Продолжительность занятия __ мин. Взаимоотношение врача и пациента должны быть направлены на уменьшение напряжения, максимально комфортное состояние пациента на приеме

1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ:

Взаимоотношение врача и пациента должны быть направлены на уменьшение напряжения, максимально комфортное состояние пациента на приеме.

2. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Обучить студентов различным методикам снижения болезненности стоматологических манипуляций, создания комфортной обстановки на стоматологическом приеме.

В результате освоения темы занятия студент должен:

Знать: понятие о врачебной этике, врачебной тайне.

Владеть: основными юридическими аспектами взаимоотношения врач-пациент.

Уметь: создать комфортную для пациента обстановку на стоматологическом приеме.

3. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие и основные разделы врачебной деонтологии.

2. Медицинская деонтология в работе стоматологической поликлиники

3. Моральный облик и общая культура врача.

4. Психогении, психопатии, их специфика в стоматологии.

5. Ошибки и ответственность врача.

6. Врачебная тайна.

7. Характеристика методов психотерапии, применяемых в стоматологии.

8. Виды правовой ответственности медицинского работника и значение медицинской документации.

4. АННОТАЦИЯ:

Впервые понятие о медицинской деонтологии (от греч. deon — должное и logos — учение) в отечественную медицинскую литературу ввел выдающийся хирург-онколог академик Н.Н. Петров. В книге “Вопросы хирургической деонтологии” (1956) он писал, что “под медицинской деонтологией мы должны разуметь учение о принципах поведения медицинского персонала не для достижения индивидуального благополучия и общепризнаваемой почтенности отдельных врачей и их сотрудников, а для максимального повышения полезности лечения и максимального устранения вредных последствий неполноценной медицинской работы”. Из этого определения становится ясно, что медицинская деонтология теснейшим образом связана с врачебной этикой — учением о морали, нормах нравственного поведения, общественном долге врача.

Следует отметить, что вся история отечественной медицины является ярким примером беззаветного служения медиков своему народу. Четко определил суть врачебной профессии А.П. Чехов: “Профессия врача — это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов”.

Стоматология как раздел медицины подчиняется общим требованиям медицинской деонтологии. Специфика стоматологии определяет своеобразие конкретных деонтологических рекомендаций в условиях стационара и поликлиники, а также различных отделений внутри поликлиник и терапевтического, хирургического, ортопедического, детского и др. Организационный фактор в ортопедическом отделении стоматологической поликлиник и проявляется в распорядке врачебного приема и работы вспомогательных служб, имеющих отношение к приему больных. В этом плане важное значение приобретает хорошо поставленная информация по общим вопросам, интересующим больных: например, расписание работы врачей, сроки изготовления и стоимость протезов, правила оказания помощи в первую очередь и др.

Эта информация позволяет больным сэкономить время, уменьшает число вопросов, с которыми они обращаются к врачу, что способствует выдерживанию графика приема и созданию благоприятной психологической атмосферы.

До начала приема целесообразно предварительное визуальное ознакомление с ожидающими пациентами для выявления беспокойных возбужденных, которые своим поведением отрицательно действуют на психику окружающих. На таких пациентов следует обратить внимание, показать им, что врач понимает их состояние, сочувствует им, готов помочь, и пациенты успокаиваются. В процессе приема необходимо контролировать разговоры в кабинете. Ровный, деловой, спокойный тон, отсутствие посторонних тем вызывают у больного уважение к персоналу, создают атмосферу доверия. Авторитет врача определяется не только уровнем профессиональных знаний и навыков, но и тем тактом, который врач проявляет в общении с больным и медперсоналом, его манерой поведения, внешним видом. Искусство общения с больным и его родственниками зависит от способностей и приобретенного опыта, а также от желания врача овладеть этим искусством.. Необходимо научиться задавать нужные вопросы и отвечать на вопросы пациента, терпеливо выслушивать его рассуждения, получать сведения, необходимые для установления не только правильного стоматологического диагноза, но и психологического состояния больного. Пациенты нередко останавливаются на вопросах, не имеющих отношения к данному заболеванию, поэтому врач должен мягко и тактично направлять беседу в нужное русло. Манипуляции в полости рта следует начинать с более простых вмешательств, переходя к более сложным, причем делать это не спеша, без суеты, помня о том, что каждое движение рук стоматолога, выражение его лица контролируется пациентом и вызывает соответствующую реакцию. Во время контакта с больным врач при любых обстоятельствах должен соблюдать этику по отношению к врачу, лечившему больного до него. К сожалению, порой врачи позволяют себе делать критические замечания, в частности по поводу качества зубных протезов больного. Это не только не повышает авторитет врача в глазах больного, но приводит к тому, что пациент вообще перестает верить врачам, а следовательно, теряет уверенность в возможности своего выздоровления. Если коллегой допущена ошибка, следует тактично объяснить пациенту, что состояние зубочелюстной системы у него действительно вызывает значительные затруднения в протезировании и, чтобы избежать неудачи, необходимо применить другой способ протезирования. То есть следует избегать давать конкретную оценку работе, чтобы не компрометировать в глазах больного ранее лечившего его специалиста. Такая тактика врача в последующем лечении приносит больше пользы, чем плохие отзывы о работе своих коллег. Сам факт коллегиального разбора ошибок врача, в том числе благожелательная принципиальная критика, является одним из методов деонтологического и профессионального совершенствования. Важный элемент деонтологии врача-стоматолога — использование специальных медикаментозных средств для предупреждения нежелательных психических реакций у пациентов. Премедикацию и анестезию применяют не только в хирургической стоматологии, но и в терапевтической и ортопедической. В настоящее время в силах врача устранить как боль, так и боязнь боли при любых вмешательствах, и только недостатки в организации работы, приверженность старине (а иногда даже уверенность в неизбежности боли на приеме у стоматолога) мешают широкому внедрению анестезии в практику стоматологических учреждений. Важнейшие звенья работы стоматолога-ортопеда — постановка диагноза, составление плана лечения, определение конструкции протеза, выбор материалов.

Этот процесс сопровождается раздумьями, сомнениями, сопоставлениями. Иногда врачи рассуждают вслух у кресла больного, предлагая тот или иной вариант лечения. Врач как бы советуется с больным, приглашает его принять участие в выборе конструкции протеза и разделить с ним ответственность за исход лечения. Практика показывает, что такой способ общения вызывает у больного недоумение, недоверие и неуверенность. Правильнее, чтобы врач размышлял незаметно для пациента. Врач должен сообщить больному готовый план лечения уверенно, не оставляя сомнений. При планировании лечения иногда требуются взаимные консультации терапевта, хирурга и ортопеда. При этом определяется объем лечения, детализируется врачебная тактика, могут высказываться противоречивые мнения. Такое обсуждение не следует вести в присутствии больного.

Немаловажное значение в деонтологии стоматологов имеют взаимоотношения в коллективе врачей, медсестер и санитарок. «Успех медицинской работы требует согласованных действий всех участников этой работы», — писал основоположник деонтологии H.H. Петров. Уважение и понимание всей важности проводимой младшим и средним персоналом работы должны выражаться в виде взаимного доверия и справедливости. Руководитель поликлиники, кафедры, отделения, лаборатории. Каждый врач должен подавать личный пример, а не выступать в роли только "духовного" наставника. Крикливость и заносчивость со стороны некоторых администраторов передаются и распространяются на весь коллектив, способствуют возникновению напряженности и недоверия. Отношения в коллективе должны строиться на взаимном уважении друг к другу. Каждый врач, в том числе и стоматолог, должен не только словом, чуткостью и отзывчивостью, но и своей внешностью поднимать настроение больного, вселять в него оптимизм и надежду.

А.П.Чехов писал: "Профессия врача — это подвиг, она требует самоотречения, чистоты души и чистоты помыслов. Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и приятным физически". Характер деонтологических требований, предъявляемых к врачам, имеет тесную связь с мировоззрением и методологической основой отечественной медицины. В частности, в стоматологической деонтологии находит свое конкретное выражение принцип целостности организма в подходе к больному, который проявляется в учете единства части и целого ("лечить и зуб, и больного"), психического и соматического (взаимовлияния психики и соматических расстройств), социального и биологического в человеке, а также личностный подход к больному. В работе стоматологов должны сливаться понимание долга, совести, чести, достоинства и стремление побеждать болезни и облегчать страдания людей.

Специфика психогенного реагирования пациентов в условиях стоматологической практики.

Из-за отсутствия знаний о разнообразной психологической, психосоматической проблематике у стоматологических больных, еще слишком много стоматологов прибегают, к сожалению, к обычным репрессивным или авторитарным методам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: