Принадлежность капитала к той или иной форме собственности

Существующие медиакомпании можно разделить на:

государственные — собственник СМИ государство в лице исполнительной или законодательной власти, финансирование из бюджета;

общественные (общественно-правовая) - является общенациональным достоянием, финансируется за счет налогов с населения, абонентской платы и управляются органами, сформированными из представителей различных групп. Британская вещательная корпорация ВВС, германские ARD и ZDF;

коммерческие — собственник частное лицо, группы лиц или частные компании. Абсолютное большинство медиапредприятий.

Кроме того, медиапредприятия можно разделить по характеру происхождения используемого в них капитала:

Дифференцированный капитал - участие промышленных, финансовых, торговых структур в информационно-коммуникационной индустрии. Исходный капитал - К-бизнес (C-business). Медийные активы владельца тесно взаимодействуют с немедийными активами. Конгломератная собственность. «Газпром- Медиа» - «Газпром», «Проф — Медиа» - группа «Интеррос»; пограничные примеры, когда масс-медиа попадает в сферу влияния организаций, производящих техническую инфраструктуру для СМИ.

Недифференцированный – используется только медийный капитал. Яркий пример корпорация Руперта Мердока - “News Corporation”

8. Диверсификация как метод снижения инвестиционных рисков.

Другим инструментом управления рисками является диверсификация, как способ уменьшения совокупной подверженности риску за счет распределения средств между различными активами, цены которых не коррелированны или слабо коррелированны между собой.

Диверсификация позволяет снизить максимально возможные потери за одно событие, однако при этом возрастает количество видов риска, которые необходимо контролировать. Диверсификацию нужно понимать в широком смысле, как стратегический подход к управлению бизнеса в целом, что означает диверсификацию в направлении деятельности рынков и тд.

Метод диверсификации рисков используется, прежде всего, для нейтрализации негативных финансовых последствий несистематических (специфических) видов рисков. Данный метод позволяет минимизировать в определенной степени и отдельные виды систематических рисков - валютного, процентного и некоторых других. Принцип действия механизма диверсификации основан на разделении рисков, препятствующем их концентрации.

В качестве основных форм диверсификации финансовых рисков предприятия могут быть использованы следующие ее направления:

  • Диверсификация видов финансовой деятельности предусматривает использование альтернативных возможностей получения доход от различных финансовых операций - краткосрочных финансовых вложений, формирования кредитного портфеля, осуществления реального инвестирования, формирования портфеля долгосрочных финансовых вложений и т.п.
  • Диверсификация валютного портфеля ("валютной корзины") предприятия предусматривает выбор для проведения внешнеэкономических операций нескольких видов валют. В процессе этой диверсификации обеспечивается снижение финансовых потерь по валютному риску предприятия.
  • Диверсификация депозитного портфеля предусматривает размещение крупных сумм временно свободных денежных средств на хранение в нескольких банках. Так как условия размещения денежных активов при этом существенно не меняются, эта диверсификации обеспечивает снижение уровня депозитного риска портфеля без изменения уровня его доходности.
  • Диверсификация кредитного портфеля предусматривает разнообразие покупателей продукции предприятия и направлена на уменьшение его кредитного риска. Обычно диверсификация кредитного портфеля в процессе нейтрализации этого вида финансового риска осуществляется совместно с лимитированием концентрации кредитных операций путем установления дифференцированного по группам покупателей кредитного лимита.
  • Диверсификация портфеля ценных бумаг позволяет снижать уровень несистематического риска портфеля, не уменьшая при этом уровень его доходности.
  • Диверсификация программы реального инвестирования предусматривает включение в программу инвестирования различных инвестиционных проектов с альтернативной отраслевой и региональной направленностью, что позволяет снизить общий инвестиционный риск по программе.

9. Прибыль и себестоимость в медиаиндустрии.

Редакционный бюджет завершается показанием прибыли, полученной редакцией газеты или журнала. Разумеется, лишь в том случае, если ее доходы превышают расходы. Прибыль редакции – это средства, остающиеся после вычитания ее расходов из суммы доходов. В бюджете ее называют балансовой прибылью.

Если же расходы редакции превышают ее доходы, ни о какой прибыли речи быть не может. В этом случае возникает убыток, отмечаемый в редакционном бюджете итоговой строкой как дефицит.

Существует лишь два способа получения прибыли и предотвращения или ликвидации возникшего дефицита. Первый из них – увеличение доходов редакции с целью их превышения над расходами. Второй – уменьшение расходов редакции.

Источники получения доходов редакцией – от реализации тиража издания до коммерческой деятельности редакции и продажи (аренды) полос номера.

Доходы

1. От реализации тиража газеты.

2. От публикации рекламы и частных объявлений.

3. От издательской деятельности.

4. От коммерческой деятельности.

5. От продажи полос газеты.

6. Дивиденды от хранения средств на банковском счете.

+ Инвестиции, дотации, спонсирование

Прибыль

Балансовая прибыль – Налог на прибыль = Чистая прибыль

Вспомним также об инвестировании, дотировании и спонсировании редакции, возможности получения банковских кредитов. Если у редакции есть солидный финансовый резерв, добавим к этому дивиденды, получаемые от его хранения или хранения приобретаемых с его помощью ценных бумаг в банке на депозитном счете.

Что касается сокращения расходов, то практика многих редакций крупных и небольших изданий выработала множество методов уменьшения и предотвращения бюджетного дефицита. Журналисты, редакционные менеджеры и коммерсанты учатся экономить, изменяя структуру редакции, функции ее сотрудников, урезая производственные расходы и т.д. Назовем лишь некоторые из этих методов и приемов, которые используют на разных этапах подготовки, производства и распространения газетного и журнального номера.

Стоимость бумаги для издания несколько уменьшают, выбирая ее сорта с меньшей плотностью. Для этого надо разбираться в сортах газетной и журнальной бумаги и быть в курсе состояния ее рынка. Редакции крупных изданий, вошедшие в информационно-издательские компании и концерны и прошедшие акционирование, устанавливают прямые контакты с целлюлозно-бумажными комбинатами, продают им часть своих акций и получают за это бумагу по более низким ценам. Создают запасы бумаги, закупая ее на несколько месяцев вперед.

Реальный путь сокращения расходов редакции на типографские работы – перевод большей части производственных процессов, связанных с выпуском номера, в ее стены. Некоторые редакции иллюстрированных журналов выбирают более дешевые способы печати, а то и переносят процесс печатания своих тиражей за границу. Это обеспечивает им высокое качество печати, в частности многокрасочных изданий.

Расходы на распространение и реализацию тиражей стремятся снизить, отказываясь от услуг Роспечати и создавая альтернативные системы подписки и розничной продажи газет и журналов.

Рынок заставляет руководителей редакций вести продуманную тиражную, рекламную и ценовую политику, выбирать наиболее эффективные для данного издания методы его распространения.

Стремясь к экономии, все чаще уменьшают размеры редакционного коллектива, изменяют его структуру, ликвидируют отделы и интенсифицируют труд оставшихся работников.

Предоставляем нашему читателю свободу в поисках способов и методов сокращения общередакционных, издательских и производственных расходов с целью предотвращения или ликвидации бюджетного дефицита и, главное, получения прибыли.

Соотнесем сумму доходов редакции с суммой всех расходов и, если первая превысит вторую, получим прибыль. Но это лишь балансовая прибыль. Редакции придется уплатить налог на прибыль, переведя его в федеральный и местный бюджеты. И только теперь, завершив все эти арифметические действия, получим конечный результат – остаток. Это чистая прибыль редакции, которую она может использовать по своему усмотрению.

Какие же возможности использования полученной прибыли получает редакция? Первый и простейший из множества вариантов – употребить ее на улучшение социального положения работников редакции: повысить вдвое их зарплату, увеличить гонорар, оплатить питание, выдать «отпускные».

Более рациональным представляется другой вариант: вложение большей части прибыли в укрепление материально-технической базы редакции: приобретение новой электронной техники – персональных компьютеров, настольной типографии, вхождение в Интернет. И укрепление финансовой базы редакции очередным отчислением в ее Резервный фонд. Может быть, вслед за этим можно выкупить редакционные помещения.

Иной вариант: направить прибыль на реализацию одного из редакционных проектов, например выпуска приложения к газете. Или вложить ее в оборотные средства редакции, купив бумагу для увеличения тиража газеты. И только после этого направить часть прибыли для улучшения социального положения работников редакции. В конечном счете, все предыдущие варианты были нацелены на обеспечение существования редакции, газеты и усиление социальной защищенности ее сотрудников.

10. Риск-менеджмент.

Риск-менеджмент - система оценки риска, управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе бизнеса. При рыночной экономике производители, продавцы и покупатели действуют в условиях конкуренции самостоятельно. Их финансовое будущее непредсказуемо и мало прогнозируемо. Риском можно управлять, используя разнообразные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и вовремя принимать меры к снижению степени риска.

На степень и величину риска реально воздействовать через финансовый механизм, что осуществляется с помощью приемов стратегии и финансового менеджмента. Этот своеобразный механизм управления риском и есть риск-менеджмент. В основе риск-менеджмента лежат целенаправленный поиск и организация работы по снижению степени риска, искусство получения и увеличения дохода (выигрыша, прибыли) в неопределенной хозяйственной ситуации. Конечная роль риск-менеджмента полностью соответствует целевой функции предпринимательства, которая заключается в получении наибольшей прибыли при оптимальном соотношении прибыли и риска.

Базовые функции системы риск-менеджмента:

  • Идентификация рисков (анализ текущей рыночной ситуации, внешней среды, детальное качественное описание рисков)
  • Расчет рисков (математический подход)
  • Разработка мероприятий по минимализации риска
  • Контроль выполнения мероприятий по минимализации рисков

Типы риск-менеджмента:

-лимитирование

-диверсификация

- хеджирование (страхование)

Наиболее распространенный тип риск-менеджмента – система ограничения лимитов, позволяющая существенно повысить уровень финансовой безопасности.

Суть лимитирования состоит в ограничении подверженности сознательно принимаемого риска определенной величиной (актуально для финансовых вложениях) – система лимитов.

11. Классификация и структура издержек медиапредприятия.

В качестве отправного пункта теории организации рынка экономике рассматривает издержки производства. Уровень издержек производства – важнейший экономический показатель, напрямую влияющий на решение любой фирмы об объеме выпуска и цене продукции. Рассмотрение издержек производства представляет собой многоступенчатый процесс, но, прежде всего в нем определяются цели, к которым стремится компания в своей деятельности. Традиционное представление экономистов сводится к признанию в качестве конечной цели деятельности любой фирмы, действующей на рынке, получение, или, точнее, максимизацию, прибыли. В целом это положение верно для всех предприятий, однако в силу специфики индустрии СМИ для нее оно справедливо не во всех случаях.

Ряд медиапредприятий – общественное вещание, газеты мнений, партийные СМИ – в целом не ставят в качестве главной цели деятельности получение прибыли. Такие средства массовой информации называются некоммерческими, поскольку для них основным направлением деятельности является реализация иных, чем коммерческие (информационных, просветительско-воспитательных или мобилизационных), задач. Однако, действуя в условиях рынка, они, как и предприятия, сориентированные на максимизацию прибыли, исходят из необходимости получения прибыли, без чего их дальнейшая деятельность невозможна.

Рассмотрение прибыли фирмы через призму издержек. Издержки производства – объективный и универсальный показатель, который характеризует деятельность любого предприятия, в том числе и на рынке СМИ.

Прибыль – термин многозначный. В своем основном значении прибыль – это превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на их производство. Различают несколько видов прибыли: полную (т.е. общую, балансовую), чистую (остающуюся после уплаты налогов и отчислений), бухгалтерскую (т.е. разницу между ценой и бухгалтерскими издержками), экономическую (учитывающую альтернативные издержки).

Установив, что получение прибыли является одной из важнейших целей деятельности компании, посмотрим, как формируется прибыль:

Прибыль = Валовой доход – Совокупные издержки.

Для того чтобы представлять процесс максимизации прибыли в целом, необходимо знать, как определяются валовой доход и совокупные издержки. Исчисление валового дохода представляет собой довольно понятный и однозначный процесс:

Валовой доход = Объем произведенной продукции х

х Цена ее реализации.

По сравнению с исчислением валового дохода измерение совокупных издержек представляет собой более сложную и комплексную задачу. При ее решении возникает понятие «упущенных возможностей» – то есть тех благ, от которых потребитель вынужден отказаться ради приобретения желаемого. При определении совокупных издержек экономисты ведут речь о явных (стоимость сырья, затраты на заработную плату персонала) и о неявных издержках (например, упущенный доход, который фирма могла бы получить, если бы занималась производством иных товаров и/или услуг). Для бухгалтеров предприятия интерес представляют только реальные исходящие и входящие денежные потоки, поэтому они учитывают только явные издержки. Экономистов и менеджеров в процессе принятия решений о цене и объеме выпускаемой продукции интересуют все издержки – как явные, так и неявные, альтернативные.

В последнем случае речь идет о таких издержках, которые не отмечаются в бухгалтерских ведомостях и понятны только специалистам-управленцам. Для медиакомпаний, например, в число альтернативных издержек может войти упущенный доход, который телестанция теряет при отказе от показа высокохудожественного кинофильма, который может привлечь новых зрителей с высоким уровнем дохода (упущенный доход от рекламы дорогих товаров и услуг). В другом случае упущенный доход появляется тогда, когда, отказываясь от приглашения на работу в газету обозревателя для полосы «Стиль жизни», издание теряет и потенциальных городских читателей (упущенный доход от реализации тиража), и потенциальных рекламодателей, и спонсоров (упущенный доход от рекламы ресторанов, кино- и театров, фитнес-центров).

Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что прибыль предприятия может рассматриваться с разных точек зрения. Наиболее важные из них – бухгалтерская и экономическая. Соответственно методы исчисления прибыли различны. Если для бухгалтера важно подсчитать разность валового дохода компании и явных издержек производства, то для экономиста необходим учет всех упущенных возможностей. В индустрии СМИ это положение особенно важно, поскольку оно заставляет руководителей медиакомпаний обращать внимание и на социально-культурную окружающую среду, в которой действуют предприятия СМИ. Нарушение этических норм, недостаточное внимание к социально-демографическим процессам могут привести медиакомпаний к упущенным возможностям и увеличению неявных издержек.

Производственные издержки. Для деятельности компаний концепция издержек важна и актуальна потому, что любую фирму интересует связь между производственным процессом и прибылью, между производственным процессом и совокупными издержками. Следуя логике взаимосвязи между этими явлениями, любая компания изучает зависимость между объемом применяемых ресурсов и объемом выпуска готовой продукции (объемом предлагаемых услуг). Важнейшая закономерность, появляющаяся в этой связи, – это убывание предельного продукта: с возрастанием числа занятых на производстве (и объема вложенных ресурсов) предельный продукт (т.е. количество продукта, выпускаемого дополнительным работником) убывает.

По мере возрастания объема выпуска продукции совокупные издержки увеличиваются.

Постоянные издержки представляют собой затраты на постоянные факторы производства, которые не изменяются в зависимости от изменений объемов производства. К ним относятся арендная плата, местные налоги, амортизация. Стоимость амортизации составляет основную статью в тех отраслях, где используется большое количество капитального оборудования. Эти расходы называют также косвенными, или накладными.

Переменные издержки (называются также прямыми) прямо пропорциональны объему выпуска продукции. К ним относятся заработная плата, стоимость сырья, топлива, электроэнергии, упаковки, транспортировки. В прессе это, конечно, бумага и типографская краска.

Общие издержки состоят из суммы переменных и постоянных издержек:

Общие издержки = Постоянные издержки + Переменные издержки.

Предельные издержки – это сумма, на которую возрастают общие издержки, когда объем производства, увеличивается на единицу продукции.

Средние издержки – это затраты на единицу продукции:

По мере роста производства общие издержки увеличиваются, а предельные и средние издержки падают благодаря увеличению производительности. Одна из важных причин снижения средних издержек при росте производства заключается в том, что постоянные издержки распределяются на больший объем продукции. В тех отраслях, где используется большое количество дорогостоящего оборудования, постоянные издержки велики, а переменные –относительно низки. В таких отраслях увеличение издержек производства ведет к значительному сокращению средних издержек.

В медиаиндустрии различные секторы характеризуются различной долей постоянных и переменных издержек, и соответственно пути максимизации прибыли для них будут различными. Так, в секторе печатных СМИ расширение производства означает повышение переменных издержек (бумага, типографская краска, стоимость доставки). Следовательно, расширение производства приводит к увеличению аудитории. В телевизионном секторе, напротив, постоянные издержки (оплата труда творческих коллективов, амортизация съемочного оборудования) прямо не связаны с ростом производства, т.е. дорогостоящая программа не обязательно создает большую аудиторию.

Для понимания специфики производства в конкретных отраслях промышленности экономисты часто выделяют внутри него наиболее важные стадии, которые технологически не связаны друг с другом. Это позволяет анализировать каждый этап деятельности более внимательно, яснее представлять его экономическую специфику и находить пути оптимизации для каждой стадии производства. Для структурирования стадий производства современная экономическая наука предлагает концепцию «вертикальной производственной цепочки», которую компании выстраивают для лучшего понимания своего производственного процесса, корпоративной стратегии и возможностей роста.

Применительно к медиаиндустрии данная концепция дает возможность определить крупные и ключевые стадии производства, которые в результате связывают производителей с потребителями (рис. 6).

Рис. 6. Производственная цепочка в медиаиндустрии

В медиаиндустрии первая стадия – это производство содержания. Для всех СМИ это означает работу создателей текстов и аудиовизуального ряда – журналистов, писателей, режиссеров, актеров, музыкантов. В некоторых случаях (например, в Интернете) содержание может сразу востребоваться аудиторией, однако чаще всего следующей стадией становится стадия «упаковки» содержания. На стадии «упаковки» газетные или журнальные статьи объединяются в одном номере газеты или журнала. В телеиндустрии разные типы программ – и произведенные самой телестанцией (новости, студийные программы), и закупленные у внешних производителей (кинофильмы, сериалы, музыкальные видеоклипы) – формируются в единую программу. Аналогичные процессы происходят и на радиостанции, и на кабельной сети. На этом этапе уже проявляются заметные различия между секторами СМИ, определяющие их экономические особенности (об этом подробнее пойдет речь в следующих главах).

Последней производственной стадией в медиаиндустрии выступает распространение, в результате чего медиасодержание, соответствующим образом «упакованное», доставляется потребителям – аудитории. На этой стадии, представляющей собой достаточно сложный комплекс операций, проявляются существенные различия между секторами медиаиндустрии. Так, в печатной индустрии на этой стадии может появиться специфический посредник (например, распространительские сети), который может и не входить в структуру газетной компании. Для платного ТВ распространение представляет собой технологически сложный процесс, связанный не только с доставкой телесигнала зрителям, но и с его кодированием, сжатием, декодированием.

Знание вертикальной производственной цепочки в медиаиндустрии важно по нескольким причинам. Во-первых, необходимо понимать, что различные стадии медиапроизводства не имеют большой ценности сами по себе, оторванные от производственного процесса. Содержание должно быть доставлено аудитории, но невостребованное ею, оно теряет ценность. Инфраструктура медиаиндустрии (например, распространение) не имеет никакой ценности без содержания, предназначенного для конечного потребителя. Более того, стадии медиапроизводства приобретают ценность только во взаимосвязи друг с другом. Обратной стороной этого явления выступает опасность монополизации отдельными крупными фирмами какого-либо из этапов медиапроизводства. Монополия на производство новостей или системы распространения СМИ, даже при наличии значительной конкуренции на других стадиях медиаиндустрии, угрожает нормальному функционированию СМИ, ставит потребителей и небольшие медиакомпании в невыгодное положение. Во-вторых, взаимозависимость различных стадий производства СМИ дает фирмам возможность находить оптимальные возможности объединять различные стадии производства или, напротив, приобретать уже существующие успешные компании в целях дополнения производственной цепочки.

13. Творческое соревнование и конкуренция в медиабизнесе.

Средства массовой информации, как мы уже видели ранее, конкурируют за кошелек и свободное время аудитории. Каждое СМИ стремится по-своему привлечь к себе внимание читателей, слушателей, зрителей, чтобы последние могли по своему выбору обменять на него или свое время, или и время и деньги. Словом, не все средства массовой информации «платные», то есть предполагают, что потребитель платит деньги за получение товара, а именно за их содержание. Но во всех случаях аудитория расплачивается другим своим редким ресурсом – временем. Ежедневные газеты, журналы, книги, видеокассеты, услуги кабельных станций, даже художественные фильмы должны быть оплачены из кошельков потребителей. В отличие от них вещательные программы на коммерческих ТВ и радиоканалах, становящиеся все более распространенными бесплатные газеты не требуют от потребителя специальной платы. Но все они нуждаются во внимании и времени потребителей, хотя с точки зрения аудитории различные СМИ весьма отличаются друг от друга именно по стилю потребления.

Так, потребление печатных СМИ основано на значительной концентрации внимания и практически не оставляет читателю возможности совмещать этот род занятий с другой деятельностью. Это является одновременно и плюсом (осмысление материалов, большая эффективность рекламы), и минусом (необходимость выделять специальное время, формирование привычки к чтению) печатных СМИ, что влияет в конечном итоге на особенности их экономики. Просмотр ТВ или прослушивание радио может сопровождать самую разную деятельность и часто становится своего рода фоном для других занятий (домашняя работа, вождение автомобиля, чтение). В конечном счете это определяет и экономические особенности деятельности вещательных СМИ, которые должны постоянно изыскивать новые возможности привлечения внимания аудитории к своим программам. Те же самые соображения распространяются и на рекламу коммерческих радио и ТВ, вынужденную привлекать внимание зрителей и слушателей иными способами, чем в печатных СМИ.

Особенности СМИ оказывают определенное влияние на их потребление. Товар может быть потреблениндивидуально, когда его потребление отдельным индивидуумом сокращает возможности потребления для других, уменьшая предложение на рынке. Товар коллективного потребления, напротив, не ограничивает предложения для остальных потенциальных потребителей. Вопрос о том, по каким направлениям и как различные СМИ конкурируют друг с другом, самым прямым образом связан с двойственной природой рынка СМИ, с понятиями специфических географических рынков, на которых они действуют. Принципиальным при сравнении различных СМИ является понимание того, до какой степе­ни ониодинаковы и заменимы. В экономике довольно часто встречается понятие замещения, т.е. замены производства и потребления одного товара другим, близким ему по свойствам. Товары и услуги, которые могут быть заменены другими, похожими на них, называются заменителями (или субститутами, от англ, substitute – заменитель). Возможность замещения одинаковых и/или различных средств массовой информации друг другом и, следовательно, их конкуренции определяются при раздельном рассмотрении двойного рынка СМИ и затем при анализе замещения на географических рынках. СМИ могут заменять друг друга на рынке содержания (информация в газете, на радио, телевидении), на рынке рекламы (реклама торговых марок в прессе или аудиовизуальных СМИ) и на географическом рынке (при невозможности купить газету в киоске люди могут включить телевизор дома).

Несмотря на то, что в широком смысле все СМИ предоставляют информацию и развлечения (+мнения), каждое из них делает это по-своему. В этом смысле СМИ – не абсолютно взаимозаменяемые товары, так же как и с точки зрения организации досуга не все способы проведения времени абсолютно идентичны: футбольные соревнования не могут быть полностью заменены балетным спектаклем.

Исследования предпочтений аудитории показывают, что газеты и журналы ориентируются на удовлетворение запросов главным образом в сфере информации (в сочетании с анализом этой информации), политических дискуссий и мнений, не упуская, правда, из виду и сферу развлечений. Вещательные СМИ (телевидение, радио, кабельные сети), фильмы, видеокассеты ориентируются на информационные и развлекательные запросы. С этой точки зрения выявляется некое «разделение труда» между печатными и аудиовизуальными СМИ. Тем самым печатные СМИ приобретают большее значение как аналитические «навигаторы» в безбрежном мире новостей и мнений. Аудиовизуальные же СМИ обеспечивают как оперативное информирование, причем на ТВ это дополняется «картинкой» и «эффектом присутствия», так и развлечение зрителей и слушателей.

14. Ценообразование на продукцию СМИ.

Цена товара – это денежное выражение его стоимости. Она охватывает как просто стоимость, измеряемую затратами труда, необходимого для производства товара, так и потребительскую стоимость, означающую способность удовлетворять потребности покупателя.

Ценовая политика – один из важнейших аспектов финансовой политики редакции. Она конкретизирует ее, помогая достижению целей редакции – получению наибольшей прибыли, обеспечению финансовой базы издания.

Журналистская информация – товар, поставляемый на информационный рынок его производителями, поступает в продажу, как нам известно, в виде цельного произведения – номера газеты или журнала, текста, оригинала иллюстрации и т.п. В таком виде его покупает потребитель журналистской информации. В процессе рыночного обмена каждый из продавцов и покупателей определяет наиболее выгодную для него цену продажи и покупки товара. Эти цены вначале неодинаковы. Продавец желает установить наиболее высокую цену своего товара, покупатель стремится заплатить за него наименьшую цену. В соответствии с рыночной конъюнктурой в ходе торга они приходят к компромиссу – к цене согласия или расходятся, не совершив акта продажи и покупки.

Ценовую политику редакции периодического издания разрабатывают, определяя оптимальные цены – как при его продаже на информационном рынке, так и при покупке товаров, необходимых для его производства. В первом случае редакция хотела бы продавать свое издание по возможно более высокой цене. Но во втором случае, становясь покупателем, она стремится приобретать товары по самой низкой цене, чтобы свести связанные с этим расходы до минимума. Однако существует предел снижения этой цены, устанавливаемый необходимостью обеспечить определенный уровень качества покупаемого товара: редакция не будет в целях экономии покупать для выпуска своей газеты дешевую оберточную бумагу.

Направления ценовой политики редакции и выбор оптимальных цен регулируются несколькими факторами. Один из них – соотношение спроса и предложения на информационном рынке. При неизменном предложении издания повышение спроса на него приводит к повышению его цены. И наоборот, снижение спроса на издание уменьшает его цену. Соответственно действует и закон предложения: при неизменном спросе на издание увеличение его предложения снижает его цену, уменьшение же предложения приводит к повышению цены издания. Другим регулятором ценовой политики редакции является маркетинг. Без информации, представляющей результаты маркетинговой деятельности, определять оптимальные цены товаров на информационном рынке невозможно. Существенный фактор определения ценовой политики редакции – платежеспособность потребителей ее продукции. Низкий уровень платежеспособности читателей газеты или журнала вынуждает редакцию снижать цену своего издания до тех пор, пока его не начинают покупать. Немаловажное значение для определения ценовой политики редакции имеет и имидж издания. Ведь его покупателю предлагают не только информацию, содержащуюся в газетных номерах или в телепрограммах, и публикуемую здесь рекламу, но и влияние издания. Авторитетная, популярная газета, выходящая крупным тиражом, способна оказывать более сильное влияние на свою аудиторию – ее редакция может позволить себе повысить Цену номера. Не случайно владельцы финансовых и промышленных компаний стремятся стать собственниками крупных телеканалов и популярных массовых газет и журналов.

Ценовая политика редакции определяется и реализуется на трех направлениях. На первом из них она воздействует на сбыт – распространение и продажу журналистской информации и периодического издания. На втором направлении ценовая политика регулирует покупку товаров, необходимых для производства этой информации и выпуска издания. Третье направление ее воздействия – приобретение рабочей силы и определение оплаты ее труда. На каждом из этих направлений ценовая политика имеет особенности, обусловленные спецификой рынков, на которые выходит редакция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: