Государство в модели «принципал – агента». Контрактное и эксплуататорское типы государства

Объяснение государства^через социальный контракт между его конституантами, согласно которому государству передается право контроля над исполнением определенных сделок, помещает на первый план в анализе проблему принципала и агента. Прежде всего требуется разобраться с тем, кто является принципалом, а кто — агентом. Ответ вовсе не очевиден. И гражданин, и государство играют двойственную роль. С одной стороны, гражданин конституирует государство, поручая ему выполнение некоторых функций, т. е. он является принципалом, а государство — агентом. С другой стороны, гражданин подчиняется решениям государства как гаранта исполнения контрактов, становясь агентом. Дж. Бью-кенен назвал эту двойственность «парадоксом подчиненного»22: человек воспринимает себя одновременно и участником процесса управления государством, и субъектом, которого принуждают соблюдать нормы поведения, которые он, возможно, и не выбирал. Следовательно, проблема принципала и агента носит в случае государства двойственный характер.

Гарант принципал-государство, агент—индивид. Если говорить об интерпретации государства через модель принципала и агента более конкретно, то речь идет о следующих опасностях. Во-первых, не будет ли государство стремиться распространить сферу своего контроля за пределы четко оговоренных конституантами сделок, превращаясь в огромного монстра, Левиафана. О такой опасности, в частности, предупреждал еще в 1651 г. в своей одноименной книге Томас Гоббс. Во-вторых, не будет ли государство, пользуясь монополией на применение насилия, игнорировать интересы граждан и не включать их даже в качестве параметра при максимизации собственных интересов? С другой стороны, не будут ли граждане вести себя оппортунистически, стремясь уклониться от оплаты предоставляемых государством услуг наподобие обычного безбилетника в общественном транспорте? Ведь и услуги государства, и услуги общественного транспорта носят характер общественных благ, в производстве которых заинтересованы все, но никто не хочет нести связанные с их производством издержки.

В зависимости от того, насколько удается решить двухстороннюю проблему принципала и агента, говорят о различных моделях государства. «Государство, которое теоретически является производным от индивидуалистического расчета, совершенно отличается от государства, которое возникает как инструмент самого договора, как средство содействия и реализации сложного обмена».

Соответственно, существуют две идеальные модели государства. Первая модель, которую мы вслед за Д. Нортом называем «контрактной», возникает при решении всех вышеперечисленных проблем. Вторая модель, «эксплуататорская», описывает деятельность государства, если отсутствуют препятствия оппортунистическому поведению и государства, и граждан. Обе стороны взаимодействия не выполняют взятых на себя обязательств,-видя друг в друге в первую очередь врага.

Существуют различные теоретические модели государства:

· контрактное государство (золотая лихорадка в Калифорнии)

Иначе говоря, можно сказать, что появление государства с точки зрения контрактных отношений становится возможным только тогда, когда в обществе заключается своеобразный контракт: граждане добровольно передают государству часть своих прав в расчете на то, что государство обеспечит им защиту намного эффективнее, чем они сделают это сами в частном порядке.

Современные концепции социального договора восходят к временам таких философов как Локк, Конт, Руссо.

Для существования контрактного государства требуются определенные условия:

1) четкое распределение прав государства и граждан, закрепленное конституцией, для того, чтобы государственный аппарат не превышал своих полномочий.

2) возможности существования кроме государства способа защиты прав собственности (третейский суд, оппозиция и д.р.)

3) наличие гражданского общества, т. е. влияние граждан на решение экономических и социальных вопросов через институты самоуправления общественной организации независимых экспертов.

Таким образом, контрактное государство – это государство, создаваемое на основе договора, в котором каждый гражданин делегирует государству часть функций по спецификации и защите своих прав собственности, а государство использует монополию на насилие в рамках делегированных ему полномочий. В этом случае граждане рассматривают уплату налогов как свою обязанность.

Государство можно рассматривать с точки зрения отношений «принципал-агент», когда человек делегирует часть своих прав государству, то он выступает как принципал; подчиняясь решениям, установленным государством – принципалом, гражданин выступает как агент. Эту ситуацию Бьюкенен назвал парадоксом подчиненного. Когда человек воспринимает себя одновременно и объектом и субъектом государственного управления.

· теория эксплуататорского государства

Эксплуататорское государство – это государство, которое использует монополию на насилие для максимизации доходов правителя или группы лиц, даже если это достигается в ущерб благосостояния общества в целом.

Ущерб от деятельности эксплуататорского государства можно сократить, если выплаты государству и перераспределение прав собственности будут носить систематический и предсказуемый характер.

В этих условиях устанавливаются определенные правила хозяйственной деятельности и распределения доходов, ориентируясь на которые агенты или субъекты могут целенаправленно влиять на производство, способствуя экономическому росту. Это свидетельствует о частичном совпадении интересов правительства и граждан, что является стабильным условием развития общества.

Предпосылкой появления эксплуататорского государства является поведение бандитов-гастролеров и оседлых гастролеров. Бандит-гастролер стремится максимизировать краткосрочный доход и поэтому он не задумывается о дальнейшем развитии той территории, которую он ограбил. Стационарный бандит тоже стремиться доход, но в долгосрочном периоде. Если он изымет весь доход, полученный в текущем периоде, ему нечего будет изымать в следующем. Поэтому он должен сохранить стимулы к дальнейшему производству, и у него появляется задача сохранить монополию на возможность обирать своих подданных и пресекать возникающую конкуренцию как со стороны стац. бандитов, так и бандитов-гастролеров, т. е. возникает функция защиты своих подданных от нападения со стороны. Он вынужден расходовать часть доходов на поддержание порядка:

1) на создание системы формальных правил.

2) на обеспечение выполнения этих правил.

Однако в условиях эксплуататорского государства существуют два условных ограничения монопольной власти государства:

1) возможность смены гражданами страны подданности (миграция).

2) возможность смены правителя.

Как правило, в ответ на неблагоприятное создание условий правитель может пойти или на конфискацию, или на структурную реорганизацию государства (есть 2 пути):

1) Путем создания и совершенствования государственного аппарата, т. е. это позволило бы уменьшить издержки контроля.

2) Изменение содержания обмена между подчиненными и правителями путем создания институтов голосования.

Таким образом, различия между контр. и эксплуат. государством заключаются в том, что кроме расхождений в трактовке происхождения государства, является разница в получателях доходов. В экспл. – дополнительные выгоды получает только лицо или группа лиц, контролирующая государственный аппарат. В контрактной – дополнительные выгоды распределяются между всеми членами общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: