Объект и субъект научного познания. Личность учёного

Субъект и объект познания есть раздвоение единого мира в познавательном процессе. Это означает, что понятия «субъект» и «объект» существуют нераздельно.

Субъектом познания считается постигающая мир мыслящая, творческая личность, группа ученых и т.д. Поскольку познание возможно лишь на основе уже имеющихся знаний, субъектом его может считаться и общество в целом. В конечном счете, главным познающим субъектом - источником познания природы и общества, а также «производителем» мудрости - считается все человечество. Отсюда следует, что субъектом познания может называться любой источник активного исследования окружающего мира -творящий и созидающий человек или социальная группа. Познающий субъект не является неким пассивным созерцателем мира вещей, предметов и явлений природы, «совокупным сознанием», автоматически отражающим общественные процессы, - он всегда активный познающий деятель, постоянно ищущий объект для своего воздействия в целях его постижения. Со времен И. Канта под субъектом познания понимают активное сознание, или творящий дух.

Под объектом познания подразумевают часть внешнего мира или все реальные фрагменты бытия, противостоящие субъекту и специально подвергающиеся исследованию. Так, к примеру, человек является объектом изучения многих наук - биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др. В социальном познании все вращается в сфере человеческого: объект представляют люди и результаты их деятельности, субъект - тоже люди. Поэтому понятия «субъект» и «объект» в принципе соотносятся. Субъект - активно действующее в познании творческое начало. Объект - то, что противостоит субъекту и на что, собственно, направлена его познавательная деятельность. Это фрагменты действительности, которые оказались в центре внимания исследователя. Проще говоря, объектами познания являются те факты, которые исследует познающий: человек, его здоровье и болезни или вторичные продукты человеческой жизнедеятельности - философии, медицины, искусства, религии и т.д. Подчеркнем, что объектом познания является лишь та часть объективной реальности, которая включена в исследовательскую деятельность субъекта. В сфере познавательной деятельности субъект и объект в принципе не могут существовать друг без друга. Познание - это целенаправленное взаимодействие субъекта и объекта во имя получения знания. Нет сомнения в том, что знание по своей природе - это человеческий феномен. Оно всегда принадлежит субъективному миру индивида. Но в нем в идеальной форме содержится объективный мир. Правда, субъект может быть и объектом для самого себя, то есть он может сознавать свою собственную способность к познанию.

Анализ основных сфер становления личности ученого - деятельность, научное общение и самосознание - дает возможность конкретизировать роль исследовательской группы в рассматриваемом процессе и на этой основе разрабатывать практические рекомендации по совершенствованию управления этим процессом.

Психологические свойства ученого, т. е. черты, которые, определяя направленность личности, се способности и характер, обусловливают и ее психологический облик. Психологические свойства личности формируются, развиваются и совершенствуются только в соответствующих видах деятельности. Личность научного сообщества может вначале формироваться, а затем начать действовать, она именно и формируется в процессе предметно-практической и духовной деятельности. Значит, и процесс становления личности ученого осуществляется прежде всего в ходе научной деятельности. Следовательно, личность, ее психические свойства, являются одновременно и предпосылкой и результатом ее деятельности. А это позволяет утверждать, что мера включенности ученого в групповую научную деятельность и уровень его взаимодействия с другими сотрудниками и будут определять силу влияния конкретной группы на становление личности ученого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: