Правовой режим чрезвычайного положения

В соответствии с Конституцией РФ в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия (ч.1, ст.56).

Чрезвычайное положение на всей территории РФ и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом (ч.2. ст.56).

Таким законом является Федеральный конституционный закон РФ от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении». Этот Закон в ст.1 определяет чрезвычайное положение как вводимый в соответствии с Конституцией РФ и настоящим законом особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан, иностранных граждан, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации (ч.2. ст.1).

Статьей 3 Закона определены обстоятельства введения чрезвычайного положения. К ним относятся:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя России, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты;

б) чрезвычайные ситуации природного и технического характера, чрезвычайные экологические ситуации, требующие аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Чрезвычайное положение на всей территории РФ или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе Федерального собрания РФ. При этом указ Президента РФ незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации.

Согласно Закону в указе Президента РФ о введении чрезвычайного положения определяются:

- обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;

- обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;

- границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;

- силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;

- перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;

- государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;

- время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения (ст. 5).

Указ Президента РФ подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также официальному опубликованию.

Совет Федерации в срок, не превышающий 72 часа с момента обнародования указа, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление.

Если Совет Федерации не утвердит указ Президента РФ, то данный указ утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования, о чем оповещается население.

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории РФ, не может превышать 30 суток, а вводимого в отдельных местностях – 60 суток. По истечении этого срока чрезвычайное положение считается прекращенным или он может быть продлен указом Президента РФ в порядке, определенным законом.

При устранении обстоятельств, на основании которых было объявлено чрезвычайное положение, ранее 30-ти или 60-ти суток Президент РФ отменяет его своим указом полностью или частично.

Указом Президента РФ «О введении чрезвычайного положения» может предусматриваться введение следующих ограничений:

- полное или частичное приостановление полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления;

- установление ограничений на свободу передвижения, введение особого режима въезда на территорию, на которой введено чрезвычайное положение и выезда их нее, ограничений на въезд иностранных граждан и лиц без гражданства;

- усиление охраны общественного порядка и важных объектов;

- установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;

- запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;

- запрещение или ограничение проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования и т.п.

- ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра и др.

В случае введения чрезвычайного положения при наличии обстоятельств социально-политического характера могут быть предусмотрены следующие меры и временные ограничения:

- введение комендантского часа, т.е. запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан;

- ограничение свободы печати и других средств массовой информации, введение цензуры, временное изъятие или арест печатной продукции, множительной техники и др.;

- приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений;

- проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств;

- ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых средств и т.п.;

- выдворение в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введен режим чрезвычайного положения и иные меры.

Если причиной введения режима чрезвычайного положения явились обстоятельства природного или техногенного характера, то в указе Президента РФ могут быть предусмотрены следующие меры и временные ограничения:

- временное отселение жителей в безопасные районы;

- введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий;

- отстранение от работы, на период действия чрезвычайного положения, руководителей организаций всех форм собственности в связи с не надлежащим исполнением ими своих обязанностей и назначение на их место других руководителей;

- мобилизация трудоспособного населения, привлечение транспортных средств граждан и иные меры.

Одновременно вводятся ограничения права граждан на участие в выборах и референдумах, которые не проводятся в течение всего периода действия чрезвычайного положения. Может быть приостановлено действие правовых органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и средства МЧС. В исключительных случаях привлекаются Вооруженные Силы РФ и другие воинские формирования.

Для единого управления этими силами указом Президента РФ назначается комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение. Он издает приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения, устанавливает время суток действия комендантского часа и решает другие вопросы.

Для координации действий сил и средств, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, в составе комендатуры территории указом Президента РФ может быть создан объединенный оперативный штаб из представителей органов, обеспечивающих режим чрезвычайного положения. Штабом руководит комендант территории.

На территории, на которой введено чрезвычайное положение, указом Президента РФ может вводиться особое управление этой территорией путем создания временного специального органа управления. В случае, если он не обеспечил достижение целей введения чрезвычайного положения, может быть создан федеральный орган управления территорией.

Федеральный Конституционный закон РФ «О чрезвычайном положении», кроме указанных положений, закрепляет гарантии прав граждан и ответственность граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного положения. При этом он установил порядок применения мер и временных ограничений, порядок задержания граждан, нарушивших правила комендантского часа, ответственность за нарушение требований режима чрезвычайного положения и лиц, участвующих в его обеспечении и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: