Административно-правовые гарантии прав и свобод гражданина

В Конституции, законах и других актах предусмотрен целый ряд гарантий, т. е. специальных экономических, политических, организацион­ных и юридических (в том числе административно-правовых) мер, на­правленных на реализацию и охрану прав и свобод граждан от каких-либо нарушений.

Эти гарантии могут быть судебными и внесудебными.

Судебная защита прав и свобод гражданина может осуществляться в соответствии с внутригосударственным законодательством, а также международными договорами РФ.

Статьи 18 и 46 Конституции особо подчеркивают роль судов в защи­те прав и свобод граждан. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государ­ственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каж­дый вправе в соответствии с международными договорами РФ обра­щаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод челове­ка, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

В современном законодательстве России заметна тенденция к рас­ширению возможностей судебной защиты прав и свобод граждан, а также совершенствованию процессуального законодательства в этой области. Суды во все возрастающем объеме рассматривают дела, выте­кающие из административно-правовых отношений или касающиеся административно-правовых споров. Особо велика роль Конституционного Суда России, разрешающего дела о конституционности право­вых актов, в том числе непосредственно связанных с конституционны­ми правами, свободами и обязанностями граждан.

К видам внесудебных административно-правовых гарантий отно­сятся:

1. Право Президента приостанавливать, согласно ст. 85 Конститу­ции, действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, если этими актами нарушаются права и свободы человека и гражданина, до решения этого вопроса соответствующим судом;

2. Право гражданина обратиться в органы исполнительной власти, прокуратуру, Комиссию по правам человека при Президенте страны, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и к уполномоченным и комиссиям по правам человека субъектов Федера­ции, на которых возложены обязанности по защите прав и свобод человека и гражданина.

Так, например, Комиссия по правам человека при Президенте стра­ны, действующая согласно Положению о ней от 18 октября 1996 г.*, обя­зана создавать условия для реализации Президентом его конституцион­ных полномочий гаранта прав и свобод человека. В этих целях она наде­лена широкими полномочиями: может получать информацию и мате­риалы, проводить проверки, посещения любых государственных орга­низаций. Комиссия составляет ежегодные доклады, ставит вопросы и вносит предложения, рассматривает обращения граждан, участвует в разработке проектов актов Президента и международных договоров.

 
 


* СЗ РФ. 1996. № 43. Ст. 4886.

26 февраля 1997 г. принят Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»*, определяющий компетенцию Уполномоченного, организационные формы и условия его деятельности. Уполномоченный рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории России иностран­ных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездей­ствие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

 
 


* СЗ РФ. 1997. №9. Ст. 1011.


По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе, в частности: обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав и свобод гражданина; обратиться в компетентные государственные ор­ганы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или админи­стративного производства либо уголовного дела в отношении долж­ностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого ус­матриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

3. Предусмотренное ст. 53 Конституции право каждого на возмеще­ние государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц;

4. Установленный КоАП и другими законами процессуальный по­рядок рассмотрения дел о правонарушениях, являющийся важной га­рантией законного и обоснованного привлечения граждан к админи­стративной, дисциплинарной и материальной ответственности за не­правомерные действия в сфере исполнительной власти;

5. Предусмотренное ст. 45 Конституции право каждого защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом (например, необходимая оборона; право обратиться за помощью в негосударственные организации; право приостановить работу, если она не оплачива­ется; забастовка и др.);

6. Принятие органами исполнительной власти, суда и прокуратуры мер к восстановлению нарушенных прав и законных интересов граж­дан, привлечение к ответственности виновных должностных лиц.

Согласно ст. 18 Конституции, права и свободы человека и гражда­нина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодатель­ной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечи­ваются правосудием. Однако на практике это не всегда соблюдается.

Например, в Докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 1998 г.* отражены типичные нару­шения в этой области. К ним относятся факты несвоевременной вы­платы заработной платы, пенсий и пособий, издания незаконных нор­мативных актов на различных уровнях управления, нарушения прав на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на выбор места жительства и регистрации (прописки), превышения власти правоохра­нительными и силовыми структурами. В Докладе сделан вывод, что еще не создан комплексный механизм обеспечения прав и свобод че­ловека, соответствующий международным стандартам. Реальных воз­можностей для защиты своих прав у граждан России сегодня недоста­точно. В правоохранительной практике не разработаны и не внедрены процедуры прямого действия норм Конституции и международно-пра­вовых актов.

 
 


* Российская газета. 1999. 10 марта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: