Сущность 2-й промышленной революции и ее влияние на мировое развитие

Вторая промышленная революция (или же технологическая революция) — охватывающая вторую половину XIX и начало XX в. Началом ее считают внедрение бессемеровского способа выплавки стали в 1860-х годах, а кульминацией — распространение поточного производства и поточных линий. В 1860—1870-х гг. технологическая революция быстро охватила Западную Европу, США, Российскую империю и Японию. Бессемеровский процесс стал первым недорогим способом промышленного производства высококачественной стали. Основанная на внедрении металлорежущих станков, к середине XIX в. стандартизация была широко внедрена в США и получила название «американской системы производства». Ее применение в производстве швейных и сельскохозяйственных машин привело к значительному повышению производительности труда. В честь ее основоположника, американского инженера Ф.Тейлора, который применил концепцию стандартизации не только к механизмам, но и к операциям, производимым людьми. Впоследствии на базе его системы развилась новая дисциплина промышленная инженерия. В производстве бумаги с изобретением бумагодетальной машины лимитирующим фактором стало сырье и возникла необходимость в переходе от дорогостоящего хлопка к более дешевому древесному сырью. Керосиновые лампы обходились дешевле светильников на растительных и животных жирах и были более распространенными, чем появившиеся к тому времени в некоторых городах газовые фонари. Лишь к 1890 м годам в уличном освещении начали использовать электричество, а для освещения домов оно начало массово применяться лишь в 1920х годах. Бензин поначалу был побочным продуктом в производстве керосина, но в начале ХХ в. он нашел широкое применение в автомобилях, и для его массового производства начали применять крекинг. Электрический телеграф вскоре стал общим средством связи. К 1890 м годам международная телеграфная сеть соединяла все крупнейшие города мира. Электрификация стала основой дальнейшего развития технологической революции к созданию поточных линий и поточного производства. Кроме того электрификация позволила производить многие химикаты с участием электрохимических реакций, в том числе алюминий, хлор, гидроксид натрия и магнезию. Во второй половине XIX в. значение железных дорог превзошло роль каналов в транспортной инфраструктуре. Их строительство было облегчено появлением недорогих стальных рельсов, которые были существенно более долговечны, чем ранее использовавшиеся чугунные, служившие не более 10 лет. Стоимость перевозок в результате упала более чем в 25 раз. Вследствие широкого распространения железных дорог вдоль них возникло множество городов и выросло городское население в целом. Сеть дорог с твердым покрытием широко распространилась в США и Западной Европе после изобретения велосипеда, ставшего популярным видом транспорта в 1890е годы. В кораблестроении появление дешевой листовой стали позволило металлическим судам с двигателями окончательно вытеснить деревянные парусники. Автомобиль с бензиновым двигателем внутреннего сгорания был впервые запатентован К.Бенцем в 1886 г. Поначалу это был дорогой вид транспорта, но Форд упорно боролся за то, чтобы сделать его массовым. Удешевление производства было в конце концов достигнуто благодаря созданию поточной линии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: