Глава III. <. > Что же касается царя Давида, то не стоит и говорить о том, каким он был прекрасным государем

<...> Что же касается царя Давида, то не стоит и говорить о том, каким он был прекрасным государем, ибо как замечают многие образованные люди, он является образцом для всех последующих правителей мира. В отличие от царя Кира, коего Ксенофонт изобразил, согласуясь скорее со своим представлением о совершенном правителе, которого он хотел увидеть, нежели с правдивостью рассказа[26], он был таким, как его описывают, и не только в делах религии, благочестия и набожности, но и в благородстве, доблести и государственной мудрости. Флорентиец Никколо Макиавелли и прочие нехристианские ученые наших времен лгут, утверждая, что религия и благочестие мешают политике и мудрому управлению, губят или ослабляют дух могущественных людей, творящих великие дела ради общего блага [27]. Это чудовищная ложь, ибо как свидетельствуют святые, благодать не разрушает и не портит естество, так что тот, кто от природы благороден, мудр и щедр, может стать более совершенным благодаря благочестию и набожности. Все это мы видим в царе Давиде, который, будучи благочестивым, никогда не оставлял дел, подобающих благородному, мудрому и искусному правителю. Прежде всего, он начал с исправления своего двора и государства в соответствии с духом доброй жизни и служения Господу. При этом он опирался на советы и указания Гада и пророка Натана, а также первосвященников Абиафара и Хирама и приближенного жене Емана. Он разделил всех священников на двадцать четыре степени, созвал четыре тысячи певцов с различными музыкальными инструментами под власть Асафа, Емана и других начальников, ставших главами хора. Он снабдил всех придворных царским гербом - львом - в память обо льве, которого он в детстве убил собственными руками. Он учредил монетный двор и установил форму монет, которые там чеканили; установил порядок распределения вспомоществования среди бедных и совершил другие деяния, достойные разумного и благочестивого государя[28].

После всего этого он обратился к военным делам, будучи по природе своей доблестным, что проявилось еще в детстве, когда он убил льва и медведя, а также в той храбрости, с какой он вступил в бой с Голиафом. Давид показал себя великим воином и видным полководцем за годы службы у Саула в войне против филистимлян, одержав много побед. Еще больше подвигов он совершил, став царем: завоевал не только филистимлян, но и аморреев, идумеян, моавитян, царей и народ Дамаска и всей Сирии до реки Евфрат, и оставил это страны замиренными своему преемнику[29]. В одной из книг Писания говорится, как Давид в течение двух-трех лет принял участие в трех или четырех сражениях и сразил более ста тысяч конных и пеших воинов, а в один день от его руки пало восемьсот человек[30]. Он воспитал по своему подобию тридцать семь полководцев, способных командовать армиями[31]. Однако, невзирая на военные расходы, он заботился о том, чтобы отложить столько денег и ценностей, сколько было нужно для строительства огромного храма, вверенного его сыну Соломону. Кроме доблести и храбрости царя-воителя и полководца, в нем было так много смирения, что он склонился перед пророком Натаном, когда тот пришел упрекать его за прегрешение, и так много милосердия и терпения, что он простил Семея, поносившего его и кидавшего в него камни, когда он бежал[32]. Среди постоянных трудов и великих дет на благо государства он находил время писать псалмы и семь раз в день возносить молитвы во славу Господню. Он выказал великое благочестие на смертном одре Он жил и умер, как ни один государь до, и вероятно, после него, ибо соединил в себе силу и добродетель, храбрость и смирение, умение управлять и благочестие, благородство и веру. Я говорил о нем дольше, чем рассчитывал, однако ради нашей цели следует заметить, что Господь поставил достойных царей на место отвергнутых Им. <...>


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: