Сущность столыпинской аграрной реформы.
Во главу угла своих преобразований Столыпин ставил изменения в сфере
экономики. С чего начать в ней? Премьер был убежден, и его выступления
свидетельствуют об этом, что начинать необходимо с аграрной реформы. И сам
Столыпин, и его оппоненты подчеркивали главную задачу реформы – создать
богатое крестьянство, проникнутое идеей собственности и потому не
нуждающееся в революции, выступающее как опора правительству. Здесь четко
проступают политические соображения аграрной реформы: без крестьянства
никакая революция в России была невозможна. 5 декабря 1908 года в речи о
«земельном законопроекте и землеустройстве крестьян» Столыпин утверждал,
что настолько нужен для переустройства нашего царства, переустройства его
на крепких монархических устоях, крепкий личный собственник, настолько он
является преградой для развития революционного движения, видно из трудов
последнего съезда социалистов-революционеров, бывшего в Лондоне в сентябре
настоящего года... вот то, что он постановил: «правительство, подавив
попытку открытого восстания и захвата земель в деревне, поставило себе
целью распылить крестьянство усиленным насаждением личной частной
собственности или хуторским хозяйством. Всякий успех правительства в этом
направлении наносит серьезный ущерб делу революции».
Кроме политических устремлений, в закон 9 ноября правительство
заложило и экономический смысл. Столыпин утверждал в речи перед
Государственным Советом 15 марта 1910, что «...именно этим законом заложен
фундамент, основание нового социально- экономического крестьянского
строя»2. Экономические аспекты реформ основывались на том, что без
нормального аграрного фундамента, без процветающего сельского хозяйства,
без выплескивания из села на рынок труда миллионов бывших крестьян, дешевой
рабочей силы, промышленность России будет обречена на чахлую жизнь при
постоянной «подкормке» в виде казенных заказов.
Содержание аграрной реформы
Конкретные меры аграрной реформы Столыпина достаточно хорошо известны.
Согласно 1 статьи закона 14 июня 1910 года «каждый домохозяин, владеющий
надельной землею на общинном праве, может во всякое время требовать
укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из
означенной земли». Более того, закон разрешил ему оставить за собой
излишки, если он за них заплатит общине по более низкой выкупной цене 1861
г. По требованию выделившихся община была обязана выделить им взамен
чересполосных земель отдельный компактный участок-отруб. Дополнением к
закону 14 июня 1910 года был принятый обеими палатами 29 мая 1911 года
закон о землеустройстве. В соответствии с ним для проведения
землеустройства не требовалось предварительного укрепления земли за
домохозяевами. Селения, где были проведены землеустроительные работы,
автоматически объявлялись перешедшими к наследственно- подворному владению.
Землеустроительные комиссии были наделены широкими полномочиями, которые
они пускали в ход, чтобы насадить как можно больше хуторов и отрубов.