Правовой статус представительного ОМС

Оному ОМС посвящена ст.35 131-ФЗ.

В идеале представительный ОМС выражает волю всего населения. Это обеспечивается прозрачностью и открытостью выборных процедур.

Поскольку предполагается, что представительный ОМС выражает волю всего населения, его решениям придается более высокая юридическая сила.

К компетенции представительного ОМС относятся наиболее значимые вопросы, связанные с ВМЗ. Это единственный орган, у которого прописана собственная компетенция.

Остальные ОМС производны от представительного ОМС, и их полномочия производны от полномочий последнего.

В Уставе пишутся полномочия представительного ОМС, а только потом пишут компетенцию остальных органов. Если есть конкуренция полномочий, то выигрывает представительный ОМС.

Характерные черты представительного ОМС:

1) коллегиальность (ч.3 ст.43, ч.5 ст.44, ч.13 ст.35 131-ФЗ)

2) выборный

3) представительный (ч.6,7,8 ст.35 131-ФЗ)

4) непрерывный характер деятельности и периодическая сменяемость состава представительного органа

5) наличие особого юридического статуса: наделение представительного органа правами юрлица (ч.9 ст.35 131-ФЗ)

Почему представительный орган наделяется правами юрлица? Потому что как представительный орган наделит другие органы правами юрлица, если он сам не имеет прав юрлица. Это для логичности. Мнение о том, чтобы самостоятельно закупать скрепки, ошибочно.

Но есть подводный камень. Представительный орган считает, что права юрлица дают оному распорядительно-исполнительные функции. Это не так. Представительный орган не может учредить транспортную компанию.

Базовая функция представительного органа - формирование и утверждение бюджета.

Далее, есть представительная, нормотворческая функции. А еще есть функция формирования или участия в формировании иных ОМС, а также функция контроля за другими ОМС.

Поскольку у нас типов МО много, законодатель установил разные требования к численности разнятся. Численность представительного органа зависит от численности населения МО.

Если население МО менее 1000, то не менее 7 депутатов. Если население МО от 1000 до 10 000 человек, то не менее 10 депутатов. Если от 10 000 до 30 000, то не менее 15 депутатов. Если от 30 000 до 100 000, то не менее 20 депутатов. Если от 100 000 до 500 000, то не менее 25 депутатов. Если свыше 500 000, то не менее 35 депутатов. Это для городских округов и поселений.

Для районов - не менее 15 человек. От одного поселения - не более 2/5 депутатов в районе.

Почему так много депутатов (в СПб 50 депутатов на весь субъект РФ)? Потому что есть депутаты, которые работают за бесплатно. Закон устанавливает допустимый процент платных депутатов. Депутаты, работающие за зарплату на профессиональной основе, должны занимать не более 10% от всего представительного ОМС.

Для платных депутатов есть ограничения по предпринимательской деятельности. Для бесплатных депутатов таких ограничений нет. В этом отличие государственный депутатов от муниципальных. Государственные депутаты всегда работают за зарплату и имеют ограничения. Муниципальные депутаты могут и за спасибо работать.

В России такая благая идея как всегда привела к ужасу. Бесплатные депутаты лоббируют интересы своего бизнеса.

Когда у нас речь идет о внутригородских территориях ГФЗ, то нужно не менее 10 депутатов.

Какие вопросы у нас относятся к исключительной компетенции представительного органа?

Помимо бюджета и местных налогов, оный разрабатывает планы и программы развития МО. Оные планы говорят о том, как будет использоваться земля в МО. Представительный орган определяет порядок распоряжения муниципальным имущество (только порядок, сам распоряжаться не может), установление тарифов, взымаемых муниципальными предприятиями, принятие решения об удалении главы МО в отставку. Есть другие полномочия (в презентации).

Эти полномочия исключительные. А могут быть и дополнительные, но они должны соответствовать назначению представительного органа.

Каковы основания прекращения полномочий представительного органа? Самороспуск, решение суда, преобразование МО, утрата статуса МО, увеличение численности населения более чем на 25% при изменении границ или объединения поселения с городским округом.

Субъект РФ вправе устанавливать наименования органов МС. Где-то муниципальный совет, где-то еще как-то. Главное, чтобы наименования были единообразны во всем субъекте РФ.

В 1998 году КС рассматривал заявление Дубнинского городского суда Московской области (ОКС 04.06.1998 №70-О). В городе Дубна существовала мэрия и мэр. А законом Московской области о местном самоуправлении в Московской области было установлено, что глава МО называется главой города, а не мэром. Городской суд рассматривал спор, усомнился в конституционности и обратился в КС. Определение отказное. При этом КС сказал, что в принципе в законе субъекта РФ могут быть предусмотрены особенности наименования отдельных муниципальных образований, если такой закон принят представительным органом субъекта РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: