К концу 1922 года на месте распавшейся Российской империи возникло новое государственное образование — Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Появление его явилось за-
кономерным результатом глубоких социальных и политических изменений, происходивших в стране после 1917 года. Ряд российских народов — украинцы, белорусы, грузины, азербайджанцы, армяне, прибалты — создали свои национальные государства. В ходе Гражданской войны политический режим в них менялся не один раз. В конечном счете на Украине, в Белоруссии и Закавказье победил советский строй. В Средней Азии после ликвидации Бухарского и Кокандского феодальных государств возникло несколько народных республик и областей. Еще во время Гражданской войны в составе РСФСР появилось несколько национально-территориальных образований: в Поволжье, на Южном Урале, в Крыму, на Северном Кавказе и в Сибири.
Военно-политическое сотрудничество советских республик России, Украины и Белоруссии в период Гражданской войны стало побудительной причиной и надежной основой их дальнейшего сближения и объединения после наступления мира, в условиях мирного строительства. Весь 1922 год прошел в поисках оптимальной формы государственного объединения национальных советских республик. После того как был отвергнут сталинский план «автономизации», была взята на вооружение предложенная Лениным формула добровольного вхождения советских республик России, Украины, Белоруссии и Закавказья на равноправных основах в новое государственное образование — Союз Советских Социалистических Республик.
|
|
План «автономизации» представлял собой разработанный комисси-
Справка ей ЦК РКП(б) под председательством И. В. Сталина проект добро-
вольного вхождения национальных республик Украины, Белоруссии.
Азербайджана, Армении, Грузии в РСФСР на правах автономий. Этот проект вызвал резкие возражения со стороны ряда руководителей Грузии (П. Гл'Мдивани и другие).
30 декабря 1922 года полномочные представители четырех республик — РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР — подписали в Москве Договор об образовании СССР. Это событие было с энтузиазмом встречено во всех уголках России. Оно имело огромное как внутриполитическое, так и геополитическое значение. Образование СССР стало сильным толчком для активизации национально-государственного строительства на территории бывшей Российской империи.
Некоторые видные татарские коммунисты, вышедшие из национального движения и сохранявшие сильную национальную ориентацию, посчитали, что наступил удобный момент для повышения статуса Татарской республики. В эту группу входили Мирсаид Султан-Галиев, Ариф Енбаев, Кашаф Мухтаров и некоторые другие.
|
|
В частности, они предложили, чтобы существовавшие в РСФСР автономные республики также выступили в качестве учредителей СССР. Это означало бы уравнение в правах автономных республик с будущими союзными республиками. Сторонни-
ки этой идеи ссылались на то, что ранее, при образовании Башкирской и Татарской республик, Политбюро ЦК РКП(б) призывало их во всем брать пример с Украины, быть с ней наравне.
Однако в условиях, когда в высших эшелонах власти РСФСР в связи с планами объединения советских республик царило разногласие, идеи татарских коммунистических лидеров вызвали сильное смятение. Если в случае реализации сталинского плана «автономизации» указанные предложения не могли вызвать серьезных возражений, то совсем по-другому они звучали бы при осуществлении ленинского проекта, который предполагал строительство нового «этажа» советской федерации. Попытки некоторых руководителей Татарской и Башкирской республик добиться равного с Украиной и другими независимыми советскими республиками права участия в строительстве этого этажа вызвали в Москве сильное раздражение.
Особенно был недоволен И. В. Сталин, занимавший не только пост наркома по делам национальностей, но и высокую партийную должность генерального секретаря ЦК РКП(б) (с апреля 1922 года). Он считал предложения Султан-Галиева и его сторонников нерациональными и даже вредными. «Идя этим ошибочным путем, — говорил И. В. Сталин, — мы оказались бы в таком положении, что, кроме восьми автономных республик, пришлось бы выделить из состава РСФСР особую русскую республику со своими ЦИК и Советом Народных Комиссаров. А это в настоящих условиях совершенно излишне и вредно...»
Предложения Султан-Галиева и его сторонников были отвергнуты. Их взгляды получили квалификацию уклона в сторону буржуазного национализма, или «национал-уклонизма». М. Султан-Галиев был выведен из состава коллегии Наркомнаца и исключен из партии. В политический лексикон того времени вошло даже слово-ярлык «султангалиевщина». Этим словом клеймили в 20-е годы всякого, кто допускал действительное или мнимое отступление от принципов пролетарского интернационализма, кто осмеливался ставить национальный вопрос в один ряд с вопросом социальным, классовым.
Нередко в число национал-уклонистов попадали честные, преданные делу советской власти люди, заботившиеся о национально-культурном возрождении своего народа, своей национальной республики. Их снимали с ответственных должностей, подвергали уничтожающей критике и преследованиям. Эта участь постигла, в частности, К. Г. Мухтарова, бывшего в 1921 —1924 годах председателем Совнаркома ТАССР. В 1924 году он был переведен в Москву на малозначительную должность заведующего лечебным отделом Наркомата здравоохранения РСФСР. Пострадали также члены его правительства Ариф Енбаев, Гасим Мансуров, Юнус Валидов и другие.
Справедливости ради следует отметить, что позиция Султан-Галиева вызвала критику не только со стороны Сталина и других руководящих деятелей Москвы, но и ряда местных, казанс-
ких коммунистов, занимавших «левые» позиции. Их лидером был Саид-Галиев, работавший с 1921 года председателем Совнаркома Крымской АССР. Они стояли на почве классовой борьбы и считали, что только на основе классового подхода могут быть правильно решены национальные проблемы. Саид-Галиев был убежден, что в дополнительных правах Татарская республика не нуждается, что ее статус не должен принципиально отличаться от статуса, скажем, Тульской губернии. Понятно, что это была позиция игнорирования национально-культурных особенностей различных регионов, входивших в состав РСФСР.
|
|
Какое-то время, пока был жив Ленин, удавалось сохранить между этими двумя группировками — «националистами» и «левыми» («интернационалистами») — динамическое равновесие. Татарская республика, как и другие национальные автономии, пользовалась довольно широкими правами в качестве субъекта Российской Федерации. Так, автономные республики имели в Москве свои постоянные представительства, которые получили право беспрепятственно обращаться в высшие государственные органы Федерации.
В 1924 году представителем Татарской республики были возбуждены такие вопросы: ассигнование средств из федерального бюджета на мероприятия по реализации татарского языка, о сохранении автономных прав Народного комиссариата социального обеспечения ТАССР в отмену циркуляра ВЦИК от 7 января 1924 года, об изменении и дополнении статей Гражданского процессуального кодекса РСФСР применительно к условиям Татарской республики и другие.
Государственные и научные учреждения Москвы и Петрограда взяли на себя обязательство способствовать расширению применения национальных языков в различных сферах общественно-политической и культурной жизни. О том важном значении, которое придавалось данному вопросу в Татарстане, говорит следующий документ. Это Декрет Совнаркома ТАССР № 24 от 5 мая 1921 года, в котором «в целях предоставления возможности широкого ознакомления трудовому татарскому населению со всеми декретами, постановлениями и распоряжениями Советской власти, а также для устранения затруднения в смысле письменного сношения трудящихся татар с советскими учреждениями» постановлялось образовать при Наркомвнуделе бюро переводчиков для перевода всех официальных документов на татарский язык с русского и наоборот.
Реальная забота об учете национально-культурных особенностей и запросов национальных меньшинств проявлялась и в губерниях с полиэтническим составом населения, при преобладающей численности русских. В татарских селах Пензенской, Самарской, Саратовской, Астраханской и других губерний были открыты национальные школы, избы-читальни, клубы. Эти села, а также во лости со сплошным татарским населением получали статус национальных (татарских) сел и волостей. В Саратовской губернии в
|
|
1927 году имелось 10 национальных волостей и 272 национальных сельских Совета. Кроме татарских, здесь были также башкирские, мордовские, немецкие, украинские, чувашские национально-территориальные образования.
Деятельность по учету национально-культурных потребностей национальных меньшинств и по их удовлетворению координировали национальные комиссариаты (отделы) при губисполко-ме и кантональных исполкомах. Соответствующие отделы (бюро) имелись также во многих партийных комитетах. Издавались газеты на национальных (родных) языках народов, компактно проживавших на территории губерний. Так, в Саратове с 1 октября 1918 года по 1932 год издавалась татарская газета, сначала — под названием «Ышаныч» («Надежда»), затем—«Ялкын» («Пламя»). Татаро-башкирским бюро при Самарском губкоме РКП(б) в 1924—1925 годах выпускалась газета «Янга донья» («Новый мир»). Меле-кесский уездный комитет РКП(б) в 1923—1925 годах издавал газету «Янга авыл» («Новая деревня»). В Астрахани в 1921 году выходила газета «Кызыл Идел» («Красная Волга»), а в 1922—1926 годах — газета «Кызыл Ил» («Красная Отчизна»).
Смерть В. И. Ленина в январе 1924 года имела глубокие политические последствия, сильно отразилась на национальной политике. Десятки тысяч рабочих и крестьян откликнулись на «ленинский призыв» в ряды партии. В Татарстане в партию вступили около 1,5 тысячи человек, в основном, как тогда говорили, «рабочих от станка».
Делегация
мусульман СССР
на Всемирном
мусульманском
конгрессе
(Мекка,
1926 год).
В первом ряду
слева направо:
Г. Гумари,
К. Тарджемани,
Р. Фахретдин,
Т. Ильяси
Первая страница газеты «Ялкын»
В развернувшейся после смерти Ленина борьбе за власть чаша весов постепенно стала склоняться в пользу Сталина. Один за другим из состава высшего руководства были выведены и политически нейтрализованы Л. Д. Троцкий, Л. Б. Каменев и Г. Е. Зиновьев. В конце 20-х годов в стране стал складываться режим личной власти Сталина, взявшего курс на форсированное строительство социализма в СССР.
§ 52. На путях форсированного строительства социализма
В конце 20-х годов в СССР произошел новый «крутой поворот», связанный с отказом от принципов и приоритетов новой экономической политики и переходом к форсированному строительству социализма: вытеснению и ликвидации частнокапиталистического уклада хозяйства и связанных с ним социальных групп (нэпманы, кулаки), замене планово-рыночных механизмов регулирования производства планово-государственными и ускоренной индустриальной модернизации страны посредством советской командно-административной системы.
И все же объявленное партийным руководством «наступление социализма по всему фронту» воспринималось большинством рабочих и крестьян как продолжение дела Октября, как реализация провозглашенных им принципов и идеалов социального равенства и справедливости.
Практическим воплощением нового политического курса явились грандиозные программы индустриализации страны, коллективизации деревни, культурной революции. Они осуществлялись на основе предварительно разработанных годовых и пятилетних планов, носивших директивный, то есть обязательный, характер.
С 1 октября 1928 года началось выполнение первого пятилетнего плана? предусматривавшего огромное промышленное строительство. Планирование, впервые введенное в Советском Союзе, явилось новым словом в экономической теории и хозяйственной практике. Оно позволило избегать присущих капитализму кризисов перепроизводства и обеспечить устойчивое поступательное наращивание экономики.
Впечатляющими были показатели первого пятилетнего плана для Татарстана. Выпуск промышленной продукции в конце пятилетки должен был составить 290 процентов к исходному уровню (в СССР — 238 процентов). В сельском хозяйстве республики данный индекс равнялся 168 процентам (по СССР в целом — 143,5). На 400 миллионов рублей капиталовложений планировалось построить 26 крупных производственных объектов — заводы, фабрики, электростанцию.
Большие задачи стояли на «культурном фронте»: введение всеобщего начального образования, ликвидация неграмотности взрослого населения моложе 40 лет, расширение сети образовательных и культурных учреждений, подготовка кадров для них.
За первую пятилетку в Татарской республике были введены в
эксплуатацию важные промышленные объекты: меховое предприятие, одно из крупнейших в стране, войлочно-валяльная фабрика, механизированный хлебозавод, ТЭЦ-1, «Казанский холодильник», фанерный завод в Зеленодольске и другие. Объем промышленной продукции увеличился почти в 3 раза.
Эти достижения стали возможны не только благодаря большим государственным капиталовложениям, но и самоотверженному труду рабочих и инженерно-технических работников. В первую пятилетку зародилось движение «за ударный труд», «ударничество». В этом патриотическом движении, наряду с русскими и тружениками других национальностей, участвовали тысячи татар как в Татарстане, так и за его пределами.
Первая пятилетка принесла радикальные изменения в хозяйственную и общественную жизнь российской деревни. Прежде всего это выразилось в коллективизации крестьянских хозяйств. Курс на сплошную коллективизацию был провозглашен по инициативе И. В. Сталина в конце 1929 года. В это время в татарстанской деревне, как и в России в целом, господствовало единоличное крестьянское хозяйство. Из общего числа 500 тысяч хозяйств лишь примерно 2,5 процента были объединены в 459 коллективных хозяйств. Попутно заметим, что урожайность сельхозкультур в колхозах на 15—20 процентов опережала показатели в индивидуальных хозяйствах, что усиливало притягательность коллективного хозяйства для крестьян-единоличников.
За первую пятилетку первоначально планировалось довести удельный вес обобществленного сектора в татарстанской деревне до четверти всех крестьянских хозяйств. В конце 1929 года плановые показатели были пересмотрены в сторону повышения. В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 5 января 1930 года в Татарстане предусматривалось уже к концу 1932 года в основном завершить коллективизацию. Одновременно был взят курс на ликвидацию кулачества как класса. Уже в январе 1930 года в Татарстане было создано 500 новых колхозов.
Коллективизация, представлявшая собой глубокий социально-экономический переворот в жизни деревни, протекала крайне напряженно, порождала множество острых социально-психологических коллизий. Сам этот процесс не был свободен от тяжелых ошибок и просчетов со стороны центральных и местных партийных и советских органов. Чаще всего крестьян «загоняли» в колхозы силой или под угрозой применения силы, под обобществление попадали даже мелкий рогатый скот, домашняя птица и т. д. При раскулачивании пострадали тысячи семей честных, добросовестных зажиточных крестьян, накопивших определенное состояние своим самоотверженным, тяжелым трудом.
В силу указанных обстоятельств коллективизация в Татарстане, как, впрочем, и в других регионах страны, проходила неровно, с подъемами и провалами. Согласно информационным сообщениям, за один только месяц, с 20 февраля по 20 марта 1930
года, в Татарстане доля крестьянских хозяйств, записавшихся в колхозы, выросла с 71 до 84 процентов.
Поэтому после опубликования в «Правде» статьи И. В. Сталина «Головокружение от успехов» с осуждением допущенных местными органами ошибок и перегибов начался массовый выход крестьян из колхозов. К октябрю 1930 года в колхозах оставалось лишь 9,3 процента крестьянских хозяйств. В дальнейшем работа по вовлечению крестьян в колхозы продолжилась. К октябрю 1931 года колхозы объединяли уже свыше 62 процентов всех крестьянских хозяйств. Колхозный строй стал в деревне господствующим.
Установление его далось, конечно, нелегко и имело весьма высокую цену. Сельскохозяйственное производство понесло значительные убытки. Так, поголовье лошадей в татарстанской деревне к концу 1932 года сократилось на 39 процентов, крупного рогатого скота — на 38, овец — на 65. В 1932—1933 годах сельское хозяйство пережило еще одну сильную засуху и связанный с ней массовый голод населения.
Строительство и преобразования в первой пятилетке послужили базой для последующего наращивания экономики и развития социальной сферы в годы второй пятилетки (1933—1937). Значительно увеличились капиталовложения во все отрасли народного хозяйства. Если в предыдущие пять лет в Татарстане капвложения составили 715 миллионов рублей, то во второй пятилетке планировалось освоить 1 миллиард рублей. Главное внимание уделялось дальнейшему развитию машиностроения, металлообработки, химической промышленности, энергетики.
Именно в эти годы в Казани началось стоительство крупнейшего в стране авиастроительного объединения, выпускавшего потом знаменитые туполевские бомбардировщики. В Зеленодольске было налажено строительство речных катеров и подводных лодок. Всесоюзными стройками являлись фабрика кинолент, завод синтетического каучука и ТЭЦ-2 в Казани.
Большое внимание уделялось подготовке кадров квалифицированных рабочих, техников, инженеров. За 1932 —1935 годы школы ФЗУ Татарстана окончили 10 тысяч человек, половина из них — татары.
Широкий размах получило социалистическое соревнование. Наряду с ударничеством, на предприятиях развернулись изотовс-кое движение, за повышение рентабельности, движение отличников и т. д. По примеру шахтера А. Стаханова началось движение по внедрению новых, передовых методов труда. Известность приобрели имена лучших рабочих М. Кузнецова, А. Сайфулли-на, А. Нигматжанова, В. Носова, И. Садриева и других. Одним из первых среди железнодорожников страны получил орден Ленина машинист депо станции Юдино М. Крылов.
Благодаря техническому прогрессу, помноженному на высокую квалификацию и трудовой героизм рабочих и ИТР, за вторую пятилетку производительность труда в промышленности Та-
тарстана увеличилась в 1,5 раза. При этом было введено в строй 400 новых предприятий, основные фонды в промышленности возросли в 2,5 раза. Общий объем промышленной продукции удвоился.
Резко повысилась техническая оснащенность сельского хозяйства. Число тракторов увеличилось в 5 раз, комбайнов — в 6 раз. Среднегодовая урожайность с одного гектара пашни повысилась почти до 10 центнеров по республике. Были восстановлены прежние поголовье и продуктивность скота.
Успехи сельского хозяйства республики получили всесоюзное признание. В 1934 году Татарстан был награжден высшей наградой Родины — орденом Ленина. Этой награды удостоились также лучшие труженики колхозно-совхозных полей: трактористы П. Гусев, Д. Спиридонов, Г. Миннекаев, К. Садриев, М. Ромашкина, Ш. Зарипов, С. Давлетшина, П. Усов, 3. Алимов. Росла и оплата труда колхозников. Так, в 1937 году на один трудодень по республике выдавалось 6,5 кг зерна в среднем. Жизнь людей как в городе, так и в деревне становилась обеспеченнее.
Это способствовало постоянному росту рождаемости, увеличению продолжительности жизни, росту численности населения, что в полной мере относилось и к татарскому народу.
По данным Всесоюзной переписи населения 1939 года, в СССР
Статистика проживало 4314 тысяч татар, или почти на миллион человек боль-
ше, чем в 1926 году. За этот период население Татарстана увели
чилось с 2587,5 тысячи до 2914,2 тысячи человек. Доля городского
населения возросла в 2 раза: с 10,8 до 21,1 процента. Татарское население
республики в 1926 году составляло 1265,1 тысячи, в 1939 году— 1421,5 ты
сячи человек.
§ 53. Развитие образования и культуры
Первые два десятилетия советской власти были временем относительно свободного и разностороннего развития духовной культуры татарского народа.
Особое внимание уделялось народному образованию, ликвидации неграмотности. К началу НЭПа грамотность населения Татарской республики составляла лишь 28 процентов. Безграмотность рассматривалась Коммунистической партией, советской властью как серьезнейший тормоз на пути социалистического преобразования общества. Был объявлен поход за грамотой, знаниями. В 1926 году уровень грамотности повысился до 45 процентов. В 2118 начальных и средних школах республики обучалось 158 тысяч учащихся. При этом почти половина школ (1048) являлись национальными, татарскими. Вообще внимание к национальной школе в те годы было исключительно большим, и не только в Татарстане. Школы для детей татар были открыты во всех местах компактного проживания татарского населения. В Саратове, например, в 20—30-е годы работали две татарские Школы. Во всех татарских селах имелись национальные школы
Мнение |
разных типов — школы крестьянской молодежи (ШКМ), начальные, средние. Для подготовки учителей в 1924 году в Саратове открыли татарский педагогический техникум.
Важное место в истории татарского образования и культуры занял переход на новую, латинскую графику, проведенный в 1929—1930 годах. Нельзя сказать, что это был спонтанный шаг, носивший сугубо административный характер. Переход на латиницу диктовался потребностями приобщения татарской нации к достижениям мирового социального и научно-технического прогресса. Применявшаяся прежде арабская письменность не в полной мере отвечала этой задаче. К тому же она создавала дополнительные трудности в обучении грамоте.
Вопрос о переходе на новый алфавит (яналиф) начал обсуждаться в татарском и более широко — тюркском, мусульманском общественном движении еще до революции 1917 года. В 20-е годы дело было поставлено на практические рельсы. Провели несколько научных конференций с участием ученых-лингвистов, литературоведов, писателей. В 1926 году в Казани возникло общество «Яналиф», выступавшее за перевод татарской письменности на латинскую графику. Председателем общества стал известный писатель и общественный деятель Ф. Сайфи-Казанлы, членами — Г. Нугайбек, Ш. Камал, И. Рамеев, М. Фазлуллин и другие. Общество «Яналиф» располагало одноименным издательством и издавало одноименный журнал. За несколько лет своего существования издательство «Яналиф» выпустило на латинице 198 книг тиражом 1 миллион экземпляров.
Из «Заявления» группы татарских интеллигентов (82 человека) по вопросу о латинизации (1927 год):
«...Мы, нижеподписавшиеся, обращаем внимание Центрального Комитета ВКП(б) и ОК ВКП(б) Татарской республики на необходимость освобождения татарского населения от подобной жертвы, как фактический отказ от всей своей письменной культуры, находящейся десятки и сотни лет, а особенно сильно растущей благодаря Октябрьской революции, и как требование переучивания заново грамоте миллионной массы грамотных из татар; ее необходимость освобождения от этой дорогой... массовой жертвы, тем более приносимой совершенно для неизвестной цели... Мы думаем, что в вопросе столь серьезном и ответственном в культурной жизни тюркских народностей наше мнение, мнение тех, которые с первых дней революции, невзирая ни на какие материальные трудности, неутомимо работали на культурном фронте, защищая принципы революции, не может не заслужить хотя бы маленького внимания».
Вместе с тем часть национальной интеллигенции выражала серьезные сомнения в целесообразности и полезности данного начинания. В 1927 году группа ученых, писателей обратилась в партийные и государственные органы с предложением не спешить с латинизацией алфавита («Заявление 82-х»). Однако к их мнению не прислушались. В это время в общественной жизни уже стали утверждаться административно-командные методы, и латинизация была проведена. Не обошлось, к сожалению, без серьезных потерь. Существенно пострадала национальная книга, выходившая на протяжении нескольких столетий на арабской графике. Отношение к книгам на арабской графике нередко становилось неуважительным, много таких книг было утеряно, выброшено на свалку.
Постановление IV пленума Татарского обкома ВКП(б) (1927 год) по Документ «Заявлению 82-х».
_____ «Ознакомившись с заявлением группы беспартийной татарской ин
теллигенции, содержащим протест против партийных решений по
вопросу о латинизации тюркских алфавитов, Пленум ОК постановляет:
1) По существу вопроса о латинизации тюркских алфавитов суждения не иметь, считая вопрос разрешенным.
2) Факт подачи подобного заявления является показателем роста активности буржуазно-националистических элементов, направленный против ВКП.
3) Поручить бюрр ОК сделать соответствующие выводы из факта подачи этого заявления и провести необходимые общественно-организационные и разъяснительные мероприятия».
Среди авторов «Заявления 82-х» были: Ильяс Алкин, Ибрагим Биккулов, Сад-ри Джалал, Хасан Исхаков, Али Рахим, Баки Урманче, Галимзян Шараф и другие.
В годы довоенных пятилеток успешно вводилось всеобщее обязательное образование. В Татарстане сеть начальных и средних школ постоянно расширялась, достигнув в 1937 году 3385. Примерно половину их составляли национальные татарские школы. Численность учащихся во всех школах республики достигла 500 тысяч, что в 5 раз больше показателя 1914 года. Параллельно шла ликвидация неграмотности среди взрослых. В результате грамотность населения в республике поднялась до 91 процента, что явилось огромным достижением.
Большая забота проявлялась также о специальном среднем и высшем образовании. В 1918 году в Казани было три вуза: университет, ветеринарный институт и Духовная академия. Последнюю в том же году закрыли. Создавались новые институты: сельского и лесного хозяйства, Восточный педагогический (на базе Казанской татарской учительской школы), политехнический. С целью расширения доступа рабочей и крестьянской молодежи к высшему образованию при вузах открывались рабочие факультеты — рабфаки.
В Казанском университете и других вузах, в научно-исследовательских институтах в эти годы работали известные ученые: медики А. В. Вишневский, В. С. Груздев, математик Н. Н. Пар-
фентьев, химики А. Е. Арбузов, А. Я. Богородский, геолог М. Э. Но-инский, историк Н. Н. Фирсов, физиологи Н.А. Миславский, А. Ф. Самойлов, языковед В. А. Богородицкий и другие. Первые шаги в науке делали М. В. Марков, Б. М. Гагаев, Г. Камай, О. Д. Курмаев, Г. Го-
байдуллин, М. Г. Худя-
Казанскии университет.
КОВ. •.
В 30-е годы продолжался рост сети специальных средних и высших учебных заведений. На базе Казанского университета возникли химико-технологический, медицинский, авиационный институты. В 1937 году в 13 вузах и 54 техникумах республики обучалось 22 тысячи студентов. Число студентов-татар составляло 4,5 тысячи, или 20 процентов. Это означало большой шаг вперед, хотя доля татарской молодежи среди студентов все еще не соответствовала удельному весу татар в населении республики.
Проявлялась забота об увеличении численности и удельного веса татар среди научно-педагогических кадров. В 1937 году из 1200 научных работников и вузовских преподавателей 243 были представителями татарской нации. Высоких научных результатов добились химик Г. Камай, языковеды М. Курбангалиев, М. Фазлуллин, Г. Алпаров, Г. Шараф, Г. Нигмати, С. Атнагулов. Один из первых среди татар ученых-химиков Гильм Хайревич Камай (1901 —1970) за внедрение в производство ряда новых разработок в 1932 году был удостоен звания Героя социалистической стройки Татарстана.
Примерно в эти же годы с рабфака Саратовского университета начинал путь в большую науку Исхак Салехович Мустафин (1908—1968), доктор химических наук, профессор. В 1939—1968
годах И. С. Мустафин
заведовал лабораторией
органического синтеза и
кафедрой аналитической
химии Саратовского
университета, сделал ряд важных открытий в избранной области химической науки.
Революционные и
послереволюционные
годы были временем
больших перемен в на-
На занятии по ликвидации неграмотности ЦИОНальноЙ татарской
культуре: литературе и искусстве. Не обошлось и без потерь. В частности, большой потерей для татарской литературы стал отъезд за границу выдающегося прозаика, драматурга, публициста Гаяза Исхаки (1878—1954). В разгар Гражданской войны оборвалась жизнь молодого талантливого поэта Шаехзаде Бабича (1895—1919).
Выдающийся ученый-химик А. Е. Арбузов (1877—1968) |
Вместе с тем романтическая атмосфера социальной революции способствовала творческому вдохновению и творческому взлету многих татарских прозаиков, драматургов, поэтов. Самым видным среди них был Галимд-жан Ибрагимов (1887—1938). В 1919—1924 годах он написал романы «Наши дни» и «Дочь степи», получившие широкую известность. Вел большую научную, научно-организационную и общественную работу. В 1925— 1927 годах Г. Ибрагимов возглавлял Казанский академический центр. Был членом ВЦИК РСФСР, президиума ЦИК ТАССР.
Писатель, ученый, государственный деятель Галимджан Ибрагимов (1887-1938) |
Среди тех, кто начал свою деятельность еще до революции, выделялись поэты и драматурги Шариф Камал, Мажит Гафури, Карим Тинчурин, Наки Исанбет и другие. В литературу пришло и новое поколение, рожденное революцией. Это — поэты Хади Такташ, Муса Джалиль, Б. Сирин, прозаики Шамиль Усманов, Кави Наджми, Гадель Кутуй, Мирсай Амир и многие другие.
Личность |
Такташ (Такташев) Хади Хайруллович (1901 — 1931) — поэт, один из основоположников татарской советской литературы. Автор поэм «Века и минуты» (1924)
«Клятва любви» (1927), «Алсу» (1929), «Письма в грядущее» (1931), многих замечательных стихотворений. Им написан также ряд драматических произведений: «Зарытое оружие» (1927), «Утерянная красота» (1929), «Камиль» (1930).
20—30-е годы можно смело назвать периодом расцвета татарского театра. В 1921 году на основе театральных трупп «Сайяр» и «Hyp» был сформирован Первый показательный татарский театр, преобразованный в 1926 году в Татарский академический театр. В 1939 году театру присвоили имя выдающегося драматурга Галиаскара Камала. В этом театре получили прекрасное сценическое воплощение популярные пьесы «Галиябану» М. Файзи, «Казанское полотенце» и «Голубая шаль» К. Тинчу-рина. На его сцене блистали талантами любимые артисты: 3. Султанов, Ш. Шамильский, Г. Булгарская, Ф. Ильская, X. Уразиков, X. Абджалилов и другие.
Ученый-химик Поэт Драматург
Гильм Камай Хади Такташ Карим Тинчурин
(1901-1970) (1901-1931) (1887-1938)
Действовала целая сеть государственных театров, включая стационарные в Казани и передвижные театры в городах Чистополь, Набережные Челны, Мамадыш, Буинск и других. В 1940 году в республике работали 16 театров, из них 5 казанских. Татарские театры существовали также в Оренбурге, Уфе. Огромный размах получило самодеятельное драматическое искусство. Практически во всех татарских селах имелись драматические студии и кружки, ставились спектакли.
краеведения. Казань 1-й половины XIX века инкрустация |
Только после революции 1917 года у татар появились такие виды искусства, как профессиональная музыка и живопись. Основателями татарского профессионального музыкального искусства стали композиторы Салих Сайдашев (1900—1954) и Султан Габаши (1891 —1942). В 1925 году в Татарском театре оперы и
балета была поставлена первая татарская опера «Сания» (композитор — С. Габаши, совместно с Г. Альмухамедовым и В. Виноградовым). Замечательная музыка С. Сайдашева звучала в музыкальных драмах «Наемщик» Г. Гиззата, «Голубая шаль» и «На Кандре» К. Тинчурина, показанных Татарским академическим театром в конце 20-х — начале 30-х годов.
Первым среди татар профессиональным художником был Баки Урманче (1897— 1990), талантливый ученик русских художников Н. Фешина и В. Богатырева. Б. Урманче достиг подлинного мастерства в разных видах художественного творчества: живописи, скульптуре, графике. Он прожил большую, весьма непростую и яркую жизнь. В 1926—1929 годах Б. Урманче преподавал в Казанском художественно-театральном техникуме. В 1929 году был репрессирован, пять лет провел в Соловецком лагере. После возвращения из ссылки продолжил творческую деятельность в Москве. В 1941—1949 годах находился в административной ссылке в Алма-Ате и Семипалатинске. Здесь он создал графические серии и иллюстрации к произведениям казахских поэтов и писателей Абая, М. Ауэзова, С. Муканова. С 1958 года жил в Казани, создал здесь ряд замечательных живописных полотен и скульптурных композиций. Б. Урманче носил высокое звание народ-
Композитор Салих Сайдашев (1900—1954)
Композитор
Султан Габаши
(1891-1942)
Писатель, драматург Тази Гиззат (1895—1955)
Музей изобразительного искусства Татарстана. Казань
Памятник поэту-патриоту, Герою Советского Союза Мусе Джалилю. Казань |
ного художника Татарстана, был удостоен Государственной премии ТАССР имени Г. Тукая (1967).
В 1936 году был организован Союз художников Татарстана. Его первым председателем стал известный искусствовед П. Дуль-ский.
Таким образом, в рассматриваемый период во всех областях национальной культуры и образования отмечался быстрый прогресс, давший замечательные результаты. Некоторые виды и жанры искусства фактически создавались заново, обогащая палитру национальной культуры, имевшей многовековые традиции. Важнейшей приметой этого времени являлась демократизация культуры, что выражалось в доступности достижений науки, просвещения, искусства широким народным массам, во все более свободном и активном приобщении рабочих и крестьян к достижениям человеческого разума и таланта.