Не так давно Россия вступила на путь переориентации процедур государственных закупок в направлении широкого применения интернета и современных информационных технологий. С переходом России к рыночным отношениям потребовался коренной пересмотр системы государственных закупок. От плановых, жестко регламентированных поставок продукции надо было переключаться на приобретение товаров в среде, где перед покупателем всякий раз открываются широкие возможности выбора из многочисленных предложений поставщиков.
На сегодняшний день для контроля целевого расходования бюджета на запланированные цели создана единая информационная система – ЕИС. Согласно п.9 ст.3 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ единая информационная система в сфере закупок — совокупность информации, содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в сети «Интернет».
С 1 января 2016 года на смену официальному сайту Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг пришла единая информационная система в сфере закупок.
Основной целью создания такой информационной системы было повышение прозрачности государственных закупок, для того чтобы все процессы в рамках контрактной системы от этапа планирования закупок до завершения исполнения контрактов стали более публичными.
Вся информация, содержащаяся в ЕИС, является открытой (за исключением сведений, содержащих государственную тайну) и предоставляется бесплатно. Помимо этого, такая информация должна быть полной и достоверной.
Ответственным государственным органом за разработку концепции и определение функциональных требований к ЕИС является Минэкономразвития России (МЭР). А ответственным ведомством за разработку и эксплуатацию системы является Федеральное казначейство.
На начальном этапе создания единой информационной системы в сфере закупок рассматривалось два варианта:
· создание системы на базе существующего сайта государственных закупок;
· создание системы с нуля
В виду того, что второй вариант оказался более ресурсоемким, было принято решение о создании системы на базе имеющегося сайта. По этой причине адрес ЕИС остался прежним - www.zakupki.gov.ru.Старая же версия ЕИС находится по адресу - http://old.zakupki.gov.ru/.
Согласно ч.7 ст.4 федерального закона №44-ФЗ субъекты Российской Федерации и муниципальные образования вправе создавать региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, интегрированные с единой информационной системой. Однако при наличии разночтений в размещенной информации на сайте субъекта и ЕИС приоритет имеет информация, размещенная в единой информационной системе. То есть поставщикам это говорит о том, что для поиска информации о проводимых государственных закупках, как в рамках №44-ФЗ, так и в рамках №223-ФЗ[2]функционала ЕИС будет более чем достаточно.
Согласно ч.3 ст.4 федерального закона №44-ФЗ ЕИС должна в себе содержать:
1) планы закупок (с 1 января 2017 года);
2) планы-графики (с 1 января 2017 года);
3) информацию о реализации планов закупок и планов-графиков (с 1 января 2017 года);
4) информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
5) информацию о закупках и об исполнении контрактов;
6) реестр контрактов, заключенных заказчиками;
7) реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
8) библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов;
9) реестр банковских гарантий;
10) реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний;
11) перечень международных финансовых организаций, созданных в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международных финансовых организаций, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры;
12) результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок;
13) отчеты заказчиков, предусмотренные №44-ФЗ;
14) каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
15) нормативные правовые акты;
16) информацию о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также о размещаемых заказчиками запросах цен товаров, работ, услуг;
17) иные информацию и документы, размещение которых в единой информационной системе предусмотрено федеральным законом №44-ФЗ, федеральным законом № 223-ФЗ и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Единая информационная система также обеспечивает:
· формирование и размещение информации посредством информационного взаимодействия ЕИС с иными информационными системами без необходимости дополнительного входа в личный кабинет ЕИС;
· осуществление контроля информации и документов, подлежащих размещению в ЕИС, во взаимодействии с иными информационными системами;
· реализацию функциональных возможностей для Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства;
· реализацию расширенных функциональных возможностей для контрольных органов и органов аудита;
· использование усиленной неквалифицированной электронной подписи для подписания электронных документов;
· подачу заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного документа.
Главным и принципиальным отличием единой информационной системы от ранее существовавшего сайта государственных закупок является максимальная автоматизация процесса закупок от размещения извещения до подведения итогов и исполнения контракта. Все внесенные в систему данные обрабатываются автоматически, а на основе этих данных формируется требуемая отчетность. Вся система документооборота находится на сайте в открытом доступе.
ЕИС плотно связана с другими региональными информационными системами и электронными площадками, что в совокупности создает единое информационное пространство.
Также несомненным плюсом является и тот факт, что все планы закупок, а также планы-графики будут размещаться в ЕИС (с 1 января 2017 года) только в структурированном (машиночитаемом) виде.
Отметим, что на старом сайте государственных закупок эти документы размещались в сканированном виде, что не позволяло поставщикам, да и другим заинтересованным лицам полноценно искать информацию. Теперь же такое нововведение позволит поставщикам заранее спрогнозировать спрос среди заказчиков на свои товары, работы или услуги и составить долгосрочный план по участию в закупках.
Помимо функциональных изменений разработчиками были выполнены и технологические работы по повышению производительности и отказоустойчивости ЕИС, улучшены функции поиска, появился конструктор параметров поиска, оптимизирован пользовательский интерфейс ее открытой части. Система приобрела более современный и красивый интерфейс.
Следующие информационные ресурсы, обеспечивающие работу контрактной системы – электронные торговые площадки (далее ЭТП). ЭТП представляет собой Интернет-ресурс (аппаратно-программный комплекс), представляющий возможность по организации взаимодействия заказчика с потенциальными поставщиками на всех этапах осуществления сделки – от представления коммерческого предложения до заключения государственного или муниципального контракта по результатам электронных аукционов в рамках действующего законодательства.
Согласно приказу Минэкономразвития России от 26.10.2009 г. № 428[3] и приказу Минэкономразвития России и ФАС России от 14.11.2009 г. № 466/763[4] к 01.01.2010 г. был осуществлен отбор пяти электронных торговых площадок, на которых размещаются государственные и муниципальные заказы:
Ø ОАО «Единая электронная торговая площадка»
Ø ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»
Ø ФГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан».
По итогам отборов, проводимых Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой России в январе 2010 г., утвержден расширенный перечень электронных торговых площадок, в число которых вошли – ООО «Индексное агентство РТС» и ЗАО «ММВБ — Информационные технологии».
В соответствии с частью 4 статьи 59 Федерального закона N 44-ФЗ перечень операторов определяется Правительством Российской Федерации, а частью 10 статьи 112 определено, что электронные аукционы, извещения о проведении которых размещены в ЕИС до даты начала функционирования ЭТП, прошедших отбор, размещаются на ранее отобранных электронных площадках. С момента вступления в силу Федерального закона N 44-ФЗ нового отбора операторов электронных площадок не проводилось. Таким образом, перечень ЭТП в настоящий момент остался без изменений.
Таким образом, единая информационная система предназначена для обеспечения свободного и безвозмездного доступа к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок и закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц, а также для формирования, обработки и хранения такой информации.
ЭТП для размещения государственного заказа- это ЭТП, отобранные Минэкономразвития РФ и ФАС РФ в рамках специальной процедуры, располагают функционалом для проведения открытых аукционов в электронной форме и действуют по регламенту, жестко определенному законодательством Российской Федерации.