Научные учреждения и организации

Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и(или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учре­дительными документами научной организации.

Научные организации подразделяются на научно-исследователь­ские организации (институты), научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-кон­структорские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и(или) научно-техни­ческую деятельность. Они функционируют в системе Российской ака­демии наук, органов исполнительной власти, вузов.

Академия наук — Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования. Рос­сийская академия архитектуры и строительных наук, Российская ака­демия художеств) являются имеющими государственный статус не­коммерческими организациями (учреждениями), которые наделяются правами управления своими деятельностью и имуществом, в том числе правом на создание, реорганизацию и ликвидацию входящих в их со­став предприятий, учреждений и организаций, на утверждение их ус­тавов и назначение руководителей. Академии наук создаются, реорга­низуются и ликвидируются федеральным законом по представлению Президента или Правительства. В академии входят научные организа­ции и организации научного обслуживания и социальной сферы. Структура академий, порядок деятельности и финансирования входя­щих в их состав организаций определяются уставами академий наук.

Российская академия наук (РАН) является самоуправляемой орга­низацией, действующей на основе законодательства РФ и своего уста­ва. РАН проводит фундаментальные и прикладные научные исследо­вания по важнейшим проблемам естественных, технических и гумани­тарных наук и принимает участие в координации фундаментальных научных исследований, выполняемых научными организациями и об­разовательными учреждениями высшего профессионального образо­вания и финансируемых за счет федерального бюджета и иных не запрещенных законодательством РФ источников.

Отраслевые академии наук являются самоуправляемыми организа­циями, проводят фундаментальные и прикладные научные исследова­ния в соответствующих областях науки и техники и участвуют в коор­динации этих научных исследований.

Перечень предприятий, учреждений и организаций, подведомст­венных РАН, утвержден постановлением Правительства от 17 июля 1996 г.*

 
 


* СЗ РФ. 1996. № 32. Ст. 3947.

Правительство принимает меры, направленные на улучшение ра­боты Российской академии наук. Общее число ее членов составляет 1350 (академиков и членов-корреспондентов). 21 февраля 1998 г. Пра­вительством приняты постановления об упорядочении условий опла­ты труда членов президиума и работников аппаратов РАН, отраслевых академий наук, что создает для них более прочные социальные га­рантии.*

 
 


* СЗ РФ. 1998. № 9. Ст. 1117, 1118.

В целях обеспечения условий повышения конкурентоспособности российской экономики в XXI в. на основе производства наукоемкой продукции и использования высоких технологий в реальном секторе экономики 18 июня 1999 г. Правительством принято постановление «О формировании федеральных центров науки и высоких техноло­гий»*. Статус такого центра присваивается Правительством научным организациям, осуществляющим научно-технологическое обеспече­ние решения важнейших проблем развития высокотехнологических отраслей реального сектора экономики. Присвоение статуса центра означает предоставление государственного обеспечения его научно-технологической и образовательной деятельности при условии выпол­нения им обязательств по решению конкретных задач. При представ­лении заинтересованными федеральными органами исполнительной власти Российской академией наук и отраслевыми академиями наук предложений о порядке и условиях присвоения научным организаци­ям статуса центра, а также о мерах государственного обеспечения его деятельности должны учитываться их опыт по фактической коопера­ции с промышленными предприятиями, финансово-кредитными структурами и высшими учебными заведениями, по введению в хозяй­ственный оборот результатов научно-технической деятельности, в том числе их использованию в промышленном производстве, по подготов­ке и переподготовке высококвалифицированных научных и инженер­ных кадров, сертификации товаров, работ и услуг.

 
 


* СЗ РФ. 1999. №25. Ст. 3127; 2000. №6. Ст. 785.

7 апреля 1999 г. принят Федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации»*. Статус наукограда присваивается муници­пальному образованию Президентом по представлению Правительства на срок до двадцати пяти лет. При этом утверждаются приоритетные для данного наукограда направления научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испы­таний, подготовки кадров в соответствии с государственными приори­тетами развития науки и техники, а также программа развития наукограда, в которой определяются меры государственной поддержки дан­ного наукограда с учетом его специфики. Присвоение муниципально­му образованию статуса наукограда не изменяет формы собственности и организационно-правовой формы организаций научно-производст­венного комплекса наукограда.

 
 


* СЗ РФ. 1999. № 15. Ст. 1750.

Критерии присвоения муниципальному образованию статуса на­укограда и Порядок рассмотрения предложений о присвоении муни­ципальному образованию статуса наукограда и прекращении такого статуса утверждены постановлением Правительства от 22 сентября 1999г.*

 
 


* СЗ РФ. 1999. № 40. Ст. 4858.

Город Обнинск Калужской области Указом Президента от 7 ноября 1997 г.* был определен для проведения в 1997 — 2003 гг. эксперимента по отработке механизмов перехода наукоградов к бездотационному развитию и форм государственной поддержки наукоградов в Россий­ской Федерации.

 
 


* СЗ РФ. 1997. № 45. Ст. 5167.

Существенную роль в развитии науки играют высшие учебные заве­дения. Вузовские ученые руководят подготовкой научных кадров, пишут учебники, учебные пособия, научные статьи. Кроме того, они выполняют научную работу по договорам с министерствами и ведом­ствами, участвуют в подготовке проектов нормативных документов, работают в качестве экспертов и научных консультантов в органах го­сударственной власти.

Особое значение имеет участие вузовской науки в формировании инновационной среды. Сегодня в стадии освоения находятся свыше 2 тыс. инновационных проектов, соответствующих лучшим зарубеж­ным аналогам, а в ряде случаев превосходящих их. В системе высшей школы создано 60 технопарков — преобладающая часть технопарковых структур России. При вузах создаются учебные центры, предназначен­ные для подготовки и переподготовки менеджеров и других специалис­тов в области наукоемкого предпринимательства. В качестве примеров технопарков можно назвать технопарк Московского государственного университета, инженерно-технологический парк «Новосибирск», про­двигающие ряд перспективных технологий и продуктов в области ме­дицины, экологии, информатики, быта и в иных областях.

Указом Президента от 13 июня 1996 г.* в целях развития фундамен­тальных научных исследований, выполняемых совместно с учеными высшей школы, Российской академии наук, отраслевых академий наук, государственных центров науки, научно-исследовательских организаций, и повышения качества фундаментального образования одобрены основные направления государственной поддержки высше­го образования и фундаментальной науки. Сюда относятся такие на­правления, как:

 
 


* СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 3008.

развитие совместных фундаментальных исследований, проводи­мых в вузах, Российской академии наук, отраслевых академиях наук и государственных научных центрах Российской Федерации;

обеспечение взаимодействия академической науки с образователь­ным процессом в вузах;

формирование информационной базы фундаментальных исследо­ваний в целях совершенствования учебного процесса в вузах;

развитие опытно-экспериментальной и приборной базы фундамен­тальных исследований для совместного использования научными со­трудниками, преподавателями, студентами и аспирантами вузов и на­учно-исследовательских институтов;

поддержание проведения экспедиционных и полевых исследова­ний, проводимых научными сотрудниками, преподавателями и сту­дентами вузов совместно с учеными РАН;

создание условий для повышения престижности изучения фунда­ментальных наук в вузах.

В соответствии с постановлением Правительства от 26 сентября 1995 г. «О государственной поддержке ведущих научных школ Россий­ской Федерации»* осуществляется программа целевой поддержки ве­дущих научных школ. Ее основные задачи: сохранение научного по­тенциала и предотвращение миграции ведущих ученых за рубеж; по­вышение уровня научных исследований и подготовка специалистов высшей научной квалификации; стимулирование развития фундамен­тальных и прикладных исследований; повышение престижа научного труда, создание достойных условий для жизни и работы ученых.

 
 


* СЗ РФ. 1995. № 40. Cт. 3816.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: