Вопросы к зачету. 1. Какому виду психологической помощи принадле­жит такое рефлексивное переживание психолога

1. Какому виду психологической помощи принадле­жит такое рефлексивное переживание психолога:

— Наконец-то я понял, что он от меня хочет.

— Боже, ничего не понимаю...

— От этого человека все можно ожидать.

— Мы еще посмотрим, кто—кого...

— Да, а еще говорил, что он нормальный человек.

2. На каком этапе консультирования у психолога может быть такое рефлексивное переживание:

— Что это он пытается сказать?

— Надо проверить, правильно ли я поняла...

— Такое в моей практике уже встречалось...

— И он меня еще учит жить.

— Что же он от меня хочет...

— Как же его остановить?

— Неужели я ему еще не надоела?

3. Какую ошибку совершает психолог, говоря клиен­ту следующие слова:

— Вы мне об этом уже говорили.

— Достаточно, я уже поняла, что вы хотели ска­зать.

— Естественно, по-другому это и понять невоз­можно.

— Что вы, что вы, я знаю, что говорю.

4. Кто из участников консультирования:

— может и должен сопротивляться давлению дру­гого,

— может и должен прояснять свою точку зрения до конца,

— может и должен слушать другого человека,


— может и должен сдерживать свои чувства,

— может и должен учитывать чувства других лю­дей,

— может и должен сориентироваться на измене­ние ситуации.

5. Какое из рефлексивных переживаний принадле­жит психологу, а какое — интервьюируемому:

— Когда же лечить начнут?

— Кажется, понимаю, о чем идет речь!

— Что это она заставляет меня повторять эти ис­тины?

— Когда же она закончит ходить по кругу?

— Ну, сейчас я ее расколю, мы еще посмотрим, кто из нас умный!

6. Какое из рефлексивных переживаний отражает эффективное интервью, с точки зрения клиента:

— Раз в жизни выговорился!

— Знал бы я...

— Психология — вредная вещь.

— Это не для меня.

— Что-то я, кажется, ничего не понял!

— Я-то все понял, все понял, а вот она...

— Что я наговорил?

— Всю душу вымотала!

Приложение к практикуму

Как им пользоваться

В приложении представлены два относительно са­мостоятельных текста: 1) «Про танцующих лошадок, бес­порядок и порядок», 2) «Со мною вот что происходит».

Общая идея, которая объединяет эти тексты, со­стоит в том, что все они позволяют человеку, работаю­щему с ними, ввести в отношения с другими людьми различные свойства психической реальности и сделать их предметом совместного взаимодействия.

Известно, что свойства психической реальности достаточно сложно репрезентировать — сделать их как бы видимыми, осязаемыми. Однако именно эту задачу решает профессионал в ситуации психологического консультирования.

Как сделать психическую реальность доступной для обсуждения в индивидуальной и групповой работе с людьми? Для этого существует множество способов, но, кажется, что одним из наиболее общих способов являет­ся способ опосредованного представления качеств пси­хической реальности через текст. Текст позволяет создать ситуацию внешнего и внутреннего диалога или полило­га, где одновременно могут существовать различные позиции. Эти позиции фиксируются для построения особого предмета взаимодействия — свойств психичес­кой реальности. Напомним, что эти свойства позволяют


как бы описать карту субъективного, они задают своего рода топологическое видение психической реальности, где каждое ее качество представлено в своеобразной предметной форме.

Предлагаемые читателю тексты приложения и вы­полняют эту роль — в предметной (текстовой и графи­ческой) форме выделяют разные параметры в тополо­гии субъективного.

Какие это параметры? Остановимся подробнее на каждом тексте и таким образом покажем возможности его применения в консультировании.

«Про танцующих лошадок, беспорядок и порядок». Этот текст позволяет использовать категорию сказки как один из способов мышления человека о многознач­ности и организованности психической реальности. Через использование категории сказки можно зафик­сировать для участников взаимодействия наличие не­скольких позиций, соотношение между различными позициями, необходимость взаимодействия по прави­лам, соответствующим свойствам предмета взаимодей­ствия, ввести понятие ответственности, а также обсуж­дать понятие дома и необходимость его сохранения для обеспечения жизни — ее устойчивых законов.

Одновременно через работу в категории сказки мож­но показать человеку (на содержании его индивидуаль­ной истории) возможные, в том числе и возможные аль­тернативные, пути движения в логике его событий.

Фактически этот текст можно использовать на эта­пе выработки альтернативных решений с целью рас­ширения спектра переживаний качеств психической реальности участников профессионального взаимодей­ствия. Текст может читаться индивидуально или обсуж­даться в группе; цели работы профессионала при этом состоят в том, чтобы через отношение читателей к тек­сту вызвать у них переживание многозначности ка­честв психической реальности через появление в сказ­ке других (нетождественных герою персонажей) и одновременно через анализ логики сказочных событий пережить возможные варианты новой организации психической реальности.

Говоря по-другому, через придумывание сказки и использование ее как средства мышления о психичес­кой реальности у человека есть возможность посмот-

Др| ищвдк «мхи, itciipm» «ирин

реть на мир, его мир, иначе, обновить Я-чувство психо­логического пространства и психологического времени. Сказка воздействует на самые важные параметры орга­низации психической реальности.

«Со мною вот что происходит» — этот текст пред­ставляет собой рефлексивные монологи людей, пере­живающих кризисные периоды в своей жизни. Как известно, это именно те моменты в личной биографии человека, когда он интенсивно переживает изменение качеств своей психической реальности, как бы внезап­но (для себя) обнаруживает их присутствие и амбива­лентность их проявления — они его, принадлежат ему, но другими воспринимаются совсем иначе, как случай­ные или вредные качества.

В ситуациях психологического консультирования на этапе формулировки проблемы эти письма (или их отрывки) могли бы сыграть роль средств, фиксирую­щих динамичность (логику, в первую очередь) собы­тий индивидуальной судьбы человека или при работе с группой могли бы выступить в качестве инструмента для создания обобщенного образца человека конкрет­ного возраста (подобная задача бывает крайне важной при объяснении родителям проблем детей в кризис­ные периоды их развития).

Применение этих текстов в практике психологичес­кого консультирования показало, что они дают возмож­ность приблизиться к решению важнейшей задачи пси­хологического консультирования — задачи создания в качестве предмета взаимодействия свойств психичес­кой реальности.

И Про танцующих лошадок, беспорядок и порядок

Эта книга для детей и взрослых, которые думают над своей жизнью и стремятся сделать ее интерес­нее сами. Как это делается? Читайте, может быть, и вы узнаете в книге себя.

глава 1, КОТОРАЯ НАЧИНАЕТСЯ ТАК:

Лошадки танцевали на арене цирка. Все смотрели и восхищались — как красиво, как ловко это у них получалось.


Трудно было представить себе, что когда-то лошад­ки этого не умели делать, — танцующие лошадки не умели танцевать. Но так было.

Человек упорно и настойчиво учил лошадок делать эти сложные па, двигаться в такт музыке. Зачем?

Зачем надо было тратить силы и время на то, что­бы лошадки стали делать то, что хочется человеку, а не им самим...

Танцующие лошадки — это так красиво, это похо­же на сказку, на ожившую сказку. В сказке люди и животные понимают друг друга, живут общей жизнью, учатся друг у друга.

Вот и здесь на арене цирка лошадки учат людей понимать животных, учат их видеть и чувствовать не только мир людей, но и другой мир — их мир, лошади­ный. Как в сказке...

Ты знаешь, что во многих сказках есть слова о том, что мол, сказка — ложь, да в ней намек, добрым молод­цам урок.

Вот и лошадки, танцуя перед нами, дают нам, лю­дям, урок — урок преодоления себя, урок рождения в себе нового, если хочешь, урок поиска своих возмож­ностей. Вместе с человеком они преодолели свое не­умение танцевать, так в их жизни появилась новая возможность —движение под музыку. Человек помог им найти ее.

Да и сам человек получил новое знание о свойствах музыки, о качествах животных, о своих качествах как их учителя... Видишь, сколько всего произошло, когда стала оживать сказка. Сказки оживают по-разному. Думаю, что ты знаешь о том, что кроме цирка сказка может ожить в театре, в мультфильме или кинофильме.

Сказочные герои могут быть куклами, и тогда ты сам оживишь сказку, играя с ними.

Сказка оживает в твоем воображении, когда ты ее чи­таешь (или тебе ее читает кто-то) в книге с картинками.

Но самое главное волшебство сказки раскрывает­ся тогда, когда ее тебе рассказывают. Рассказывают на память, не читая по книге, не включая телевизор или магнитофон.

Ты когда-нибудь слушал так сказку? Надеюсь, что «да». Но если с тобой этого давно не случалось, то

Пр8 тцщп mw. ittHpun > Ирин

попроси об этом взрослых. Пусть мама, папа или ба­бушка расскажут тебе хотя бы одну сказку. Устройтесь поудобнее рядом, а ты внимательно слушай, тогда и узнаешь главное волшебство сказки.

Тебе хотелось бы опередить события и скорее уз­нать, в чем состоит это главное волшебство. Думаю, что в этом деле торопиться не стоит. Другие страни­цы этой книжки есть смысл читать только после того, как ты это волшебство переживешь сам вместе со ска­зителем, с тем, кто расскажет тебе сказку. Слушай внимательно.

глава 2. волшебное УСТРОЕНО ТАК...

Пока ты слушал сказку, я нарисовала для тебя кар­ту сказки. Да, представь себе, такая карта есть, ее сумел составить очень любознательный человек — Владимир Яковлевич Пропп. Он прочитал и прослушал много-много сказок разных народов и понял, что волшебное во всех сказках появляется не случайно, есть свои пра­вила волшебства, свой порядок.

Вот по этим правилам и составлена карта, она поможет тебе пройти по всей сказке от начала до кон­ца и не заблудиться. За время похода по сказке ты сможешь пережить множество чувств. Каких? Самых разных, но главные среди них — удивление и радость. Удивление от того, что узнаешь много неожиданного для себя даже о себе самом и о сказителе, а не только о героях сказки. Радость будет обязательно, ведь что бы ни случилось с ее героями, в ней все всегда хоро­шо кончается. Сказки не бывают грустными.

Пока ты рассматриваешь карту сказки, я тебе не­много расскажу о ней. Смотри, сказка начинается с предписания или запрета. Таким образом, сказитель сразу обозначает для нас героя сказки и его отноше­ние к другим людям, как бы правила поведения героя среди людей или среди предметов. Мы сразу понима­ем, как живет герой, как устроен мир вокруг него, что в этом мире хорошего, а что — плохого. Герой начи­нает действовать в своем мире и своими действиями нарушает запрет или предписание. Он поступил по-своему, как ему хотелось, а не так, как указывали пра­вила.


Цнтт» цтцщ

Про lamimi»» шищ», i!c»ip»»n» шрщп


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: