Наука как социальный институт (наука как социально-историческое явление, как форма общественного сознания, институциализация науки, научные сообщества и их исторические типы)

Наука — это вид познавательной деят., имеющий целью получение объективного, системно-организованного и обоснованного знания.

Н. как соц-ый институт. Соц-ый институт — это компонент соц стр-ры специализ-ся на удовл обществ-х потребностей, на основе организации совместной деят людей по ее удовл-ю (армия, полиция, институты и т.п.). Совместная деят в науке организ-ся на основе профес-го этоса, и включ 6 важнейших положений: 1-универсализм-стремление ученого к достижению max фундаментального знания. 2-бескорыстие-главной ценностью ученого явл достижение инстины, кот. стоит дороже денег. 3-организованный скептицизм. 4-коллективность научной деят-остутствие (запрет) на частную собств-ть в науке. 5-рациональность. 6-эмоциональная нейтральность («Не плакать, не смеяться, но понимать» - Спиноза). Базовые особенности Н как соц института: 1-символы науки: степени, звания, мантии, герб. 2-утилитарные черты: лаборатори, кафедры, строения, институты. 3-кодекс поведения: контракт и нормы неформального поведения. 4-образцы поведения: жизнь великих ученых. Соц.роли и статусы:доценты, профессора, академики, доктора. 6-идеология-обеспечение выживаемости человечества. Функции науки как соц инст. Явные ф-ии: 1-интегративная-сплочение научного сообщества, 2-коммуникации-обеспечение общения. 3-трансляция опыта. 4-орагнизационная-обеспечение предсказуемости поведения человека, на основе включения его в совместную деят, ограниченную опред-ми рамками. Латентные ф-ии и дисфункции: 1-повышение престижа человека 2- обогащение, 3-манипулирование общественным мнением, 4- уклонение от армии.

Наука по самой своей сути явление социальное-историческое. Она создается сообществом ученых на протяжении уже более двух тысячелетий и представляет собой, конечно, не только отношение ученого к познаваемой им действительности, но и определенную систему взаимосвязей между членами научного сообщества. В науке существуют свой специфический образ жизни, регулируемый системой, как правило, неписаных, но передаваемых по традиции норм, своя система ценностей.

Наука как форма общественного сознания, в ступает во взаимосвязь с людьми. С помощью различных областей науки современный человек постигает окружающий его мир, узнает процессы происходящие в нем. Каждый человек постигает какие то определенные знания, которые способствуют его дальнейшему развитию и взаимодействию с другими людьми, которые его окружают.

Институционализация науки - это одно из ключевых понятий, которое позволяет раскрыть основные особенности и закономерности формирования развития системы научного знания, превращения ее в социальный институт.

Институционализация науки предполагает рассмотрение процесса ее развития с трех сторон:

- создание различных организационных форм науки, ее внутренней дифференциации и специализации, благодаря чему она выполняет свои функции в обществе;

- формирование системы ценностей и норм, регулирующих деятельность ученых, обеспечивающих их интеграцию и кооперацию;

- интеграция науки в культурную и социальную системы индустриального общества, которая при этом оставляет возможность относительной автономизации науки по отношению к обществу и государству.

Понятие «Научное сообщество» ввел в обиход Майкл Полани в XX в., хотя его аналоги («республика ученых», «научная шко­ла», «невидимый колледж») имели давнее происхождение. Полани стремился за­фиксировать условия свободной коммуникации ученых и необ­ходимость сохранения научных традиций.

Научное сообщество - своеобраз­ный социальный институт, может быть понято как сообщество всех ученых, как национальное научное сообщество, как сооб­щество специалистов области знания или просто как группа исследователей, изучающих определенную научную проблему.

В истории науки выделяются следующие этапы организации НС: Античность: 1) Пифагорейский союз, где ставилась цель спасения души, а его участники делились на акуснатиков и математиков. 2) Академия Платона. 3)Ликей Аристотеля - школа получила название перипатетиков («прогуливающиеся»). 4) Школа Эпикура «Сад». Средневековье: Появление университетов (с 12в). Возрождение: Появление академий. Новое время и Эпоха Просвещения: п Оявление неформальных НС организованных по дисциплинарному принципу. 19 век: Происходит объединение теоретического и эмпирического знания в университетах, а к концу 19 в. лаборатории при заводах и фабриках. 20 век: Появляются НИИ, технопарки, академ. городки.

НС противопоставляются эпистемические сообщества, объединяющие представителей паранаук.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: