Основные направления развития общественной мысли в 30-50-е годы XIX в

Отсутствие возможности свободной общественной деятельности привело к тому, что основными формами движения стали малочисленные кружки с небольшим количеством участников.
Большее, чем прежде, общественное значение приобрели художественная литература и литературная критика.
В этот период оформляются три основных направления общественно-политической мысли, оказавшие влияние на последующее развитие общественных движений и политических партий в Российской империи:
- консервативное;
- либеральное;
- революционно-демократическое.
Консервативное направление в общественной мысли оформилось в идейном отношении раньше других течений. Его наиболее значительными представителями стали историк М. П. Погодин, филолог С. П. Шевырев, известные журналисты Н. И. Греч и Ф. В. Булгарин.
Квинтэссенцией российского консерватизма считается так называемая «теория официальной народности», сформулированная в 1831 г. Министром просвещения графом С. С. Уваровым. Её формула «Православие, самодержавие, народность» на долгие годы стала официальным лозунгом царизма.
Суть теории заключалась в том, что именно совокупность самодержавия, православия и народности как основ русской истории обеспечивает благоденствие и могущество России, мир между сословиями и защиту от «тлетворных» революционных идей Запада. В России существуют одна вера, один царь и один народ, эти элементы едины, неделимы и т. д. В их единстве - сила российского государства. Проявление народности С. Уваров видел в русском языке, культуре, самобытности русского народа.
Либеральное направление в России оформляется в 40-50-е гг. XIX в. в виде двух течений - славянофильства и западничества.
Славянофильство как течение общественной мысли появилось в начале 1840-х гг. Его идеологами были литераторы и философы А. С. Хомяков, братья И. В. и П. В. Киреевские, К. С. и И. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин и др.
Основные положения теории славянофильства:
- важнейшей характеристикой российского общества и российского государства является народность, а в основе самобытного российского пути развития лежат православие и национальный русский характер;
- в России власть находится в гармонии с народом в противоположность Европе, где обострены социальные конфликты. Самодержавие, по мнению славянофилов, избавляло российское общество от политической борьбы, в которой погрязла Европа;
- основы русской общественной жизни заключаются в общинном строе в деревне, коллективизме, соборности;
- Россия развивается ненасильственным путем;
- в России духовные ценности преобладают над материальными;
- Петр I насильственными методами внедрял опыт, заимствованный у Запада, что привело к нарушению естественного развития России, законсервировало крепостничество и породило социальные конфликты;
- крепостное право необходимо ликвидировать, сохранив при этом общину и патриархальный уклад жизни (речь шла лишь о духовном укладе, славянофилы не выступали против современной техники, железных дорог и промышленности);
- для определения пути дальнейшего развития необходимо созвать Земский Собор;
- следует объединить всех славян под эгидой России (идея панславизма).
Славянофилы отрицали революцию и радикальные реформы, считая возможным лишь постепенные преобразования, проводимые «сверху» под давлением общества по принципу «царю - сила власти, народу - сила мнения».
Западничество оформилось как идейное течение в работах историков, юристов и литераторов Т. Н. Грановского, К. Д. Кавелина, П. В. Анненкова, Б. Н. Чичерина, В. П. Боткина.
Основные идеи западничества:
- Россия развивается по универсальным мировым законам истории и отстает в своем развитии от западных стран;
- необходимо ликвидировать историческое отставание, восприняв опыт и духовные ценности Запада;
- в России следует утвердить либеральные идеалы свободы личности, гражданское общество и, в перспективе, установить конституционную монархию;
- важно развивать рыночные отношения, предпринимательство, промышленность и торговлю;
- необходимо отменить крепостное право, передать крестьянам землю за выкуп;
- следует развивать образование и распространять научные знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: