Организационно-правовая система управления. Органы и учреждения юстиции, осуществляя свою исполнительно-распорядительную деятельность, решают ответственные задачи по обеспечению законности и

Органы и учреждения юстиции, осуществляя свою исполнительно-распорядительную деятельность, решают ответственные задачи по обеспечению законности и правопорядка в стране, повышению эф­фективности правоохранительной деятельности органов исполнитель­ной власти, защите доступными им средствами конституционных прав и свобод граждан, прав и законных интересов государственных и не­государственных организаций, по реализации конституционного принципа построения в России правового государства.

Государственное управление в области юстиции до недавнего вре­мени заключалось в основном в организационном обеспечении функ­ционирования судов, государственного нотариата, органов записи гражданского состояния, судебно-экспертных учреждений, регулиро­вании деятельности юридической службы и сотрудничества с органи­зациями адвокатов (защитников).

Постановлением Правительства от 7 октября 1996 г. утверждена Концепция реформирования органов и учреждений юстиции Россий­ской Федерации*. В ней предусмотрены существенные изменения в направлениях деятельности органов и учреждений юстиции с учетом возложенных на них новых задач.

 
 


* СЗ РФ. 1996. № 42. Ст. 4806.

В соответствии с Концепцией суды всех юрисдикции объединены в Судебном департаменте при Верховном Суде РФ, что соответствует принципу независимости судебной власти. Согласно Федеральному закону от 8 января 1998 г.*, этот департамент является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обес­печение деятельности верховных судов республик, краевых и област­ных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специали­зированных судов, органов судейского сообщества, а также финанси­рование мировых судей.

 
 


* СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 223.

Судебный департамент, а также его управления (отделы) в субъектах Федерации и создаваемые им учреждения образуют систему Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

Федеральным законом от 8 января 1998 г. определены полномочия, структура и основы организации деятельности Судебного департамента. Он выполняет разнообразные управленческие функции, в частнос­ти: разрабатывает и представляет в Правительство предложения о фи­нансировании судов, мировых судей и квалификационных коллегий судов; изучает организацию деятельности судов и разрабатывает пред­ложения о ее совершенствовании; определяет потребность судов в кад­рах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на долж­ности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осу­ществляющими подготовку и повышение квалификации судей и ра­ботников аппаратов судов; разрабатывает научно обоснованные нор­мативы нагрузки судей и работников аппаратов судов; ведет судебную статистику; рассматривает жалобы и заявления граждан в пределах своей компетенции и т.д.

Таким образом, согласно названной Концепции, суды всех юрис­дикций перешли из ведения органов государственного управления юстицией в ведение Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Одновременно уголовно-исполнительная система (места лишения свободы) была выведена из системы Министерства внутренних дел РФ и передана в ведение органов юстиции.

В целях совершенствования системы исполнения уголовных на­казаний в Российской Федерации и в соответствии с рекомендациями Комитета Министров Совета Европы о единых европейских пенитен­циарных правилах Указом Президента от 8 октября 1997 г.* было предусмотрено поэтапное реформирование уголовно-исполнительной системы МВД России в указанном направлении. В механизм управ­ления юстицией включена также система, обеспечивающая проведе­ние единой государственной политики в области регистрации недви­жимости. Такая деятельность осуществляется на основе федерального закона от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»**. Законом предусмотрено, что для реализации его требований субъектами Федерации по согла­сованию с федеральными органами исполнительной власти, уполно­моченными Правительством, создаются учреждения юстиции по го­сударственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

 
 


* СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 4683;

** СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3594.

Примерное положение о таком учреждении утверждено постанов­лением Правительства от 6 марта 1998 г.* Оно может создавать в преде­лах регистрационного округа свои филиалы. Территория, на которой филиалом учреждения юстиции осуществляется государственная регистрация прав, определяются учреждением юстиции по согласованию с органом государственной власти субъекта РФ.

 
 


* СЗ РФ. 1998. № 11. Ст. 1291.

Постановлением Правительства от 18 февраля 1998 г. утверждены Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижи­мое имущество и сделок с ним*. А постановлением Правительства от 5 сентября 1998 г.** Государственная регистрационная палата, находив­шаяся при Министерстве экономики, передана в ведение Минюста России.

* СЗ РФ. 1998. № 8. Ст. 963.

** СЗ РФ. 1998. № 37. Ст. 4616.

Принципиальное значение имеет также создание в системе управ­ления юстицией Службы судебных приставов, организация и деятель­ность которой регулируются Федеральными законами от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве»*. Это единая вертикальная, общегосударственная, самоокупаемая структура, имеющая на сегодняшний день более 23 тыс. сотрудников**. Они призваны в принудительном порядке исполнять решения судов различных юрисдикций, а также выполнять новую функцию — обес­печивать порядок в судах и безопасность участников процессов. Кроме того, с 1 января 2000 г. на Службу возложена обязанность взыскивать недоимки по налогам и сборам по постановлению органов налоговой полиции. Это миллиардные суммы.

 
 


* СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590, 3591.

** Российская газета. 2000. 27 янв.

Таким образом, происшедшие за последние годы изменения в сис­теме государственного управления Российской Федерации потребо­вали серьезной реорганизации работы органов и учреждений юсти­ции. Федеральные законы «О судебных приставах», «Об исполнитель­ном производстве», «О государственной регистрации прав на недви­жимое имущество и сделок с ним», Указ Президента «О реформиро­вании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» дают органам юстиции реальные рычаги власти.

Кроме того, постановлением Правительства от 4 июня 1999 г. уста­новлено, что заместитель Министра юстиции РФ является полномоч­ным представителем Правительства в Федеральное Собрании и Кон­ституционном Суде РФ и для выполнения этой роли наделен соответ­ствующими полномочиями.

Организация управления в области юстиции представлена на схеме 41.

Схема 41. Организация управления в области юстиции


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: