Конкуренция, монополия

Конкуренция – борьба среди продавцов или покупателей за самые выгодные условия продаж или покупок.

Виды: 1) межфирменная (за использование ограниченных ресурсов); 2) межотраслевая (между предприятиями в отрасли и между отраслями за доступ к той или иной части рынка); 3) межстрановая( между странами за доступ к национальным рынкам).

Формы: 1) ценовая (путем установления привлекательной цены); 2) неценовая (путем расширения ассортимента, предоставления сервиса, гарантий и т.д.).

Монополия – состояние рынка, при котором на нем присутствует один или несколько крупных продавцов. Товар является уникальным. Барьеры входа и выхода с рынка высокие (лицензионные, капитальные, информационные).

Пути образования монополий: 1) естественный – возникает при разработке уникальных природных месторождений и при эксплуатации дорогостоящих сетевых конструкций (ж/д и т.п.) «ГАЗПРОМ». Гос. регулирование естественных монополий регламентировано законом об естественных монополиях и об антимонопольной деятельности. 2) Искусственные монополии – результат кратковременного превышения спроса над предложением и монопольных сговорах о разделе рынка.

Монопольные структуры: а) картель – объединение различных независимых производителей, дополняющих технологическую цепочку; б) корпорация – слияние производителей дополняющих технологическую цепочку; в) Конгломерат – слияние производителей различных независимых товаров; г) трест – вертикально-интегрированная система, замыкающая цепочку производства, сбыта и финансирования.

Рынок монополизирован, если: 1) Три и меньше фирм контролируют 30 и более % рынка; 2) 5 и менее фирм контролируют 50 и более % рынка; 3) 7 и менее фирм контролируют 75 и более % рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: