Модель государства «оседлого бандита» МакГира-Олсона

Модель государства - «оседлого бандита» МакГира-Олсона(1996).

Выше говорилось, что государство возникает тогда, когда появ­ляется возможность реализации сравнительных преимуществ в осущест­влении насилия, т. е. когда некая группа людей получает сравнительные преимущества в реализации либо насилия, либо демонстрации того, что угроза насилия с их стороны будет реализована. Иными словами, государ­ство, вступая в поединок с любым гражданином или группой граждан, заведомо побеждает, поскольку его средние издержки по осуществлению насилия в сравнении с этими же издержками у оппонентов будут ниже. Подчеркнем: у государства есть преимущества именно в реализации на­силия, а не в действиях в других областях, где оно может уступать от­дельным индивидам. Именно в этом смысле его преимущества являются сравнительными. Индивиды же могут обладать какими-то специальными знаниями и/или навыками и использовать их в производстве или обмене (прежде всего, имеется в виду производство частных благ).

Данное обстоятельство - сравнительное преимущество государст­ва в осуществлении насилия - является основой социального контракта между правителем и его гражданами, в рамках которого осуществляется обмен дохода на различного рода услуги, предоставляемые государством (например, безопасность).

Важно отметить, что основные принципы социального контракта не зависят от модели государства. Один экстремальный полюс взаимо­отношений государства с подданными - это социальный контракт как контракт равного среди равных («естественный договор» Руссо), когда государство создается, чтобы производить общественные блага; другой полюс - государство, как «бандит», который обирает своих подданных, используя преимущества в осуществлении насилия.

В данной модели государство рассматривается в качестве «бан­дита», рассчитывающего на долгосрочное обирание людей, живущих на контролируемой им территории. В отличие от «бандита-гастролера», который посещает разные районы с целью получения максимальной краткосрочной наживы, «оседлый бандит» заинтересован в сохранении, во-первых, физической возможности своих подданных заниматься хо­зяйством и, во-вторых, стимулов к расширению хозяйства. Все это на­лагает определенные ограничения на деятельность государства: обирать своих подданных допустимо только в той степени, чтобы оставшейся части дохода было достаточно для их жизнедеятельности и сохранения стимулов к развитию хозяйства. Кроме того, «оседлому бандиту» необ­ходимо пресекать конкуренцию со стороны «других бандитов» - как «гастролеров», так и «оседлых» на других территориях. При этом оно еще должно препятствовать обиранию одних членов общества, живу­щих на контролируемой им территории, другими членами этого обще­ства. На языке неоинституциональной теории это называется «защитой прав собственности». Таким образом, «бандит-гастролер», когда он превращается в «оседлого бандита», фактически заключает с данным обществом некий контракт, а именно: в обмен на налоги обеспечивает защиту прав собственности. Последнее предполагает, во-первых, созда­ние системы формальных правил, в рамках которой будет происходить спецификация прав собственности; во-вторых, формирование системы донесения этих правил до людей; в-третьих, обеспечение контроля за выполнением этих правил посредством создания структур, выявляющих нарушителей и применяющих к ним соответствующие санкции.

В формальной модели «оседлого бандита» представлены коорди­национные и мотивационные последствия существования государства, препятствующие достижению эффективности по Парето.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: