум. Допустим, ребенок поверил Вам, хотя не имеет ни малейшего представления о том, что такое логарифм. Это вера, т.к. ребенок не проверил истинность данного утверждения, однако десятичный логарифм 100 на самом деле равен двум. Получается, что здесь вера оказалась правильной. Как несложно убедиться, знание не гарантирует безошибочность, а вера не запрещает получать истинную информацию. Но почему тогда знание должно иметь приоритет перед верой?
Потому что знание способно к уточнению, а вера дается "как есть".

Формы знания, которые не укладываются в критерии научности: обыденное, философское, религиозное, художественно-образное, игровое, мифологическое и др. К вненаучному знанию относят также магию, алхимию, астрологию, парапсихологию, мистику и эзотерику, так назывыемые «оккультные науки». Выделяют следующие виды вненаучных знаний: 1) ненаучное - разрозненное, несистематизированное знание, которое не описывается законами и находится в противоречии с существующей научной картиной мира; 2) донаучное - предварительная база научного; 3) паранаучное - несовместимое с имеющимся познавательным стандартом; 4) лженаучное - сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки; 5) квазинаучное знание - основанное на иерархизированной и идеологизированной науке; 6) антинаучное - утопичное и сознательно искажающие представления о действительности; 7) псевдонаучное -спекулирующее на совокупности популярных теорий (чудовище из озера Лох-Несс, снежный человек и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: