Парапсихология и неразрушимость духа

Парапсихология как научное исследование феноменов, выходящих за рамкиобычных явлений сознания и душевной жизни, возникла сто лет назад, когдаанглийский физик Уильям Ф. Бар-рет сделал первое сообщение об открытых имфактах такого рода. Однако регистрация их относится к гораздо более раннемувремени. Следует подчеркнуть, что, поскольку здесь мы имеем дело с таким сложнымобъектом, как внутренний мир человека, проведение парапсихологами "чистыхэкспериментов" было и остается крайне затруднительным. Но в достоверности ихрезультатов были убеждены многие крупные ученые. Достаточно назвать хотя быхимика Бутлерова, физиков Лоджа, Крукса, Иордана, биологов Уоллеса и Шовена,психиатра Ломброзо. В настоящее время существует ряд институтов иисследовательских групп в США и Европе, которые изучают парапсихологическиеявления. Наиболее достоверный материал в этой области относится к явлениямтелепатии, или экстрасенсорного восприятия (ЭСВ). Эксперименты с ЭСВвызывают оживленную полемику, поскольку их итоги до сих пор не имеютабсолютно доказательного характера. Один из противников ЭСВ пишет:"Утверждать категорически, что результаты этих экспериментов объясняютсяобманом, нельзя, но нельзя и считать, что эти эксперименты отвечают целям,поставленным перед собой экспериментаторами, и что они дают окончательноедоказательство ЭСВ" (Hansel С. Е. ESP A Scientific Evaluation. Русск, пер.:Хэнзел Ч. Парапсихология. М., 1970. С. 295). Примечательно, что и материализм уже готов признатьпара-психологические феномены, уверяя, разумеется, при этом, что они вполнегармонируют с его доктринами. "При всей спорности вопросов, обсуждаемыхпарапсихологией, - читаем мы в "Философской энциклопедии", - едва липравомерно рассматривать эту область психологических исследований каквраждебную философскому материализму только на том основании, чтопарапсихология допускает существование неизвестных еще форм чувствительностии, следовательно, возможности расширения средств познавательнойдеятельности, которые в конечном счете, по убеждению представителейестественнонаучного направления парапсихологии, уходят корнями в сферучувственного познания" (Геллерштейн С. Парапсихология. В кн.: Философскаяэнциклопедия. М. 1967, Т. 4. С. 213. Там же дана и библиография вопроса). У нас телепатию изучала лаборатория проф. Л. Васильева, сотрудникикоторой считали, что их данные вполне доказуемы. Васильев определялтелепатию как "особую форму информации или общения живых существ,выражающуюся в непосредственном (то есть без посредства известных наморганов чувств) влиянии нервно-психических процессов одного существа нанервно-психические процессы другого существа" (Васильев Л. Внушение нарасстоянии (Заметки физиолога). М., 1962. С. 14). Наряду с экспериментами фиксировались и многочисленные случаиспонтанной телепатии. Формы этого рода ЭСВ весьма разнообразны. Это - иострое ощущение несчастья, случившегося с близким человеком, находящимся набольшом расстоянии, и предчувствие надвигающейся катастрофы, и многоедругое. Замечено, что одни люди бывают более способны к ЭСВ, чем Другие. Многие ученые и мыслители считали возможным привлечь ЭСВ для изученияпроблемы посмертия. К этому их побудил тот факт, что среди явленийспонтанной телепатии встречались и такие, которые указывали на возможностьконтакта с сознанием умершего. В качестве примера приведем случай, сообщенный Л. Васильевым. Документ,подтверждающий его, взят из архива Института мозга в Ленинграде. В нем Б. Н.Шабер сообщает: "В декабре 17-го числа 1918 года в 8 1/2 час. утра я увидел на стене, вкоторую упирались мои ноги (я лежал на кровати), овальной формы светлоепятно, которое на моих глазах стало расти, превратившись в светлую фигурудевушки. В этом видении я узнал свою лучшую подругу Надежду АркадьевнуНева-довскую, находившуюся в то время в г. Петрограде. Улыбнувшись мне, онапроизнесла какую-то фразу, из которой я уловил только последнее слово:"...тлена". После этого фигура девушки стала как бы уходить в стену и затемисчезла. Точный мой рассказ о происшедшем был втот же день (Разрядка моя. -А. М.) зафиксирован на бумаге и скреплен подписями шести лиц... 23 декабря1918 года мною было получено письмо от матери Нади, Евгении НиколаевныНевадовской, письмо, в котором она извещала меня о смерти Нади,последовавшей в 8 ч. 25 мин. утра 17 декабря 1918 года. Последние словапокойной были: "Боря, нет праха, нет тлена". Факт получения письма и сутьего содержания зафиксированы, подписями шести вышеупомянутых лиц". К этомусообщению прилагались документы, подтверждающие сообщение Б. Н. Шаберомвидения 17-го числа (среди подписавшихся были математик и юрист, подписибыли с адресами и печатями), а также документ, подтверждающий получениеписьма из Петрограда от матери умершей (См.: Васильев Л. Внушение нарасстоянии. С. 24). Другой пример: "Я жила в Якутске, - сообщает учительница, член КПСС. - В 1916 году 1февраля у меня умер отец, незадолго до этого получивший право выезда изЯкутска, куда он был сослан. 31 января мы получили от него из Иркутскапоздравительную телеграмму (по случаю дня рождения моего брата). В пятьчасов утра я увидела сон, будто отец умер и лежит на столе... Я сказала обэтом мачехе (мама у меня умерла, и была мачеха), она меня отругала. А днемполучили телеграмму, что цапа в 5 часов утра скончался..." {Там же. С. 81). Подобных случаев зафиксировано множество даже за небольшой сроксуществования парапсихологической науки. Здесь приведен в первую очередьэтот - как признанный достоверным в книге материалистического автора. Сампрофессор Л. Васильев дает довольно точную обобщенную формулу таких явлений,которую можно представить в таком виде: "Если данное лицо А. умирает, тодругое лицо В., связанное с ним духовными узами, может переживать чувствоили получить зрительный или слуховой сигнал о случившемся". (Там же. С. 8). О том, что в момент расставания с телом сознание переживает особыйподъем и нередко выявляет скрытые возможности духовного видения,свидетельствует работа современного американского парапсихолога Карла Осиса.Он собрал среди 640 медицинских работников анкеты с ответами на вопрос, чтопереживают люди с незамутненным, здоровым сознанием в момент смерти. Ответыбыли поразительны. Оказалось, что более характерно для последних минут убольшинства не состояние страха смерти, а особое возвышенное состояние,граничащее с экзальтацией. Иногда они видели образ духовного мира, но чащевсего - умерших родных, которые "пришли за ними". По ощущению умирающих,близкие помогают им перейти грань жизни и смерти (Osis К. DeathbedObservations by Physicians and Nurses. New York, 1961). Но все это еще не говорит о настоящем посмертии. Подобные факты можноистолковать как проявление ЭСВ в момент крайнего напряжения всех душевныхсил. Более интересными были бы свидетельства о проявлении сознания у ужеумерших, а такие свидетельства есть. Спонтанный характер эти факты носят, как правило, в тех случаях, когдав жизни умерших имела место какая-нибудь трагедия, например, самоубийствоили преступление. С этим связаны упорные легенды и предания о призраках и"беспокойных домах" (См. собрание проверенных учеными случаев в работе:Баррет У. Ф. Исследование в области человеческой психики/Пер. с англ. М.,1914). Вот характерный пример такого явления: Один врач, путешествуя поГермании, остановился в гостинице. Ночью поднялся шум. Врач вышел и увиделсмущенного хозяина, который просил его осмотреть больную женщину. Тототправился в указанную комнату, где собирался народ. Женщина билась внервном припадке. "Она что-то бессвязно бормотала, порой вскакивая ипугливо озираясь по сторонам. Вдруг она остановила взгляд своих расширенныхот ужаса глаз на противоположном углу комнаты. "Ja, ja, er ist da, - кричалаона, - gehe von mir". - "Что вы там видите, чего вы испугались?" - спросилон ее по-немецки. "Это он! Он является сюда каждую ночь, вот уже три дняподряд, и все рассказывает мне свою страшную историю". - "Кто такой? Ктоон?" - спросил я. "Он, он, окровавленный, страшный. Он говорит, будто 60 леттому назад, когда на месте этого дома стояла корчма и мимо проходила большаяпроезжая дорога, он был убит хозяином, который зарыл его тело под этойкомнатой. Он просил меня освободить его отсюда. Ему здесь душно, его что-тодавит; на 1руди у него лежит что-то тяжелое..." Утром женщина ничего не помнила из своих- ночных переживаний. Но врачпредложил хозяину вскрыть пол в комнате. Под полом была вырыта глубокая яма,в которой обнаружили разбитый кувшин с 30 золотыми и серебряными монетамистарого образца, а еще глубже - останки полуистлевшего человека (Ля-мин А.Теории таинственного. М., 1910. С. 182). История знает также немало подобных примеров. Один из них произошел сМ. В. Ломоносовым, который, возвращаясь из Германии, видел во сне отца,выброшенного мертвым на один островок, который Ломоносов знал с детства.Приехав в Петербург, он узнал, что отец пропал без вести в море. Тогдаученый послал на родину письмо с описанием острова. Сон оказался вещим. Трупотца Ломоносова был найден на указанном острове и предан земле. Подлинный документ с этим сообщением хранился у известного историка М.Погодина и был опубликован в его книге "Простая речь о мудреных вещах" (М.,1873. С. 145). Многие из этих случаев были тщательно проверены исследователями, идостоверность их подтверждена. Особый род ЭСВ, связанного с сознаниемумершего, проявился в так называемом медиумизме, когда человек, находившийсяв состоянии транса, оказывался способным воспринимать сознание другого, ужеумершего. Эти факты не отвергаются и многими объективными материалистами.Так, один из них, К. Ламонт, вынужден пытаться объяснить их по-своему. "Происходящие явления, - говорит он, - это одно дело, а толкования,даваемые по поводу их в том смысле, что они будто бы подтверждаютсуществование бессмертия - это дело другое... Может быть, медиум погружаетсяв великое безличное море сознания или резервуар памяти, который содержит внетронутом виде прошлую психическую жизнь каждого индивидуума. Так же хорошоизвестно, что человеческие существа излучают энергию, и высказывалосьпредположение, что каким-то образом медиумы чувствуют и толкуют устойчивыеследы человеческих вибраций, которые оставили свой отпечаток на материальныхобъектах. Этим можно было бы объяснить появление призраков перед особочувствительными людьми... Или, как предполагает Г. Дж. Уэллс, может быть,есть посмертное существование фрагментов (?) личной воли и памяти... Профессор Броуд, английский философ, предлагает подобную же терию. Онполагает, что после смерти может существовать некий "психический фактор",прежде бывший элементом живой личности умершего. Этот "майндкин"("психический элемент"), так он называет его, может оказаться временносоединенным с организмом медиума, находящегося в трансе" (Ламонт К. Иллюзиябессмертия/Пер. с англ. М., 1961. С. 152, 156). В этих гипотезах интересно не легкомысленное суждение о "фрагментах"сознания (будто оно есть какой-то предмет, который можно резать) и негипотеза о "безличном море сознания", а само признание фактов ЭСВ. В связи с этим нужно отметить выдвинутую недавно советскими ученымигипотезу, согласно которой "в процессе существования организма можетформироваться его своеобразный т. н. биоэнергетический "образ",сохраняющийся в дальнейшем вне зависимости от организма, а также и послепрекращения его деятельности" (Ромен А. Е. О некоторых аспектахбиоэнергетики: Некоторые вопросы биодинамики и биоэнергетики организма внорме и патологии, биостимуляция лазерным излучением. Материалыреспубликанской конференции. Алма-Ата, 1972. С. 47). Известный свет на проблему посмертия могло бы пролить описание опытатех людей, которые пережили клиническую смерть. Обычно утверждают, что послеэтого состояния человек ничего не помнит и, следовательно, смерть есть конецличности. Но это было бы равносильно утверждению, будто человек, который непомнит своих снов, действительно их не видит. Между тем известно, что это нетак. Сновидения - неотъемлемая часть сна и даже, как полагают, необходимаядля его правильного течения. Следовательно, "беспамятство" тех, кто пришел всебя после клинической смерти, ничего не говорит о состоянии сознания в этотмомент. Но в то же время, подобно тому как иные люди хорошо помнят свои сны,известно и немало случаев, когда человек, вернувшийся к жизни, помнит ясносвое минувшее состояние. Приведем здесь лишь один из них, известный личноавтору со слов человека, пережившего этот своеобразный опыт. Шестидесятилетний инженер Я. А. Абрамов страдал воспалением тройничногонерва, и ему была сделана операция с трепанацией черепа. "Операция происходила под местной анестезией, - рассказывает Я. А., -ия в продолжение всего времени сохранял полное сознание. Анестезирующейжидкостью мне облили обритую голову, и ее поверхность потерялачувствительность. Я лежал на столе, притянутый к нему ремнями. Чувствовал,как профессор провел скальпелем по черепу и загнул назад, на затылок,прорезанный кусок кожи. Слышал, как отрезанная кожа коснулась ушей. Началисверлить череп, чтобы между образовавшимися отверстиями его пропиливать.Хотя я и не чувствовал резкой боли, но состояние было очень тяжелым и нервынапряжены... Я услышал голос: "Давление крови катастрофически падает".Другой голос: "Сердце останавливается". Больше я ничего не слышал и намгновение как бы потерял сознание... Но здесь начинаются мои собственныеощущения и переживания. Я чувствую, что я приподнимаюсь над моим телом. Впрочем, я не прежний:я состою из какой-то прозрачной материи, как из стекла или густого воздуха,но в прежней форме моего тела. Отделившись от тела, я становлюсь на свойновые ноги. Вижу - рядом лежит мое неподвижное старое тело со свисшей внизрукой. Около него суетятся доктора. От моих болей и нервного напряжения ничего не осталось. Я чувствуюнеобычайную легкость, тишину в сердце, покой и радость. Это было такоеблаженное состояние, которое невозможно описать и которого я никогда непереживал на земле. Думаю: "Как мне теперь необычайно хорошо". Немного постояв, я решил выйти наружу. Я прохожу через ширму и череззакрытую дверь на балкон. Ничто не мешает моему движению через материальныетела. В то утро была пасмурная погода. Когда же я вышел на балкон, то вижусияющее золотыми лучами солнце и безоблачное небо. Небо не обычное, акакое-то искрящееся лучезарными блестками. Все время переживаю какую-тоособую радость и думаю: "Как здесь все прекрасно". Вон она - вечность, здесьнет более времени. Потом я возвращаюсь назад в операционную комнату. Сновавижу свое мертвое тело и суетящихся около него докторов. Вдруг всеоборвалось..." Электрическим током сердце заставили биться, и операция прошлаблагополучно. Согласно протоколу операции, клиническая смерть длилась семьминут. То, что этот случай не единичный, подтверждают работы американскогофилософа и психиатра Рэймонда Муди. Их результаты подытожены в двух книгах:"Жизнь после жизни" и "Размышления о жизни после жизни" (Moody R. Life afterlife. New York, 1977; Reflections on Life after life. New York, 1977). Втечение ряда лет автор опрашивал людей, переживших клиническую смерть. Изних более ста помнили свои переживания. (Отметим, кстати, что и сновидениячеловек запоминает довольно редко, хотя видит их каждую ночь.) Исследователяпоразило сходство рассказов у людей, имевших разные профессии,вероисповедания, взгляды, характеры и оказавшихся на грани смерти врезультате самых разнообразных причин. Большинство ощущало себя проходящимичерез какой-то темный туннель; многие отчетливо видели свое тело со стороны(как в свидетельстве Я. А. Абрамова) и помещение, где оно лежало, слышалислова медицинского персонала. Они видели умерших родных, которые, как имказалось, пришли поддержать их. Главным переживанием клинической смерти былавстреча со "светящимся существом". В соответствии со своими понятиями, ониназывали его по-разному, но все свидетельствовали, что из этого средоточениясвета изливались потоки невыразимой любви и счастья. От него исходилбезмолвный, но ясно воспринимаемый вопрос: готов ли человек к смерти? Иные,находившиеся в состоянии клинической смерти дольше, видели целые мерызапредельных существ. Речь в данном случае едва ли может идти о предсмертномпсихозе, поскольку переживание оказало стойкое положительное влияние нанравственную жизнь "воскресших". Все они перестали бояться смерти, изменилисвое отношение к окружающим, осознали важность "любви и познания". Нужноподчеркнуть, что Р. Муди исключил свидетельства людей с поврежденнойпсихикой или испытавших воздействие наркотических препаратов. Независимо от Р. Муди аналогичные результаты получила еще раньшеисследовательница Элизабет Кюблер-Росс (Kuhler-Ross Е. On Death and Dying.New York, 1976). Таким образом, новейшая техника реанимации поставила вопрос опосмертном сознании в плоскости экспериментального изучения. Ибо если раньшеговорили, что "оттуда никто не возвращается", то теперь это утверждениеперестало быть бесспорным.

X x x

В заключение нашего краткого экскурса необходимо отметить, чтобессмертие (как факт духовный) устанавливается не естественнонаучным путем.Но поскольку неразрушимость "Я" может отражаться в научно познаваемой сфере,нет причин отвергать значение науки для исследования этого вопроса. Разумеется, идея сохранения духовного средоточия личности не выводитсяиз ЭСВ и других парапсихологических явлений. И все же, если эти явленияполучат окончательное гражданство в науке, бессмертие будет для нее болееочевидным. Не исключено, однако, что естествознание окажется здесь передпорогом, который опытное исследование перейти не сможет. В любом случаеучение о неразрушимости "Я" основывается не на науке, а прежде всего навыводах разума, интуиции, веры в свете Откровения.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: