Психологічні теорії гештальт-психології

Гештальт - (от нем. — форма, структура) — основное понятие гештальтпсихологии, использовавшееся также Австрийской и Лейпцигской школами, которое обозначает целостные (т. е. несводимые к сумме своих частей) структуры сознания.

Гештальт-психология - психологическое направление, существовавшее в Германии с начала 10-х до середины 30-х гг.XX в. Основные представители Г.М. Вертхеймер, В. Кёлер, К. Коффка работали в Берлинском университете, поэтому Г. иногда называют Берлинской школой.

Это целостный подход к изучению психики и сознания. Философской основой Г. является «критический реализм». Психологические законы сводились в Г. к законам физиологии мозга. При разработке проблем мышления Г. подвергла острой критике бихевиористские взгляды на мышление как образование «навыков» путем проб и ошибок и ввела в психологический оборот такие плодотворные понятия, как проблемная ситуация, инсайд, а также новый метод исследования мышления — метод «рассуждения вслух», который уже выходил за рамки исходных феноменологических установок Г. и предполагал немедленное объективное исследование процессов мышления. После прихода к власти гитлеровцев Г. как школа распалась в результате эмиграции большинства гештальтпсихологов.

Идеи Г. оказали значительное влияние на развитие необихевиоризма, психологии восприятия, когнитивной психологии, системного подхода в науке, отдельных направлений психологи­ческой практики (в частности, гештальттерапии), некоторых концепций межличностного восприятия.

Главное понятие этой психологии — понятие комплексного качества как целостного переживания, пронизанного чувством. Основу любого психического акта — восприятия, памяти и др. составляет система бессознательных активных процессов и импульсных тенденций, диспозиций, которые детерминируют его продукт. История гештальтпсихологии начинается с выхода работы М. Вертхеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения» (1912), в которой ставилось под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов в акте восприятия. Вертхеймер также описал явление «чистого движения», когда испытуемые, отчетливо видя движение, не воспринимали перемещающегося объекта. Оно получило название стробоскопического движения.

Непосредственно после этого вокруг Вертхеймера, и в особенности в 20-х гг., в Берлине складывается Берлинская школа гештальтпсихологии: Макс Вертхеймер (1880- 1943), Курт Коффка (1886-1941), Вольфганг Келер (1887- 1967), Курт Левин (1890- 1947). Исследова­ния охватывали восприятие, мышление, потребности, аффекты, волю. Гештальтисты начинают выходить за пределы психологии: все процессы действительности определяются закономерностями гештальта. Объяснение психических явлений должно состоять в нахождении соответствующих структур в мозговых процессах. Принцип изоморфизма рассматривался гештальтпсихологами как выражение структурного единства мира— физического, физиологического и психического. Целое — это не высшее, как считалось раньше, структурирование не есть результат интеллекта, творческого синтеза и т. п.

Целое нельзя разложить на элементы, т.к. тогда оно перестает существовать. Его нельзя описать перечислением элементов, оно должно рассматриваться как таковое. Непосредственный наивный опыт не дает нам отдельных красок, красочных точек, отдельных звуков, отдельных запахов.

В гештальтпсихологии экспериментально исследовалось также мышление. По Келеру, интеллектуальное решение состоит в том, что элементы поля, прежде не связываемые, на­чинают объединяться в некоторую структуру, соответствующую проблемной ситуации. Условием переструктурирования ситуации, по Вертгеймеру, является умение отказаться от привычных, сложившихся в прошлом опыте и закрепленных упражнениями шаблонов, схем, оказывающихся неадекватными ситуации задачи. Переход на новую точку зрения осуществляется внезапно в результате озарения — инсайта. Подчеркивается, что, хотя мышление есть единый процесс, в его динамике можно выделить этапы, последовательные фазы.

Первая фаза — постановка задачи на основе условий; «первое достижение заключается именно в осознании проблемы. Видение, правильная постановка проблемы, часто, гораздо важнее решения поставленной задали. Вторая фаза — группировка, реорганизация, структурирование и другие операции в связи с поставленной задачей. Третий этап или фаза — обнаружение структуры путем инсайта. Четвертый—нахождение путей реализации в соответствии с этой структурой.

Важную область гештальтпсихологии составили исследования в области потребностей, воли, аффектов, главным образом связанные с именем Курта Левина (1890—1947). В 1926 г. К.Левин пишет статью «Намерения, воля и потребности» — экспериментальное исследование, посвященное изучению потребностей и волевых действий. Согласно Левину, основанием человеческой активности в любых ее формах, будь то ассоциация, поступок, мышление, память, является намерение — потребность.

Все это очень поднимало влияние гештальтпсихологии. Плодотворные исследования продолжались до 30-х гг., до того времени, когда в Германию пришел фашизм. Вертхеймер, Келер, Левин эмигрировали в Америку. Здесь теоретические исследования не получили значительного продвижения. К 50-м гг. интерес к гештальтпсихологии спадает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: