Модель экономического человека в классической школе

В современной экономической науке большое внимание уделяется человеку. Задачей экономической теории является анализ соотношения целей хозяйствующих индивидов и целей экономической системы, в рамках которой развертывается эта деятельность. Интерес к роли человека проявлял уже Аристотель. Он полагал, что «экономический человек» – это человек, стремящийся к удовлетворению своих разумных потребностей.

С развитием рыночного хозяйства внимание экономической науки к человеку постоянно возрастает. Среди многочисленных направлений «моделирования» человека, разработанных экономической наукой, можно выделить четыре.

Одно из направлений представлено английской классической школой, маржинализмом и неоклассиками. Главным в моделях, разработанных в рамках этого направления, становится эгоистический материальный (денежный) интерес, являющийся основным стимулом деятельности «экономического человека» (homo economics). Анализ экономического поведения людей в рамках модели «homo economics» предполагает использование постулата о рациональном поведении человека в условиях ограниченности ресурсов. Для реализации своего рационального поведения индивидуумы должны обладать свободой выбора.

В центре исследований Веблена не “рациональный”, а “живой” человек и попытки определить чем определяются поведение человека. “Экономический человек” - человек с независимыми предпочтениями, стремящийся к максимизации собственной выгоды и знающий в чем эта выгода. Появление термина “экономический человек” связывается с именем А. Смита. В. поставил под сомнение два положения классической школы:
– положение о суверенитете потребителя;
– положение о рациональности его поведения.
Он доказал, что в рыночной экономике потребители подвергаются всевозможным видам общественного и психологического давления, вынуждающего их принимать неразумные решения. В. ввел понятие “престижное или показное потребление” (“эффект Веблена”). Делает вывод, что рыночную экономику характеризует не эффективность и целесообразность, а расточительство, завистливое сравнение, преднамеренное снижение производительности.
Движущие мотивы человеческого поведения - не максимизация выгоды, а инстинкты:
1) родительское чувство (формирует облик экономики в целом) – т.е. инстинкт продолжения рода, заботы о потомстве.
2) инстинкт праздного любопытства – основа всех изобретений и открытий.
3) инстинкт мастерства – основа создания полезных благ, проявл-ся как вкус к хорошо сделанной работе, означает предрасположение чел-ка к эффективным действиям.
4) инстинкт соперничества – основа института частной собственности.
5) завистливое сравнение – играет важную определяющую роль в поведении людей, объясняет склонность к накоплению, «престижному потреблению».
Праздный класс. Появление пр.кл. связано с излишком материальных благ. При капитализме пр.кл. находится на вершине своей эволюции. Главное противоречие капитализма - противоречие между “бизнесом” и “индустрией”, материальным производством и системой частного предпринимательства, направленной на получение прибыли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: