Управление в особых условиях

Специальные административно –правовые режимы.

Специальные административно-правовые режимы отличаются степенью свободы граждан и организаций по использованию своих возможностей для реализации своих субъективных прав, а также по полномочиям органов государственного управления, по времени и территории действия и т.п.

К специальным административно–правовым режимам относятся режимы территорий(зона экологического бедствия); режимы отдельных объектов и документов (наркотики, яды и др.); режимы видов деятельности (ликвидация чрезвычайных ситуаций).

По временному критерию различают режимы постоянные (режим секретности, паспортный) и временные (карантин, чрезвычайное положение). По территориальному признаку режимы делят на общегосударственные (федеральный) и региональные (заповедник и др.).

Правовую основу административно-правовых режимов составляют главным образом акты исполнительной власти, которые принимаются во исполнение Конституции РФ, федеральных законов.

Правовой режим чрезвычайных ситуаций.

Разновидностью специальных административно-правовых режимов являются режимы чрезвычайных ситуаций.

Выделяют три разновидности чрезвычайных режимов: чрезвычайное, военное и особое положение. Все они относятся к ситуациям, ограниченным во времени.

Правовой режим чрезвычайного положения.

В соответствии с Конституцией РФ в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия (ч.1, ст.56).

Чрезвычайное положение на всей территории РФ и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом (ч.2. ст.56).

Таким законом является Федеральный конституционный закон РФ от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении». Этот Закон в ст.1 определяет чрезвычайное положение как вводимый в соответствии с Конституцией РФ и настоящим законом особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан, иностранных граждан, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации (ч.2. ст.1).

Для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и средства МЧС. В исключительных случаях привлекаются Вооруженные Силы РФ и другие воинские формирования.

Для единого управления этими силами указом Президента РФ назначается комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение. Он издает приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения, устанавливает время суток действия комендантского часа и решает другие вопросы.

Для координации действий сил и средств, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, в составе комендатуры территории указом Президента РФ может быть создан объединенный оперативный штаб из представителей органов, обеспечивающих режим чрезвычайного положения. Штабом руководит комендант территории.

Федеральный Конституционный закон РФ «О чрезвычайном положении», кроме указанных положений, закрепляет гарантии прав граждан и ответственность граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного положения. При этом он установил порядок применения мер и временных ограничений, порядок задержания граждан, нарушивших правила комендантского часа, ответственность за нарушение требований режима чрезвычайного положения и лиц, участвующих в его обеспечении и др.

Режим военного положения.

В соответствии с Федеральным Конституционным Законом от 30 января 2002 г. №1-ФКЗ «О военном положении» под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии (ч. 1 Ст. 1).

Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против России (ч. 2 Ст. 1).

Военное положение на территории России или в определенных ее местностях вводится указом Президента РФ, который незамедлительно сообщает о введении военного положения Совету Федерации Федерального Собрания РФ и Государственной Думе.

Режим военного положения определяется указанным Федеральным конституционным законом и включает в себя комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии против РФ.

Обеспечение режима военного положения осуществляется органами государственной власти и органами военного управления в соответствии с полномочиями, предоставленными Федеральным конституционным законом, другими федеральными законами и иными нормативными актами РФ.

Меры, применяемые на территории, на которой введено военное положение, во многом сходны с мерами, применяемыми в условиях режима чрезвычайного положения. Однако в их осуществлении значительную роль играют Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы для обеспечения режима военного положения.

В период действия военного положения граждане пользуются всеми установленными Конституцией РФ правами и свободами человека и гражданина, за исключением прав и свобод, установленных ФКЗ и другими федеральными законами. При этом граждане и организации обязаны выполнять требования ФКЗ, других территориальных законов и иных нормативных правовых актов РФ по вопросам военного положения, а также требования федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

За нарушение таких требований, а также за правонарушения, совершенные в период действия военного положения, виновные лица несут ответственность в

соответствии с законодательством РФ.

Военное положение отменяется указом президента РФ после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его введения, о чем население РФ или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.

Формы управления на территориях определяются военной обстановкой. В районах боевых действий и прифронтовой полосе, а также в районах, где отсутствуют органы власти, исполнительную власть осуществляет военное командование.

На территориях, не входящих в район непосредственных военных действий, где продолжают действовать местные органы власти, военное командование наделяется дополнительными полномочиями в области обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка.

Режим особого положения.

Режим особого положения включает в себя различные режимы в тех ситуациях, которые диктуют необходимость применения особых мер. Такие ситуации, как правило, дают основания устанавливать «особое положение», которое характеризуется потенциальной угрозой жизнедеятельности населения, нарушением обычных процессов хозяйственной деятельности, необходимостью расширения полномочий органов государственной власти.

В условиях особого положения могут быть введены особые условия хозяйствования и режимы жизни населения; запрет строительства, реконструкции хозяйствующих субъектов; ограничения всех видов природопользования; установление особого режима въезда и выезда граждан; ограничение свободы передвижения; ограничение движения транспортных средств и др.

В особых условиях создаются временные организации, наделенные надведомственной компетенцией, например, противоэпидемические комиссии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: