б) эмпирическое мышление г) рефлексивность

Общее развитие младших школьников в рамках концепции развивающего обучения Л.В.Занкова рассматривалось им как развитие таких способностей, как…

(укажите не менее двух вариантов ответа)

Варианты ответов:

а) наблюдательность в) умение запоминать большой объем материала

б) вербализм г) способность к анализу, синтезу, сравнению

В рамках концепции развивающего обучения В.В.Давыдов в рациональном познании различал 2 типа мышления…

(укажите не менее двух вариантов ответа)

Варианты ответов:

а) логическое в) теоретическое

б) образное г) эмпирическое

Л.С.Выготский отмечал, что в ходе психического развития первоначально существующие простейшие психические процессы, вступая в сложные взаимоотношения друг с другом, превращаются в такие качественно новые функциональные системы, специфические только для человека, как…

(укажите не менее двух вариантов ответа)

Варианты ответов:

а) восприятие в) речевое мышление

б) память г) логическая память

В понятие «учебная деятельность», в отличие от учения, входят…

(укажите не менее двух вариантов ответа)

Варианты ответов:

а) структурная организация; в) субъектность;

б) результативность; г) процессуальность.

Модуль Социальная психология

Установите последовательность критериев социализации личности по уровням от высшего к низшему.

Укажите порядковый номер для всех вариантов ответов

Варианты ответов:

а) интегральные

б) «темпоральные»

в) «по детерминации»

г) частные

агбв

Установите последовательность этапов активации просоциального поведения (по С. Шварцу) от начального до последнего.

укажите порядковый номер для всех вариантов ответов

Варианты ответов: бгва

а) поступок в) оценка

б) внимание г) мотивация

Установите последовательность стадий развития эмпатии как компонента просоциального поведения личности (по М. Хоффману) от первого до последнего.

Варианты ответов: бвга

а) эмпатия к условиям жизни других; б) глобальная эмпатия;

в) эгоцентрическая эмпатия; г) эмпатия к переживаниям других.

Установите последовательность уровней поведения человека, по П. Жане, от низшего до высшего.

Варианты ответов: правильный ответ: бваг

а) созидательная трудовая деятельность человека; в) рефлекторные акты;

б) элементарные социальные акты; г) умственная деятельность.

Установите последовательность видов социального поведения по параметру активности-пассивности личности от пассивных до активных.

Варианты ответов: абгв

а) конформное; в) созидающее;

б) адаптационное; г) стандартное.

Модуль Психология человека

Установите соответствие между подходами к пониманию того, кому присуща психика, и их характеристиками.

1. Антропсихизм.

2. Биопсихизм.

3. Нейропсихизм.

4. Мозгопсихизм.

Варианты ответов:

а) психика присуща только человеку;

б) психика – это свойство живой природы;

в) психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему;

г) психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг;

д) критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности.

(1а, 2б, 3в, 4г)

Установите соответствие между психическими явлениями и их конкретными проявлениями.

1. Познавательные психические процессы.

2. Психические состояния.

3. Психические свойства.

4. Волевые психические процессы.

Варианты ответов:

а) мышление;

б) апатия;

в) наблюдательность;

г) постановка цели.

д) стресс

(1а, 2б, 3в, 4г)

Установите соответствие между этапами развития психологии и их характеристиками.

1. I этап.

2. II этап.

3. III этап.

4. IV этап.

Варианты ответов:

а) наука о бессознательном;

б) наука о душе;

в) наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики;

г) наука о поведении;

д) наука о сознании.

(1б, 2д, 3г, 4в)

Установите соответствие между фактами поведения и их конкретными проявлениями.

1. Отдельные движения и жесты.

2. Внешние проявления физиологических процессов.

3. Действия, которые имеют определенный смысл.

4. Поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения.

Варианты ответов:

а) приветствие учителя;

б) закрывание двери при выходе из квартиры;

в) интерес;

г) кивок;

д) дрожь.

(1г, 2д, 3б, 4а)

Установите соответствие между теориями в психологии, объясняющими соотношение психического и физиологического, и их характеристиками.

1) Теория психофизиологического параллелизма;

2) Теория механического тождества;

3) Теория единства;

4) Концепция френологии.

Варианты ответов:

а) психическое и физиологическое никак не связаны друг с другом;

б) психическое и физиологическое составляют 2 ряда явлений, которые соответствуют друг другу, но вместе с тем никогда не влияют друг на друга;

в) существует жесткая однозначная связь между каждым участком мозга и определенной психической функцией;

г) психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно различны;

д) психические процессы, по сути, есть физиологические процессы.

1б, 2д, 3г, 4в

Модуль Психология развития

Согласно социогенетическим теориям, возраст определяется особенностями…

(укажите не менее двух вариантов ответа)

Варианты ответов:

а) роста

б) научения

в) созревания

г) социализации

Согласно теории Д.Б.Эльконина, к кризисам отношений относятся кризисы…

(укажите не менее двух вариантов ответа)

Варианты ответов:

а) 12-13 лет

б) 15 лет

в) 1-го года жизни

г) 3 лет

По утверждению К. Бюлера, определяющими для развития человека факторами являются…

(укажите не менее двух вариантов ответа)

Варианты ответов:

а) развитие аффективных процессов;

б) ведущий вид деятельности;

в) созревание мозга;

г) протекание кризисов.

К периодизациям психического развития, в основе которых лежит внутренний критерий, относятся периодизации…

(укажите не менее двух вариантов ответа)

Варианты ответов:

а) Р. Заззо;

б) Д.Б. Эльконина;

в) З. Фрейда;

г) Э. Эриксона.

Представителями нормативного подхода в психологии развития были …

(укажите не менее двух вариантов ответа)

Варианты ответов:

а) К. Бюлер;

б) Л. Термен;

в) Г. Крайг;

г) А. Гезелл.

Блок 3. Задача кейса

Задача кейса 1.

Воспитатель детского дома проработала более 10 лет. На протяжении всего времени она записывала свои наблюдения за детьми. Просматривая записки, она отметила, что у детей часто возникают конфликты из-за того, что они не могут договориться между собой. Она решила разработать программу, чтобы научить детей эффективно общаться. Когда программа была готова, воспитатель провела диагностику и стала ее реализовывать. Повторная диагностика по окончании занятий показала, что коммуникативные способности у детей улучшились, они стали меньше конфликтовать друг с другом.

Подзадача 1.

Экспериментально-генетический метод исследования психического развития впервые был применен в конце 1920-х гг. Л.С.Выготским, А.Р.Лурия и А.Н.Леонтьевым при исследовании формирования высших опосредствованных форм внимания и…

Варианты ответа:

а) восприятия;

б) произвольности;

в) мышления;

г) памяти.

Подзадача 2.

Для проверки эффективности разработанной программы можно использовать такие методы математической статистики, как …

Укажите не менее двух вариантов ответа

а) t-критерий Стьюдента;

б) ранговая корреляция Спирмена;

в) линейная корреляция Пирсона;

г) U-критерий Манна-Уитни.

Подзадача 3.

Стратегия психического развития, применяемая воспитателем в течении 10 лет, предполагавшая изучение одной и той же группы детей путем проведения срезов уровня развития через определенные промежутки времени на протяжении нескольких лет и более, называется _стратегией.

Ответ: лонгитюдная, лонгитюдной, лонгитюдинальная, лонгитюдинальной.

Задача кейса 2.

На совещании отдела продаж руководитель описывал ситуацию, в которой их подвел поставщик. В результате компания не выполнила своих обязательств перед крупным клиентом, который требует возмещения понесенных им убытков. Во время рассказа руководителя двое сотрудников, переговариваясь друг с другом, отвлеклись. Руководитель пристально посмотрел на них, кашлянул и, дождавшись от них внимания к себе, продолжил дальше. Он предложил сотрудникам отдела подумать, как выйти из сложившейся ситуации. В результате проведенного «мозгового штурма» было принято решение частично возместить убытки клиента.

Подзадача 1.

Руководитель отдела привлек внимание отвлекшихся сотрудников с помощью_ общения.

Варианты ответа:

а) опосредованного;

б) косвенного;

в) вербального;

г) невербального.

Подзадача 2.

Установите последовательность действий сотрудников компании при проведении «мозгового штурма».

Варианты ответа:

а) участники обсуждают проблему и выдвигают идеи;

б) разминка с участниками мозгового штурма;

в) руководитель знакомит участников группы с правилами проведения мозгового штурма;

г) обдумывание и оценка идей.

вбаг

Подзадача 3.

Стратегия разрешения конфликта, принятая коллективом организации, согласно типологии К.Томаса и Р.Килмена, предполагающая совместное решение, удовлетворяющее обе стороны, основанное на взаимных уступках, называется _.

Ответ: компромиссная, компромиссной.

Задача кейса 3.

Мужчина зрелого возраста, разговаривая со своим сыном, вспомнил, как в школе ему с трудом давалась физика. На тот момент он всем говорил, что у него нет способностей к физике и он, скорее всего, гуманитарий. И вот однажды у них поменялась учительница. Она объясняла очень просто и интересно. Как-то раз учительница оставила его после уроков и индивидуально объяснила тему, которая никак не давалась ученику. Мужчина вспоминает, что так и не понял, какие приемы или методы применяла учительница, но с тех пор он стал понимать физику и через год стал лучшим учеником по физике в классе. Он до сих пор помнит тему, которую объяснила ему тогда учительница.

Подзадача 1.

Ученым, выдвинувшим идею о равенстве способностей людей, был…

а) Р.Декарт;

б) Т.Гоббс;

в) Ф.Бэкон;

г) Д.Гартли.

Подзадача 2.

Установите последовательность этапов педагогического общения от первого до последнего…

а) анализ осуществленной системы общения;

б) начальный период общения;

в) прогностический этап;

г) управление общением в педагогическом процессе.

вбга

Подзадача 3.

Объяснение мужчиной в детстве низкой успеваемости по физике отсутствием способностей является таким механизмом психологической защиты, как…

Ответ: рационализация.

Задача кейса 4.

Готовясь к аттестации, проводимой с сотрудниками МЧС, спасатели перечитывали устав, инструкции по действию в различных ситуациях. Двое из сотрудников хотели с успехом пройти все этапы аттестации. Они усердно готовились к данной процедуре. Один их них представлял, что когда он блестяще пройдет все испытания, то его руководство отметит в присутствии коллег. Другой отмечал, что прохождение аттестации позволит ему чувствовать себя более профессиональным спасателем. В день аттестации оба сотрудника в разговоре друг с другом поинтересовались, сколько времени понадобилось каждому на подготовку. Молодой сотрудник сообщил, что потратил на повторение целый день, а более опытный сотрудник 3-4 часа. Оказалось, что первый постоянно перечитывал материал по 6-7 раз, а другой использовал приемы, называемые в психологии рациональными приемами смысловой обработки материала.

Подзадача 1.

К рациональным приемам запоминания, которые использовал опытный спасатель при заучивании материала, относят…

Укажите не менее двух вариантов ответа

а) выделение опорных пунктов;

б) составление логической схемы прочитанного;

в) дословное заучивание;

г) многократное перечитывание текста от начала до конца.

Подзадача 2.

В структуре деятельности желание одного сотрудника МЧС получить похвалу со стороны начальства, а другого – повысить свой профессионализм выступают в качестве такого компонента, как…

Ответ: мотивы, мотив.

Подзадача 3.

В психологии закон, описывающий зависимость наилучших результатов деятельности от средней интенсивности мотивации, называется законом…

Ответ: йеркса – додсона, йеркса-додсона, йеркса – додсона.

Задача кейса 5.

На одном из заводов в лаборатории в течении многих лет работает опытный сотрудник. Он всегда выполняет работу строго в соответствии с образцом, считая, что новшества только повредят уже отработанной технологии. Когда в лабораторию приняли молодого сотрудника, то опытного приставили к нему наставником. Он дотошно обстоятельно объяснял новичку нюансы работы, был крайне требователен, не допускал с его стороны никаких отклонений от образца. Другой новичок, наблюдая за обучением своего товарища, заметил, что сам перестал совершать ошибки, за которые другого ругал наставник. Однажды на завод поступило предложение выступить перед старшеклассниками с рассказом о работе лаборатории. Было принято доверить это опытному сотруднику. Но, к удивлению руководства завода, сотрудник категорически отказался выступать перед школьниками.

Подзадача 1.

Для опытного сотрудника лаборатории завода характерен, по К. Леонгарду, такой тип акцентуации характера как…

а) педантичный;

б) гипертимный;

в) эмотивный;

г) демонстративный.

Подзадача 2.

Самыми ранними классификациями характера являются типологии…

Укажите не менее двух вариантов ответа

а) Э. Кречмера;

б) Теофраста;

в) Платона;

г) Аристотеля.

Подзадача 3.

Тот факт, что в процессе наблюдения за обучением своего коллеги молодой сотрудник перестал совершать ряд ошибок в своей работе характеризует проявление _ научения.

Ответ: викарного, викарное.

Задача кейса 6.

В одной из организаций каждый рабочий день начинается одинаково. Начальница заходит к подчиненным и начинает кричать, что все работают плохо, одни только жалобы поступают, пора всех наказывать материально. Пожилая сотрудница болезненно реагирует на слова начальницы, после ее ухода пьет успокоительные. Потом в течении нескольких часов у нее все валится из рук.

Подзадача 1.

Руководитель организации обладает _ типом темперамента.

Введите ответ

а) сангвинистическим;

б) холерическим;

в) флегматическим;

г) меланхолическим.

Подзадача 2.

Для меланхолического типа темперамента пожилой сотрудницы характерны такие положительные черты, как…

Укажите не менее двух вариантов ответа

а) решительность;

б) настойчивость;

в) мягкость;

г) тактичность.

Подзадача 3.

Склонность людей принимать за чистую монету описание или общие оценки своей личности, если они преподносятся в научном, магическом или ритуальном контексте, называется эффектом _.

Ответ: барнум, барнума.

Задача кейса 7.

К инструктору по вождению автомобиля пришла девушка 18 лет. Ее брат недавно обучался на курсах, и папа хочет, чтобы и дочь прошла обучение у того же инструктора. По окончании обучения девушка получит в собственное пользование новую иномарку. На занятиях курсантка проявляет интерес, старательно выполняет все задания инструктора, с увлечением рассказывает какой у нее будет автомобиль, как она будет ездить на нем на учебу, на отдых.

Подзадача 1.

Возрастной период с 16 до 20 лет в отечественной возрастной психологии (Л.Д. Столяренко, А.А. Реан) называется…

Варианты ответа

а) юношеским;

б) зрелым;

в) средней взрослостью;

г) подростковым.

Подзадача 2.

Установите последовательность структурных компонентов направленности личности от низшего до высшего.

а) убеждение;

б) интерес;

в) идеал;

г) желание.

гбва

Подзадача 3.

Согласно теории мотивации А. Маслоу, к снижению мотивации ведут мотивы _.

Ответ: нужды, нужда.

Задача кейса 8.

Девочка с раннего детства занималась легкой атлетикой. Она – потомственная спортсменка, родители брали ее с собой на тренировки, соревнования, дома девочка слышала рассказы взрослых о событиях в спорте. Занятия легкой атлетикой стали для нее увлекательным, интересным делом, она легко выполняла один норматив за другим. В возрасте 13 лет у девочки испортилось зрение. Врач посоветовал ей надевать во время тренировок и соревнований контактные линзы. Когда девушка надела их в первый раз, они мешали ей, она их постоянно чувствовала и отвлекалась. Через полчаса линзы уже не замечались, и спортсменка полностью сосредоточилась на тренировке.

Подзадача 1.

Навыки и умения формируются только в практической деятельности, осуществляемой методами…

Укажите не менее двух вариантов ответов

а) контроля;

б) упражнения;

в) обучения;

г) объяснения.

Подзадача 2.

Свойство ощущения, связанное с изменением чувствительности анализатора в результате его приспособления к силе и продолжительности действующего раздражителя, что проявилось у спортсменки в привыкании глаз к контактным линзам, называется _.

Ответ: адаптация, адаптацией.

Подзадача 3.

Мотив, в котором ярко выражена потребность личности в определенной деятельности, который формируется часто на основе постоянного, устойчивого и действенного интереса, называют…

Ответ: склонность, склонностью.

Задача кейса 9.

В питомник привезли молодых, еще необученных щенков. Каждый день кинолог проводил дрессировку щенков. Через несколько недель щенки уже выполняли простейшие команды: «Сидеть!», «Ко мне!». Однажды, выводя собаку на очередное занятие, инструктор упустил из внимания животное. В это время на площадке собралась небольшая стая ворон. Один из птенцов отбился от стаи. Собака побежала к стае ворон, пытаясь схватить вороненка. Вся стая ворон тут же слетелась и, защищая своего птенца, набросилась на собаку, атакуя ее. Собака была обращена в бегство.

Подзадача 1.

Ученый _ впервые описал случаи агрессии между животными, инициированные со стороны слабого вида.

Варианты ответов:

а) К. Лоренц;

б) П. Хайнеманн;

в) Х. Лейманн;

г) Л. Берковиц.

Подзадача 2.

По типу образования рефлексы делятся на …

Укажите не менее двух вариантов ответа

а) оборонительные;

б) условные;

в) ориентировочные;

г) безусловные.

Подзадача 3.

Демонстративное действие птицы против возможного или предполагаемого врага другого более сильного вида в этологии называется …

Ответ: моббингом, моббинг.

Задача кейса 10.

Студент-первокурсник хотел сдать сессию на «отлично». В сессионный период он практически не отвлекался, отказывался от предложений товарищей сходить на дискотеку, погулять, тщательно готовился к экзаменам. Перед каждым экзаменом он испытывал сильное волнение. Сдав все экзамены на «5», студент был настолько рад, что выбежав на улицу, не сразу заметил, что идет дождь.

Подзадача 1.

Действие _ функции эмоций проявилось в ситуации, когда студент сосредоточился на подготовке к экзаменам, не поддался на уговоры друзей.

а) переключательной;

б) побуждающей;

в) коммуникативной;

г) отражающей.

Подзадача 2.

Укажите не менее двух вариантов ответа

а) Р. Кеттеллом;

б) Д. Аткинсоном;

в) Э. Эриксоном;

г) Д. Макклеландом.

Подзадача 3.

Стремление студента сдать сессию на «отлично» характеризует такой феномен потребностно-мотивационной сферы личности, как уровень _, заключающийся в стремлении к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

Ответ: притязаний, притязание, притязания

Задача кейса 11.

Женщина после рождения ребенка была вынуждена поменять работу. Устроилась на работу в ювелирный магазин продавцом-консультантом. Имея высшее образование и проработав несколько лет в области культуры и искусства, она с трудом привыкала к уровню общения своих коллег. Коллеги в основном говорили о том, кто что купил, кто что поел, о сериалах по телевизору. Женщина старалась общаться с ними только по работе, не делилась подробностями личной жизни. Однажды, придя на работу, она заметила, что никто из ее коллег с ней не поздоровался. Потом они прекратили общаться с ней даже по рабочим вопросам – полное игнорирование, как будто ее нет. На всех совещаниях коллеги уверяли руководство, что женщина плохо справляется с работой, не может установить контакт с клиентами. Все ее попытки объяснить ситуацию руководству рассматривались как оправдания. Женщина не выдержала подобного отношения и написала заявление об увольнении.

Подзадача 1.

Термин «моббинг» был впервые употреблен ученым _ в начале 80-х годов XX века для описания поведения людей в коллективах, цель которого – вывести сотрудника из психологического равновесия.

а) К. Лоренцом;

б) П. Хайнеманном;

в) Л. Берковицом;

г) Х. Лейманном.

Подзадача 2.

В социальной психологии термин «моббинг» относится к описанию поведения людей в социальных группах. Х. Лейманн описал фазы развития моббинга в коллективе. Установите последовательность фаз развития моббинга в коллективе.

а) «выдавливание» из профессиональной сферы;

б) превышение власти;

в) незавершение случившегося конфликта;

г) отчуждение.

вгба

Подзадача 3.

Психологическая характеристика единства членов коллектива, проявляющаяся в единстве мнений, характере межличностных отношений, настроений и др., а также в единстве практической деятельности, называется…

Ответ: сплоченностью, сплоченность.

Задача кейса 12.

В своей семье среди братьев и сестер молодой человек ничем не выделялся. А ему с детства хотелось стать знаменитым, чтобы родители им гордились. В течение всех лет обучения сначала в школе, а затем в институте он был активным участником всех мероприятий, выступал на научных конференциях. Но одноклассники, а затем и сокурсники постоянно посмеивались над ним, его не воспринимали всерьез. Но молодой человек всеми силами стремился добиться высот карьеры, ему хотелось власти над людьми. В 30 лет он добился поста исполнительного директора одной из престижных фирм. Казалось бы, что он имеет все, о чем мечтал. Но удовлетворения от своих достижений молодой директор не почувствовал. Внутри он чувствовал себя, как и маленький мальчик много лет назад, которого не замечают, недостаточно хвалят и любят. Теперь он не знал, что делать дальше.

Подзадача 1.

Согласно теории личности А. Адлера, основными источниками формирования личности являются …

а) стремление к превосходству;

б) кризис идентичности;

в) базальная тревога;

г) чувство неполноценности.

Подзадача 2.

В ситуации с молодым директором описаны проявления такого вида конфликтов, как _ конфликт.

Ответ: внутриличностный.

Подзадача 3.

Концепция В. Франкла, согласно которой движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни, называется …

Ответ: логотерапия, логотерапией.

Задача кейса 13.

Менеджер по продажам при общении с клиентами старается оставаться всегда дружелюбным, вежливым, тактичным. В общении с коллегами также внимателен, доброжелателен, общителен. Умеет делать комплименты, влиять на выбор клиента, мнение руководства, используя слабости людей, считая, что в достижении цели все средства хороши. Через несколько месяцев работы в организации стал старшим менеджером. В перерывах на работе он старается остаться один, садится в кресло и представляет себе, что находится на берегу моря, слышит, как кричат чайки, шумят набегающие волны, ощущает соленый морской воздух. После 5-минутного отдыха он чувствует прилив сил и готовность к работе с клиентами.

Подзадача 1.

Статусные отношения возникают в связи с межличностными отношениями и характеризуются…

Укажите два варианта ответа

Варианты ответов:

а) авторитетом;

б) опытом;

в) престижем;

г) ролью.

Подзадача 2.

Общение, используемое менеджером, направленное на получение выгоды от собеседника, называется…

Ответ: манипулятивным, манипулятивное

Подзадача 3.

По степени активности воображение, которое используется менеджером в перерывах на работе, когда он представляет себя на берегу моря, называется…

Ответ: пассивный, пассивным, пассивное

Задача кейса 14.

В одной из музыкальных школ города проходил городской конкурс музыкантов-исполнителей. В конкурсе принимали участие ученики всех музыкальных школ города. К окончанию конкурса определись две ученицы, которые блестяще исполнили свою программу. Зрители с нетерпением ожидали результатов. Жюри объявило результаты, и диплом первой степени был вручен ученице Детской музыкальной школы № 2. Все преподаватели и родители детей, посещавших данную школу, были согласны с жюри и радовались победе девочки. А преподаватели и родители детей, посещавших другую школу, представительница которой заняла 2-ое место, были категорически не согласны с решением жюри. Они считали, что их ученица выступила лучше. Победительница позже поделилась, что очень волновалась перед конкурсом, но когда вышла на сцену и увидела в зале друзей, родителей, то волнение прошло, и она успешно выступила.

Подзадача 1.

Феномен, когда родители учеников музыкальной школы, не занявших призовые места на конкурсе, радовались победе ученицы из их школы и считали решение жюри справедливым, носит в социальной психологии название…

Варианты ответов:

а) внутригруппового давления;

б) конформизма;

в) группового принятия решения;

г) внутригруппового фаворитизма.

Подзадача 2.

Установите последовательность уровней развития способностей человека от низшего до высшего.

Варианты ответов:

а) талант;

б) способности;

в) одаренность;

г) гениальность.

бваг

Подзадача 3.

Положительное влияние присутствия друзей, родителей на выступление победительницы конкурса называется социальной…

Ответ: фасилитация, фасилитацией.

Задача кейса 15.

В воскресный день семья собралась поехать на дачу. С утра отец пошел в гараж подготовить машину. Он осмотрел автомобиль снаружи и убедился, что нет повреждений, подтеканий масла, бензина, тормозной жидкостей. Тщательно протер номерные знаки, стекла кабины, приборы освещения. Долил масло, проверил наличие бензина в баке и крепление пробки горловины, давление воздуха в шинах, крепление колес.

В это время дома, пока мама собирала необходимые вещи, дети находились в детской. Через 10 минут мама, заглянув к детям, увидела, что старший сын 6 лет сидит за столом и слегка водит по нему игрушечной машиной, а младшая дочка 8 месяцев, лежа в кроватке, лижет колечко от пирамидки. Когда мама спросила сына, почему он не собирается, а бесцельно водит машинкой, мальчик с негодованием заявил, что его путешественник на этой машине уже почти объехал полмира и ему осталось совсем немного, чтобы выполнить свою миссию. И мальчик увлеченно и подробно рассказал маме о всех приключениях своего героя. Мама улыбнулась и предложила мальчику взять игрушку с собой.

Подзадача 1.

П. Я. Гальперин выделил два вида предметных действий…

Укажите два варианта ответа

Варианты ответов:

а) игровые;

б) ориентировочные;

в) орудийные;

г) ручные.

Подзадача 2.

Осмотр отцом автомобиля характеризует такой центральный компонент структуры деятельности, как…

Ответ: действие, действия.

Подзадача 3.

Действия 8-месячной девочки, состоящие из однообразно повторяющихся действий, в психологии называют…

Ответ: манипуляция, манипуляциями, манипуляцией, манипуляции.

Выдержка из основной части

Психология человека

Блок 1

Тема 27. Предмет психологии человека и методы психологического познания

1. Основной задачей психологии является изучение законов _ деятельности человека.

а) физической;

б) нервной;

в) психической;

г) физиологической.

2. Категория, которая выражает сущность внутреннего мира человека и выступает в качестве предмета «Психологии человека», называется…

а) субъективностью;

б) рефлексией;

в) сознанием;

г) апперцепцией.

3. Идеи Р. Декарта, Б. Спинозы, Дж. Локка связаны с этапом развития психологии как науки о…

а) душе;

б) сознании;

в) поведении;

г) психике.

4. Концепция, которая понимает человека как часть природы, называется…

а) аксиологической;

б) социологизаторской;

в) механистической;

г) натуралистической.

5. В структурной психологии Э. Титченера предметом психологии выступает(-ют)…

а) сознание как совокупность субъективных процессов;

б) познавательные процессы;

в) бессознательное;

г) целостные структуры психики.

6. Свой отсчет в качестве самостоятельной науки психология ведет с 1879 года, в котором _ создал экспериментальную психологическую лабораторию.

а) В. Вундт;

б) Э. Титченер;

в) Г. Эббингауз;

г) В. Франкл.

7. Этап развития представлений о предмете психологии, характеризующийся наблюдением за тем, что можно непосредственно увидеть, рассматривает психологию как науку, изучающую…

а) психику;

б) душу;

в) поведение;

г) сознание.

8. Э. Толмен, К. Халл, Д. Миллер, К. Прибрам, Б. Скиннер являются представителями…

а) гештальтпсихологии;

б) необихевиоризма;

в) когнитивной психологии;

г) неопсихоанализа.

9. Познавательные процессы – восприятие, память, мышление, воображение, внимание, речь – являются предметом исследования…

а) психоанализа;

б) гештальтпсихологии;

в) когнитивной психологии;

г) бихевиоризма.

10. Главной категорией, которую И.М. Сеченов положил в основу создаваемой им психологии, явилось понятие…

а) рефлекса;

б) сознания;

в) поведения;

г) функции.

11. Научная дисциплина, изучающая природное происхождение человека и его роль, изменчивость, строение тела человека во времени и территориально, называется…

а) антропологией;

б) акмеологией;

в) феноменологией;

г) мифологией.

12. Представление о том, что факт существования в мире явлений, одни из которых вытекают из других, нашло свое отражение в принципе…

а) развития;

б) взаимосвязи;

в) причинности;

г) системности.

13. В рамках деятельностного подхода принцип единства сознания и деятельности был сформулирован…

а) С.Л. Рубинштейном;

б) Л.С. Выготским;

в) А.Н. Леонтьевым;

г) В.П. Зинченко.

14. Проверка правильности выводов и оценок на практике называется _ методом психологического исследования.

а) каузальным;

б) апробационным;

в) структурным;

г) системным.

15. Участник социально-психологического исследования, выступающий в роли опрашиваемого, называется…

а) респондентом;

б) адресатом;

в) реципиентом;

г) коммуникатором.

16. Методом описательной психологии является…

а) контент-анализ;

б) тестирование;

в) эмпатическое слушание;

г) анкетирование.

17. Биографические, обсервационные, проектные, праксиметрические методы относятся к методам…

а) организации исследования;

б) оценки данных;

в) сбора данных;

г) обработки материалов.

18. Ученый, который первым применил тестирование для измерения психологических свойств, – …

а) Ф. Гальтон;

б) К. Юнг;

в) Г. Селье;

г) Г. Эббингауз.

19. Метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений, называется…

а) наблюдением;

б) тестированием;

в) анкетированием;

г) интервью.

20. Метод, позволяющий сделать надежные выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления и научно объяснить происхождение явления, называется…

а) экспериментом;

б) беседой;

в) анкетированием;

г) наблюдением.

Тема 28. Формы взаимодействия человека с миром

1. Идея о том, что личность это целостное и духовное образование, мотивы и поступки которой могут носить и неосознанный характер, рассматривается в подходе…

а) Б.Г. Ананьева;

б) А.Н. Леонтьева;

в) Д.Н. Узнадзе;

г) В.В. Мясищева.

2. В психологической структуре деятельности человека в качестве важнейшего элемента отечественные психологи выделяют…

а) безусловный рефлекс;

б) установку;

в) мотив;

г) инстинкт.

3. Основы деятельностного подхода в психологии заложил…

а) А.Н. Леонтьев;

б) И.М. Сеченов;

в) В.М. Бехтерев;

г) В.В. Давыдов.

4. Первый пласт деятельности (потребности, мотивы, цели, условия) составляет(-ют) ее…

а) трансформацию;

б) структурные элементы;

в) предметное содержание;

г) динамику.

5. Деятельность по оперированию образами, представлениями о предметах называется…

а) субъектной;

б) внешней;

в) внутренней;

г) предметной.

6. Вид умственной деятельности человека, в основе которого лежит деятельность воображения в процессе творчества, называется…

а) перцептивным;

б) мыслительным;

в) имажитивным;

г) мнемическим.

7. К внутренним факторам, обусловливающим особенности развития личности, относится…

а) компенсация;

б) целостность;

в) стадиальность;

г) социальность.

8. Возможная форма организации совместной деятельности, когда каждый участник делает свою часть общей работы независимо друг от друга, – совместно- _ деятельность.

а) индивидуальная;

б) последовательная;

в) организующая;

г) взаимодействующая.

9. Целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или группу называется…

а) внушением;

б) заражением;

в) аттитюдом;

г) убеждением.

10. Бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям называется…

а) внушением;

б) заражением;

в) атрибуцией;

г) подражанием.

11. Некий устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются в общении как средством «сокращения» процесса узнавания, называется…

а) аттракцией;

б) стереотипом;

в) рефлексией;

г) эмпатией.

12. Эффект _ проявляется в том, что при восприятии незнакомого человека преобладает та информация, которая предъявлялась ранее.

а) новизны;

б) стереотипизации;

в) первичности;

г) первого впечатления.

13. Осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, называется…

а) установкой;

б) рефлексией;

в) эффектом ореола;

г) эмпатией.

14. Постижение эмоционального состояния, проникновение – вчувствование в переживания другого человека, называется…

а) стереотипом;

б) эмпатией;

в) рефлексией;

г) идентификацией.

15. Вид общения, в основе которого лежит обмен психическими или физиологическими состояниями, называется…

а) мотивационным;

б) кондиционным;

в) когнитивным;

г) материальным.

16. Обмен речевыми высказываниями только с целью поддержания разговора называется _ диалогом.

а) информационным;

б) фатическим;

в) исповедальным;

г) дискуссионным.

17. Система средств общения, включающая в себя жесты, мимику и пантомимику, называется…

а) паралингвистикой;

б) кинесикой;

в) проксемикой;

г) такесикой.

18. Особая область психологии, которая занимается нормами пространственной и временной организации общения, называется…

а) проксемикой;

б) кинесикой;

в) такесикой;

г) экстралингвистикой.

19. Тип графической фиксации различных единиц речи, в основе которого лежит передача содержания целого сообщения в знаке – рисунке, называется _ письмом.

а) пиктографическим;

б) слоговым;

в) идеографическим;

г) буквенно-звуковым.

20. Представление о движении с его выполнением связывают _ процессы.

а) коррекционно-моторные;

б) эмоционально-моторные;

в) идеомоторные;

г) сенсомоторные.

Тема 29. Формирование психики в онтогенезе

1. Мотивационные, познавательные, эмоциональные, волевые и психомоторные явления относятся к группе психологических явлений, объединенных по…

а) форме существования;

б) сущности и представленности;

в) соотношению врожденного и приобретенного;

г) функционально-качественным особенностям.

2. Процесс и результат формирования внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности в культурно-исторической концепции развития психики называется…

а) апперцепцией;

б) экстраполяцией;

в) интериоризацией;

г) интроспекцией.

3. Особенность сознания, характеризующаяся преимущественной ориентацией человека на общие модели и эталоны действительности, называется…

а) рефлексивностью;

б) активностью;

в) поленезависимостью;

г) интенциональностью.

4. Автором термина «акмеология» является отечественный ученый…

а) А.Н. Леонтьев;

б) Л.С. Выготский;

в) Н.А. Рыбников;

г) Б.Г. Ананьев.

5. Закон высшей нервной деятельности, заключающийся в том, что на периферии одного очага всегда возникает процесс с обратным знаком, называется законом…

а) образования временной нервной связи;

б) взаимной индукции нервных процессов;

в) угасания временной нервной связи;

г) системности в работе коры головного мозга.

6. Рефлексивно-созерцательный слой сознания включает в себя…

а) чувственную ткань образа;

б) значения и смыслы;

в) биодинамическую ткань действия;

г) бессознательное.

7. Защитный механизм, связанный с переносом действия с недоступного объекта на доступный, называется…

а) замещением;

б) рационализацией;

в) вытеснением;

г) изоляцией.

8. Механизм психологической защиты, выступающий как процесс устранения, игнорирования травмирующих восприятий внешней реальности, называется…

а) проекцией;

б) отрицанием;

в) вытеснением;

г) регрессией.

9. Точка зрения о том, что связь мозговых физиологических явлений с психологическими жестко однозначна: первое напрямую определяет второе, какова физиология, такова и психология, называется психофизиологическим…

а) переносом;

б) взаимодействием;

в) параллелизмом;

г) монизмом.

10. Несовпадение и противоположность Я (субъекта) и не-Я (объекта) обнаруживает _ рефлексия.

а) сравнивающая;

б) синтезирующая;

в) полагающая;

г) определяющая.

11. В качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе выступает…

а) самопринятие;

б) самопознание;

в) самоконтроль;

г) самоопределение.

12. Период геронтогенеза охватывает возраст _ лет.

а) от 60 и старше;

б) от 18 до 60;

в) от 13 до 18;

г) от 7 до 12.

13. Эмоционально нагруженные воспоминания, которые могут быть осознаны с помощью техники психоанализа, называются…

а) досознательными;

б) подсознательными;

в) бессознательными;

г) сознанием.

14. Среди компонентов самосознания можно выделить…

а) апперцепцию;

б) чувство вины;

в) сознание своей тождественности;

г) способность к интроспекции.

15. Понятие «высшие психические функции» было введено выдающимся отечественным психологом…

а) Л.Н. Леонтьевым;

б) С.Л. Рубинштейном;

в) Б.Г. Ананьевым;

г) Л.С. Выготским.

16. Способность оценивать себя (самооценка) у ребенка формируется в возрасте _ лет.

а) 5;

б) 7;

в) 10;

г) 3.

17. Согласно формуле У. Джемса, от уровня притязания и успеха зависит…

а) самоконтроль;

б) самоуважение;

в) самореализация;

г) самопринятие.

18. Развитие сознания у человека в филогенезе неразрывно связано с…

а) развитием слуховых ощущений;

б) началом общественно-трудовой деятельности;

в) появлением центральной нервной системы;

г) развитием чувствительности.

19. Согласно идеям Л.С. Выготского, в структуре сознания и в структуре мышления можно выделить такие слои:…

а) ощущения, восприятие, представление;

б) сознательное, предсознательное, бессознательное;

в) сознание, личное бессознательное, коллективное бессознательное;

г) сознание для сознания, сознание для бытия.

20. В.П. Зинченко в структуре сознания выделил…

а) сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное;

б) бытийно-деятельностный и рефлексивно-созерцательный слои;

в) сознание и подсознание;

г) чувственный и рациональный уровень.

Тема 30. Интегративные психические образования человека. Психологическая компетентность

1. Коммуникативные, правовые, эгоцентрические и социоцентрические свойства могут быть включены в разряд _ свойств человека.

а) социальных;

б) деятельностно-психологических;

в) духовных;

г) психорефлексивных.

2. Продуктом отражения человеком собственного внутреннего мира являются _ психические образования.

а) рефлексивные;

б) интеллектуальные;

в) психомоторные;

г) креативные.

3. Эрудированность, понятливость, дальновидность, сообразительность относятся к _ психическим образованиям.

а) рефлексивным;

б) интеллектуальным;

в) мнемическим;

г) психомоторным.

4. Повышение чувствительности нервных центров под влиянием действия раздражителя называется…

а) адаптацией;

б) апперцепцией;

в) синестезией;

г) сенсибилизацией.

5. Согласно систематической классификации видов ощущений к интероцептивным ощущениям относится ощущение…

а) боли;

б) равновесия;

в) движения;

г) вкуса.

6. Свойство восприятия, характеризующееся зависимостью восприятия от прежнего опыта человека, называется…

а) константностью;

б) целостностью;

в) апперцепцией;

г) осмысленностью.

7. Аккомодация и конвергенция глаз участвуют в восприятии…

а) формы;

б) движения;

в) глубины;

г) величины.

8. Свойством восприятия является…

а) критичность;

б) длительность;

в) интенсивность;

г) константность.

9. Понятие «мнемоника» относится к психическому процессу…

а) мышления;

б) памяти;

в) восприятия;

г) воображения.

10. В онтогенезе со вторым годом жизни ребенка связывается начало _ памяти.

а) логической;

б) аффективной;

в) двигательной;

г) образной.

11. Объем памяти от 5 до 9 единиц информации характерен для _ памяти.

а) кратковременной;

б) оперативной;

в) долговременной;

г) мгновенной.

12. Фантастические видения, не имеющие почти никакой связи с окружающей человека действительностью, называются…

а) мечтами;

б) грезами;

в) галлюцинациями;

г) сновидениями.

13. Механизмом создания образов, в основе которого лежит своеобразное «склеивание», является…

а) гиперболизация;

б) шарж;

в) схематизация;

г) агглютинация.

14. В норме у взрослого человека объём внимания ограничивается _ объектами.

а) 15-16;

б) 1-2;

в) 5-9;

г) 4-5.

15. Сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой – это свойство…

а) отвлекаемости;

б) концентрации;

в) переключаемости;

г) распределенности.

16. Эмоционально тяжелое переживание человеком неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, называется…

а) стрессом;

б) фрустрацией;

в) страхом;

г) аффектом.

17. Описание «сильный, уравновешенный, инертный» соответствует _ типу темперамента.

а) флегматическому;

б) холерическому;

в) сангвиническому;

г) меланхолическому.

18. Чертой характера является…

а) сензитивность;

б) аккуратность;

в) интроверсия;

г) реактивность.

19. Характер в течение жизни…

а) может изменяться только в худшую сторону;

б) может изменяться только в лучшую сторону;

в) может изменяться как в лучшую, так и худшую сторону;

г) не может меняться, т.к. он генетически обусловлен.

20. Относительно устойчивая структура умственных способностей индивида называется…

а) интеллектом;

б) когнитивным стилем;

в) креативностью;

г) умственным возрастом.

21. Особенность поведения, которая заключается в действиях человека по первому побуждению, под влиянием случайных обстоятельств или сильных эмоций, представляет собой…

а) ригидность;

б) чувствительность;

в) гиперфлексибельность;

г) импульсивность.

Модуль Психология человека

Блок 2

Установите соответствие между подходами к пониманию того, кому присуща психика, и их характеристиками.

1. Антропсихизм.

2. Биопсихизм.

3. Нейропсихизм.

4. Мозгопсихизм.

Варианты ответов:

а) психика присуща только человеку;

б) психика – это свойство живой природы;

в) психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему;

г) психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг;

д) критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности.

(1а, 2б, 3в, 4г)

Установите соответствие между психическими явлениями и их конкретными проявлениями.

1. Познавательные психические процессы.

2. Психические состояния.

3. Психические свойства.

4. Волевые психические процессы.

Варианты ответов:

а) мышление;

б) апатия;

в) наблюдательность;

г) постановка цели.

д) стресс

(1а, 2б, 3в, 4г)

Установите соответствие между этапами развития психологии и их характеристиками.

1. I этап.

2. II этап.

3. III этап.

4. IV этап.

Варианты ответов:

а) наука о бессознательном;

б) наука о душе;

в) наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики;

г) наука о поведении;

д) наука о сознании.

(1б, 2д, 3г, 4в)

Установите соответствие между фактами поведения и их конкретными проявлениями.

1. Отдельные движения и жесты.

2. Внешние проявления физиологических процессов.

3. Действия, которые имеют определенный смысл.

4. Поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения.

Варианты ответов:

а) приветствие учителя;

б) закрывание двери при выходе из квартиры;

в) интерес;

г) кивок;

д) дрожь.

(1г, 2д, 3б, 4а)

Установите соответствие между теориями в психологии, объясняющими соотношение психического и физиологического, и их характеристиками.

1) Теория психофизиологического параллелизма;

2) Теория механического тождества;

3) Теория единства;

4) Концепция френологии.

Варианты ответов:

а) психическое и физиологическое никак не связаны друг с другом;

б) психическое и физиологическое составляют 2 ряда явлений, которые соответствуют друг другу, но вместе с тем никогда не влияют друг на друга;

в) существует жесткая однозначная связь между каждым участком мозга и определенной психической функцией;

г) психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно различны;

д) психические процессы, по сути, есть физиологические процессы.

1б, 2д, 3г, 4в

Заключение (выдержка)

Психология развития

Блок 1

Тема 31. Введение в психологию развития

1. Значительное влияние на формирование идей психологии развития оказала _ теория.

а) биологизаторская;

б) эволюционная;

в) двухфакторная;

г) психоаналитическая.

2. Психология развития в качестве предмета изучает…

а) биологические предпосылки зарождения человеческого сознания;

б) закономерные изменения человека во времени и связанные с этим факты и явления психической жизни;

в) объективные и субъективные факторы, психологические механизмы и закономерности достижения человеком вершин в своей деятельности;

г) происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, роль генотипа и среды в их формировании.

3. Психология развития изучает…

а) процессы происхождения сознания человека;

б) психологические особенности процессов обучения и воспитания;

в) функционирование психики человека и животных;

г) вопросы развития психики в онтогенезе.

4. Согласно Л. Монтада, задачей психологии развития на практике, предполагающей ответ на вопрос «что будет, если?», является…

а) ориентация в жизненном пути;

б) определение условий развития и изменения;

в) прогноз развития и изменчивости личности;

г) объяснение целей развития и коррекции.

5. Основными формами развития являются…

а) филогенез и онтогенез;

б) филогенез и рост;

в) созревание и рост;

г) обучение и воспитание.

6. Индивидуальное развитие, или временная дистанция длиной в человеческую жизнь, называется…

а) социогенезом;

б) микрогенезом;

в) онтогенезом;

г) филогенезом.

7. Наиболее короткая временная дистанция, охватывающая возрастной период, в течение которого протекают краткосрочные психические процессы, называется…

а) антропогенезом;

б) филогенезом;

в) микрогенезом;

г) онтогенезом.

8. Количественный аспект развития, характеризующий такие изменения, как приращение высоты тела или увеличение запаса слов, определяется понятием…

а) социализации;

б) созревания;

в) роста;

г) научения.

9. Внешний показатель развития и его количественная характеристика понимается как…

а) созревание;

б) рост;

в) универсальное изменение;

г) совершенствование.

10. В психологии к понятию _ обращаются в тех случаях, когда под развитием понимают зависящие от созревания качественные изменения.

а) научения;

б) роста;

в) дифференциации;

г) наследственности.

11. Согласно Л.С. Выготскому, источником психического развития является…

а) влечение и инстинкт;

б) социальная среда;

в) наследственность;

г) межличностное общение.

12. Медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, согласно учению Л.С. Выготского, происходит в _ периодах.

а) последовательных;

б) необратимых;

в) критических;

г) стабильных.

13. Ю.Н. Карандашев предлагает делить все теории развития на два больших класса: _ и научные.

а) обыденные;

б) житейские;

в) квазинаучные;

г) обыкновенные.

14. Согласно теории _, психическое развитие ребенка есть результат взаимодействия внутренних данных и внешних условий.

а) конвергенции двух факторов;

б) культурно-исторического развития;

в) эволюционного развития;

г) трех ступеней детского развития.

15. Теория _ стала первой теорией, объясняющей процесс психического развития человека.

а) рекапитуляции;

б) деятельности;

в) трех ступеней развития;

г) конвергенции.

16. К. Бюлер выделил три ступени развития ребенка – …

а) инстинкт, действие, знание;

б) инстинкт, навык, опыт;

в) инстинкт, навык, интеллект;

г) инстинкт, действие, навык.

17. Общий процесс влияния социокультурных факторов на развитие в смысле врастания человека в окружающее общество и культуру описывают понятием…

а) импринтинга;

б) адаптации;

в) социализации;

г) дифференциации.

18. Выявление причин, факторов и условий, повлекших за собой наступившие изменения в поведении и переживании, предполагает функция…

а) описания;

б) прогноза;

в) объяснения;

г) коррекции.

19. Феноменология процессов развития во всей полноте (с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний) представляет собой функцию _ развития.

а) объяснения;

б) коррекции;

в) прогноза;

г) описания.

20. Основным методом исследования взаимоотношений в детской группе является…

а) эксперимент;

б) интроспекция;

в) социометрия;

г) наблюдение.

Тема 32. Закономерности и механизмы психического развития

1. Возрастной период, где наблюдается оптимальное сочетание условий для развития определенных психических процессов и свойств, называется…

а) стабильным периодом;

б) зоной актуального развития;

в) сенситивным периодом;

г) зоной ближайшего развития.

2. Развитие интеллектуальных структур лежит в основе периодизации…

а) С. Холла;

б) А. Гезелла;

в) Э. Эриксона;

г) Ж. Пиаже.

3. Процессы соматического развития, социального развития и развития сознательного Я положены в основание развития в периодизации…

а) Д.Б. Эльконина;

б) З. Фрейда;

в) Э. Эриксона;

г) А.Н. Леонтьева.

4. Автором работы «Проблема возраста», в которой предпринята попытка систематизации существующих периодизаций развития, является…

а) Д.Б. Эльконин;

б) Л.С. Выготский;

в) А.Н. Леонтьев;

г) В.И. Слободчиков.

5. Закон чередования, периодичности разных типов деятельности на каждом этапе психического развития был открыт…

а) В. Штерном;

б) Д.Б. Элькониным;

в) А. Гезеллом;

г) С.Л. Выготским.

6. Согласно Л.С. Выготскому, к группе периодизаций, связанных с выделением существенных особенностей самого развития, относится периодизация…

а) А. Гезелла;

б) Ж. Пиаже;

в) В. Штерна;

г) С. Холла.

7. Цель любой периодизации – обозначить на линии развития точки, отделяющие друг от друга _ периоды.

а) наследственно своеобразные;

б) количественно своеобразные;

в) качественно своеобразные;

г) возрастно своеобразные.

8. Такая закономерность развития, как _, проявляется в том, что каждая психическая функция имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада.

а) неустойчивость;

б) неравномерность;

в) дивергентность;

г) гетерохронность.

9. В основе периодизации А.Н. Леонтьева лежит тип…

а) темперамента;

б) личности;

в) ведущей деятельности;

г) акцентуации характера.

10. По мнению А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина, основой психического развития является смена…

а) критических периодов;

б) новообразований;

в) ведущей деятельности;

г) социальной ситуации развития.

11. Согласно взглядам Л.С. Выготского, к группе периодизаций, созданных по аналогии со ступенчатообразным построением других процессов развития, относится периодизация…

а) С. Холла;

б) З. Фрейда;

в) Ж. Пиаже;

г) В. Штерна.

12. В своей периодизации В.И. Слободчиков опирается на идею о становлении в психическом развитии _ (или внутреннего мира), как особого личностного образования.

а) индивидуальности;

б) субъективности;

в) потребностей;

г) интеллекта.

13. Идея о том, что в развитии поведения ребенка следует различать две сплетенные линии – естественное «созревание» и культурное совершенствование – принадлежит…

а) В. Штерну;

б) Ж. Пиаже;

в) Н.А. Бернштейну;

г) Л.С. Выготскому.

14. Роль _ факторов в психическом развитии увеличивается в случаях отклонения от нормы.

а) кросс-культурных;

б) социальных;

в) биологических;

г) культурных.

15. Системообразующим фактором взаимодействия наследственности и среды является…

а) реактивность;

б) интеграция;

в) активность;

г) конвергенция.

16. Социальной ситуацией развития называется…

а) специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой;

б) зона актуального развития;

в) наследственный фактор;

г) зона ближайшего развития.

17. Механизм развития, который выражается во взаимном поведении одного для другого, называется…

а) проекцией;

б) идентификацией;

в) рефлексией;

г) подражанием.

18. Несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций характеризует _ развития.

а) неоднородность;

б) детерминированность;

в) гетерохронность;

г) дискретность.

19. Цель любой периодизации – обозначить на линии развития точки, отделяющие друг от друга _ своеобразные периоды.

а) количественно;

б) биологически;

в) качественно;

г) природно.

20. Положение Л.С.Выготского о соотношении биологического и социального факторов развития заключается в том, что…

Варианты ответов:

а) существует единство наследственных и социальных моментов в процессе развития;

б) происходит конвергенция биологического и социального факторов;

в) развитие в большей степени определяется социальными факторами;

г) развитие в большей степени определяется биологическими факторами.

21. Тот факт, что ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать, а у младшего школьника исчезают дошкольные интересы, присущие ему раньше, иллюстрирует действие такой закономерности психического развития (по Л.С. Выготскому), как…

Варианты ответов:

а) «метамарфозы» в детском развитии»;

б) цикличность развития;

в) неравномерность развития;

г) сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии.

Тема 33. Психическое развитие в разные возрастные периоды

1. К моменту рождения ребенка в наибольшей мере складывается система _ рефлексов.

а) защитных;

б) пищевых;

в) атавистических;

г) приспособительных.

2. Единственным периодом в жизни человека, когда в чистом виде проявляются врожденные, инстинктивные формы поведения, является…

а) дошкольное детство;

б) младенчество;

в) новорожденность;

г) раннее детство.

3. «Комплекс оживления» включает в себя три компонента: улыбку, вокализацию и _ реакции.

а) пищевые;

б) сенсорные;

в) защитные;

г) двигательные.

4. Общение, формирующееся в первом полугодии жизни ребенка, М.И. Лисина назвала…

а) ситуативно-личностным;

б) межличностным;

в) непосредственно-эмоциональным;

г) ситуативно-деловым.

5. Манипулятивная деятельность, свойственная раннему младенческому возрасту, в раннем детстве сменяется _ деятельностью.

а) игровой;

б) учебной;

в) профессиональной;

г) предметной.

6. Д.Б. Эльконин установил, что формирование _ действий составляет особую линию развития в раннем детстве.

а) орудийных;

б) игровых;

в) предметных;

г) мыслительных.

7. Согласно концепции А. Валлона, кризис 3-х лет, возникновение чувства Я, самостоятельность в действиях и желание быть в центре внимания характеризуют стадию…

а) различения;

б) эмоциональности;

в) полового созревания;

г) персонализма.

8. По Д.Б. Эльконину, кризисы 3 и 11 лет – это кризисы…

а) отношений;

б) мировоззрения;

в) смыслов;

г) умений.

9. М. И. Лисина предложила выделять три группы мотивов общения у детей: познавательные, _ и личностные.

а) учебные;

б) деловые;

в) социальные;

г) игровые.

10. По мнению Л.И. Божович, кризис 6-7 лет связан с появлением _ ребенка как нового, стержневого для его личности системного образования.

а) автономной речи;

б) произвольности поведения;

в) уровня притязаний;

г) внутренней позиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: