double arrow
Бытийный и рефлексивный слои сознания

А.Н.Леонтьев, продолжая линию исследований сознания, намеченную Л.С.Выготским, поставил вопрос о том,из чего об­разуется сознание, как оно возникает, каковы его источники.Онвыделял в сознании три образующих:чувственная ткань образа, значение и личностный смысл.

Предложенная структура сознания была дополнена и разви­та В.П.Зинченко23. В сознании, помимо чувственной ткани, зна­чения и смысла, выделяласьбиодинамическая ткань движения и действия.

В новой схеме значение и смысл образуютрефлексивный или рефлексивно-созерцательный слой сознания. Бытийный или бытийно-деятельностный слой сознания составляют чувственная ткань образа и биодинамическая ткань живого движения и дей­ствия. В итоге получается двухслойная уровневая структура соз­нания и четыре единицы его анализа.

В.П.Зинченко указывает, что следует воздержаться от харак­теристики бытийного и рефлексивного уровней сознания в тер­минах “высший-низший”, “главный-подчиненный”. Каждый из уровней выполняет свои функции и при решении различных жизненных задач может доминировать либо один, либо другой.

Дадим краткое описание каждого из компонентов структуры, как они представлены в работах А.Н.Леонтьева и В.П.Зинченко.

Значение.В психологической традиции этот термин в одних случаях употребляется как значение слова, в других — как содер­жание общественного сознания, усваиваемое индивидом. Поня­тие значения фиксирует то обстоятельство, что сознание человека образуется не в условиях робинзонады, а внутри определенно­го культурного пространства. В культуре, в ее значимых содержаниях исторически кристаллизованопыт деятельности, обще­ния, мировосприятия, который индивиду необходимо не только усвоить, но и построить на его основе собственный опыт. “В значениях, — писал А.Н.Леонтьев, — представлена преобразо­ванная и свернутая в материи языка идеальная форма существо­вания предметного мира, его свойств, связей и отношений, рас­крытых совокупной общественной практикой”.




Смысл. Понятие смысла в равной степени относится и к сфере сознания, и к сфере бытия. Оно указывает на то, что ин­дивидуальное сознание несводимо к безличному знанию. В силу его принадлежности живому субъекту и реальной включенности в его жизнедеятельность сознание всегда пристрастно. Сознание есть не только знание, но и отношение.



Понятие смысла выражает укорененность индивидуального сознания в бытии человека, в то время как значение выражает его подключенность к общественному сознанию. Смысл — это функ­ционирование значений в процессах деятельности и сознания кон­кретных индивидов. Смысл связывает значения с реальностью самой жизни человека в этом мире, с ее мотивами и ценностями. Смысл и создаетпристрастность человеческого сознания.

Исследования смысловой сферы сознания в психологии свя­заны с анализомвоплощения смысла в значениях (глубоко интим­ный, психологически содержательный процесс; во всей полноте проявляется в художественном творчестве), извлечения (вычерпывания) смыслов из ситуации илинаделения ситуации смыс­лом. При решении человеком сложных жизненных задач наблю­даются противоположные и циклически совершающиеся процес­сы, состоящиев означении смыслов и в осмыслении значений. Оз­начить смысл — значит задержать реализацию программы дейст­вий, мысленно проиграть ее, продумать. Осмыслить значение, напротив, значит извлечь уроки из осуществленной программы действия, взять ее на вооружение или отказаться от нее, начать искать новый смысл и в соответствии с ним строить программу нового действия.

Биодинамическая ткань это обобщенное наименование для различных характеристик живого движения и предметного действия.Биодинамическая ткань — это наблюдаемая и регист­рируемая внешняя форма живого движения. Термин “ткань” в данном контексте используется для подчеркивания мысли о том, что это материал, из которого строятся целесообразные, произ­вольные движения и действия. По мере их построения все более сложной становится внутренняя форма (бытийный слой созна­ния) таких движений и действий. Она заполняетсякогнитивны­ми, эмоционально-оценочными, смысловыми образованиями. Под­линная целесообразность и произвольность движений и дейст­вий возможна тогда, когда слово входит во внутреннюю форму живого движения, иначе говоря, при взаимодействии бытийного и рефлексивного слоев сознания.

Психологически ценные данные об особенностях биодина­мической ткани сознания содержатся в описаниях деятельности, общения, познания слепоглухонемых людей. В их жизни движе­ния и действия в предметном и социальном мире имеют перво­степенное значение, и это соответствующим образом сказывает­ся на формировании их индивидуального сознания.

Чувственная ткань образа это обобщенное наименование для различных перцептивных категорий (пространство, движе­ний, цвет, форма и т.д.), из которых строится образ. “Особая функция чувственных образов сознания, — писал А.Н.Леонтьев, — состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту... Благодаря чувственно­му содержанию сознания мир выступает для субъекта как суще­ствующий не в сознании, а вне его сознания — как объективное “поле” и объект его деятельности”26.

Чувственная ткань образа в созна­нии субъективно выражается в безотчет­ном переживании человеком “чувства реальности”. В случаях же нарушениявосприятия внешних воздействий появ­ляются специфические переживания не­реальности ситуации, окружающего ми­ра, самого себя. Наиболее отчетливо эти явления проявляются присенсорной депривации, в условиях монотонности, од­нообразия окружающего мира.

Бытийный и рефлексивный слои сознания находятся в тес­ной взаимосвязи. Характеризуя взаимоотношения между слоями сознания, В.П.Зинченко пишет: “Рефлексивный слой сознания одновременно является событийным, бытийственным. В свою очередь, бытийный слой не только испытывает на себе влияние рефлексивного, но и сам обладает зачатками или исходными фор­мами рефлексии. Поэтому бытийный слой сознания с полным правом можно назвать сорефлексивным. Иначе не может быть, так как если бы каждый из слоев не нес на себе печать другого, они не могли бы взаимодействовать и даже узнавать друг дру­га”. В рефлексивном слое, в значениях и смыслах, присутству­ют элементы бытийного слоя. Смысл — это всегдасмысл чего-то: образа, действия, жизни. Из них он извлекается или в них вкладывается. Выраженное словом значение содержит в себе как образ, так и действие. В свою очередь, бытийный слой сознания несет на себе следы развитой рефлексии, содержит в себе ее ис­токи и начала. Смысловая оценка включена в биодинамическую и чувственную ткань; она нередко осуществляется не только во время, но и до формирования образа или совершения действия.

Широко употребляемым в психологии является понятие“лич­ность”. В традиционной психологии этим понятием обозначает­ся наиболее развитый уровень человеческой субъективности. В силу того, что все три проекции являются целостными формами, постоянно происходит смешение и отождествление этих катего­рий: индивид, субъект, личность. “Понятие личности, — писал А.Н.Леонтьев, — выражает целостность субъекта жизни... Но личность представляет собой целостное образование особого ро­да. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся... Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека”.






Сейчас читают про: